Общество 28 июн 2024 728

Третий созыв Народного Хурала РБ: работа, законы, решения

В июле 2002 года был сформирован депутатский корпус республиканского парламента третьего созыва.  Председателем  избрали опытного политика Александра Гомбоевича Лубсанова. Его заместителями стали Иван Игнатович Калашников и Фаина Павловна Ботоева, пишет газета «Бурятия».

Новые решения

В период деятельности третьего созыва начался переход от мажоритарной к смешанной системе выборов в органы законодательной власти субъектов России. В Конституцию Бурятии были внесены изменения, согласно которым половина депутатов Народного Хурала избирается по одномандатным избирательным округам, а другая - по партийным спискам.

В 2003 году началась общероссийская реформа местного самоуправления, и депутаты в 2004-м приняли совершенно новый концептуальный закон «Об организации местного самоуправления в РБ», а также закон «Об установлении границ, образовании и наделении статусом муниципальных образований в РБ».

В 2005 году приняты законы, регулирующие особенности выборов в органы местного самоуправления. Также следует отдельно отметить принятые в третьем созыве законы о государственной и муниципальной службе.

Еще одним нововведением стало принятие трехлетнего республиканского бюджета, закрепившего переход к новой системе бюджетного планирования. Новый принцип формирования бюджета позволил обеспечить среднесрочную устойчивость бюджетной системы.

Справка

В ходе пленарных заседаний депутаты утвердили новую структуру Народного Хурала Бурятии,   принято решение об образовании шести постоянных комитетов. Их руководителями стали Александр Маслов - комитет по государственному устройству, Владимир Павлов - комитет по земельным вопросам, Александр Ковалев - комитет по международным и региональным связям, Сергей Мезенин  - комитет по социальной политике, Цырен-Даши Доржиев  - комитет по бюджету, Вячеслав Ирильдеев  - комитет по экономической политике.

Парламентский контроль

Народный Хурал Бурятии, помимо законодательных полномочий, обладая контрольными функциями в пределах и формах, установленных законами РБ, осуществлял парламентский контроль за соблюдением и исполнением республиканского законодательства.

Кроме этого, в рамках парламентского контроля депутаты неоднократно рассматривали вопрос о результатах выполнения Программы социально-экономического развития Бурятии.

Народный Хурал РБ, как представительный орган власти, исходя из принципа разделения властей, принял более сорока постановлений, реализующих управленческие функции республиканского парламента, в том числе: назначение выборов органов местного самоуправления в РБ, назначение на должность мировых судей РБ, назначение членов Избирательной комиссии РБ  другие, которые стали основополагающими в дальнейшей работе, как законодательной, так и исполнительной власти республики.

Следует отметить обязательное участие Председателя Народного Хурала и руководства парламента в работе заседаний республиканского Правительства. Также Председатель Народного Хурала РБ Александр Лубсанов неоднократно принимал участие в совместных заседаниях Совета Сибирского федерального округа и Совета межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

На очередной сессии Народного Хурала РБ

Работа Совета

Советом Народного Хурала РБ рассматривались вопросы, вносимые на  сессии, а также план работы республиканского парламента.

Важной формой деятельности Совета являлось рассмотрение хода реализации республиканских законов и принятие рекомендаций по проведенным комитетами «парламентским слушаниям» и «круглым столам».

Совет Народного Хурала неоднократно проводил выездные рабочие заседания по предложениям комитетов. Кроме этого, проводились парламентские слушания, касающиеся социально-экономического развития республики, вопросов культуры, образования, здравоохранения, земельных вопросов.

В третьем созыве Совет Народного Хурала выражал мнение  республиканского парламента в отношении важных общественно-политических событий в республике. Советом парламента ежегодно определялась структура, штаты, размер оплаты труда работников Аппарата Народного Хурала, а также расходы на содержание Народного Хурала.

Взаимоотношения с исполнительной властью

Народный Хурал Бурятии на постоянной основе взаимодействовал  с Президентом и Правительством республики, другими органами исполнительной власти. Это позволило выработать единую экономическую и социальную политику, обеспечить последовательность и непрерывность экономических преобразований в республике. На все сессии Народного Хурала приглашались с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной и судебной власти республики. Президент Бурятии постоянно принимал участие в работе сессий.

Кроме установления взаимоотношений с Президентом, Правительством и другими органами исполнительной и судебной власти республики, Народный Хурал взаимодействовал с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Председатель Народного Хурала и его заместители принимали постоянное участие в совещаниях, проводимых Полномочным представителем Президента РФ по Сибирскому федеральному округу. Таким образом, Народный Хурал, как законодательная ветвь власти республики, исполняя принцип разделения властей, работал в единстве с исполнительной и судебной властью в республике.

Работа комитетов

В третьем созыве было сформировано шесть постоянно действующих комитетов. В заседаниях комитетов принимали участие не только специалисты  профильных комитетов и управлений Народного Хурала, но и  представители Правительства Бурятии, а также Управления юстиции и прокуратуры.

Депутаты систематически выезжали в свои округа с отчетами о своей деятельности и для участия в сходах населения, рабочих совещаниях в органах местного самоуправления, сессиях районных Советов депутатов. При посещении районов республики Председателем Народного Хурала  рассматривалась  практика взаимодействия парламента и Правительства Бурятии при принятии важных для республики законов и программ, направленных на решение социально-экономических задач.

Межпарламентская деятельность

Народный Хурал Бурятии в третьем созыве продолжил сотрудничество с Великим Государственным Хуралом Монголии.

Кроме того, Народным Хуралом в рамках парламентского сотрудничества были направлены на стажировку в комитеты Государственной Думы России ряд депутатов и работников аппарата.

Была продолжена работа с законодательными органами субъектов России по обмену информацией, по вопросам поддержки законодательных инициатив в Госдуму РФ. Комитетами Народного Хурала осуществлялся обмен опытом с соответствующими комитетами заксобраний Иркутской, Читинской, Томской областей, Красноярского края и рядом других регионов. Также продолжила работу Ассоциация парламентов Республики Бурятия, Агинского и Усть-Ордынского автономных округов.

Общественная приёмная

 На имя Председателя Народного Хурала, его заместителей, председателей комитетов через приемную по обращениям граждан поступило порядка тысячи обращений, в том числе по вопросам улучшения жилищных  условий, защиты прав и свобод граждан, работы правоохранительных органов, органов здравоохранения и народного образования. Авторами обращений были пенсионеры, инвалиды, общественные организации, работники бюджетной сферы, а также малообеспеченные семьи, что определило характер письменных и устных обращений.

Много обращений поступило по вопросам оказания финансовой помощи для лечения c выездом за пределы республики, погашения задолженности по зарплате и выплатам детских пособий,  правильности начисления пенсий, выполнения трудового законодательства.

Все поступившие заявления, письма, обращения граждан были своевременно зарегистрированы и направлены в министерства, ведомства, администрации местных органов самоуправления, при содействии которых большинство вопросов были решены положительно.

Справка

За третий созыв Народного Хурала РБ депутаты  приняли 544 закона, направленных на улучшение социально-экономической ситуации в Бурятии.

Автор: Подготовил Иван ПОДБЕРЁЗКИН

Фото: из архива редакции