Общество 27 июн 2024 309

«За нами - Родина!»: Николай Хлебодаров - о командировках в «горячие» точки, поездке в зону СВО и планах «Боевого братства» Бурятии

Весной этого года в жизни ветерана боевых действий, кавалера ордена Мужества, представителя Общественной палаты РБ Николая Хлебодарова произошло важное событие. На отчетно-выборной конференции БРО ВООВ «Боевое братство», состоявшейся 23 марта 2024 года, его избрали руководителем ветеранской патриотической организации Бурятии.

Каким был жизненный путь полковника Хлебодарова? Что предстоит сделать «Боевому братству» республики в ближайшей перспективе? Об этом и многом другом корреспондент «Бурятии» побеседовал с Николаем Хлебодаровым.

- Николай Иванович, расскажите немного о себе.

- Я родился в 1958 году в селе Колобки Иволгинского района. Там окончил четыре класса. Потом родители переехали в поселок Сотниково: семья наша большая (пятеро детей), надо было учить нас. В то время как раз развивалась Сотниковская птицефабрика, которая была градообразующим предприятием. Там я окончил восемь классов. Затем перешел в Улан-Удэнскую школу № 33, по окончании которой поступил на механический факультет Восточно-Сибирского технологического института. В 1981 году получил диплом инженера-механика по специальности «машины и аппараты пищевого производства». Сразу после института по окончании военной кафедры получил воинское звание лейтенанта.

- Как складывалась ваша жизнь после окончания вуза?

- Меня призвали в армию. Службу проходил в должности начальника вещевой продовольственной службы отдельного батальона химической защиты Северо-Кавказского военного округа. Служил два года. После армии вернулся на родину в звании старшего лейтенанта. Устроился на работу в дорожно-строительное управление автодороги «Иркутск - Улан-Удэ»: трудился оператором битумно-плавильной установки, механиком-энергетиком асфальто-бетонного завода, главным механиком дорожно-строительного управления. После работы на автодороге в 1985 году решил пойти в силовые структуры - в органы внутренних дел. Меня направили на учебу в Пермские высшие курсы МВД СССР: учился на оперуполномоченного ОБХСС. После годичного обучения в Перми поступил в линейный отдел милиции на станции Улан-Удэ Восточно-Сибирского управления внутренних дел на транспорте.

- Вы отдали службе в транспортной милиции ни много ни мало - 30 лет!

- Так и было. Службу в органах внутренних дел я проходил в одном месте. Единственно, что в 1991-1993 годах уезжал на учебу: окончил Академию МВД России. Службу завершил в звании полковника в должности начальника милиции общественной безопасности.

- Особая веха в вашей биографии - командировки в «горячие» точки…

- Действительно, во время службы в органах внутренних дел, в 1995-м и 2000-м годах (во время первой и второй контртеррористических операций), я дважды был отправлен на Северный Кавказ в качестве командира сводного отряда по наведению конституционного порядка.

- За подвиги, совершенные во время одной из командировок, вы награждены орденом Мужества. Расскажите об этом.

- Я получил эту награду, будучи командиром сводного отряда. А командиров награждают в том случае, когда они отлично выполняют боевую работу своего подразделения. Во время первой командировки моему подразделению, состоявшему из 10 бойцов, поручили сопровождать пассажирский поезд «Махачкала - Москва», который запустили после восстановления железнодорожных путей. Со станции Хасавьюрт (Дагестан) до Моздока (Северная Осетия) ехали через всю Чеченскую республику. Во время движения поезда не раз подвергались вооруженным атакам боевиков. Мы отбили несколько атак. Нас обесточивали. Мы стояли в поле. Как раз в то время в поезде ехала польская делегация, которая вначале была негативно настроена к российским военнослужащим. Но прибытию на станцию Моздок, когда увидели весь изрешеченный пулями состав, у них изменилось отношение к нам. По этому поводу был сюжет в «Вестях»: мы доехали до Моздока без потерь, шесть моих подчиненных получили осколочные ранения. Также в первую командировку мы стояли у станции Наурская рядом с Челябинским, Саратовским и Петрозаводским сводными отрядами. Отразили более 30 атак боевиков на узловую станцию. Ситуация усугублялась тем, что в состав бандформирований входили уголовники, выпущенные из колонии строгого режима. Поэтому тот район был крайне криминогенный. Так что нам приходилось воевать и с преступниками, и с боевиками, усиленно охранять транспортные артерии. Кроме этого, мы сопровождали электропоезда, разминировали дорогу, охраняли мост. За первую командировку почти весь мой отряд был награжден. Когда получаешь награду, видишь, что твой боевой труд нужен стране, что ты стоишь на защите государства, и это дает веру, что за нами - Родина.

Моя вторая командировка была в Гудермес. Мы стояли вместе с сотрудниками ППС из Бурятии, на которых радикалы обрушивали атаки. Как раз в то время погибли подполковник Сергей Сультимов и капитан Анатолий Филиппов. В тот период в боях принимал участие мой коллега Александр Машанов, награжденный орденом Мужества.

- Награждены ли вы за свою вторую командировку?

- Нет, ничего не получил. Мы же не ради наград воевали на Северном Кавказе. Моя главная задача как командира была - сохранить здоровье и жизни подчиненных, создавать им приемлемые бытовые условия на фронтовой полосе.

- Можно ли сказать, что вас изменила война?

- Война, конечно же, накладывает отпечаток на любого человека: это и психологическая, и эмоциональная нагрузка. Недаром же существует «послевоенный синдром». Кто-то справляется с этим легко, а кто-то тяжело. После войны человек возвращается в гражданскую жизнь с другими ценностями, ценит то, что есть у него, особенно ценит дружбу, поддержку.

- Два года назад вы получили премию имени генерал-лейтенанта милиции Николая Ефимовича Цыганника. Несколько слов об этом.

- Эта награда - за активную работу по пропаганде истории и традиций транспортной полиции, ветеранскую деятельность и приверженность к профессии. Ее я получил по инициативе руководителя Совета ветеранов Главного Управления на транспорте МВД России полковника в отставке Сергея Николаевича Желнова .

- В апреле этого года вы ездили в зону СВО. С какими впечатлениями, мыслями вернулись оттуда?

- Мы поехали туда с гуманитарной миссией - доставили для наших бойцов две машины, которые были загружены «гуманитаркой» - генераторами, масксетями, письмами школьников. Кроме этого, у нас была миссия - посетить Старобешевский район, над которым шефствует Бурятия. Главе района передали письмо от председателя Общественной палаты РБ Татьяны Думновой о методической помощи по созданию общественного Совета в Старобешевском районе ДНР. Заехали в школу, вручили письма, цветной принтер и посадили на аллее «Содружества» 50 сосен и 30 кедров, которые привезли с собой. Также цветной принтер передали многоуровневому колледжу.

Нас встретили ребята из спецназа «Байкал» «Боевого братства». Они нас сопроводили за «ленточку». «Гуманитарку» передали нашим бойцам батальона «Байкал», танкистам - автомашину «Газель», а разведчикам - джип «Форд». Встречи с нашими воинами были теплые. Настрой у ребят, настоящих воинов-профессионалов, - самый хороший, настрой - победить.

- Какие основные задачи на ближайшую перспективу стоят перед «Боевым братством Бурятии?

- Прежде всего я хочу поблагодарить нашего бывшего руководителя Жамбал-Жамсо Николаевича Жанаева за то, что он провел большую работу по возрождению нашей организации. А что касается наших ближайших планов, то будем продолжать оказывать помощь ветеранам боевых действий, участникам СВО, продолжим работу по патриотическому воспитанию молодежи, увековечению памяти павших воинов. Мы открыли несколько новых отделений. Готовимся к открытию отделений в Кабанском, Прибайкальском и Мухоршибирском районах. В планах - открытие передвижного музея: нам Иволгинский район передает автобус «Газель». Там будут представлены экспонаты времен Великой Отечественной войны, локальных вооруженных конфликтов, СВО. Планируем выезжать с передвижным музеем в летние школьные лагеря. «Боевое братство» было, есть и будет!

Автор: Беседовал Баясхалан ДАБАИН

Фото: предоставлено героем публикации