Общество 3 июл 2024 160

«Сын степей на стальных путях БАМа»: Эрдэм Цырендоржиев посвятил железной дороге 37 лет

Жизнь паренька из края голубых озер - Еравны складывалась, как у всех сверстников. Детство в родном селе Усть-Эгита, в окрестностях которого любил шалить с друзьями. Или же вместе с отцом, Батомунко Дугаровичем, колхозным табунщиком, скакать по степным просторам, погоняя табун на отменные пастбища, пишет газета «Бурятия».

Песню табунщика - в наследство

Но больше всего в детстве нравилось Эрдэму прислушиваться к разговорам старших. Из их неторопливой беседы можно было узнать множество историй о родной деревне, Еравне, да и всей бурятской земле. Были занимательны разговоры о людях неординарных судеб, знаменитостях - земляках. «Таяла» душа, когда взрослые запевали родные мелодии, растяжные, как песня табунщика в степи…

Парень особенно любил, когда отец заводил Хвалу коню - мориной соло! Старался вникать каждому слову и запоминать стихотворные куплеты под монотонное пение… Когда же он пел, подражая отцу, в его воображении возникали разные картинки: топот табунов, несущихся вольно по бескрайним просторам, гомон воинов-всадников, картинки из любимых традиционных праздников - Сурхарбана, Сагаалгана: состязания мэргэнов, борцов, бег скакунов, танцы и песни красавиц в неповторимых бурятских нарядах с хадаками, зазывающими в вихрь бурятского ёхора. И даже любимые угощения из нежных рук мамы Цыпилмы Дамбиевны - буузы и крепкий зеленый чай с молоком…

Эти картинки Эрдэм пронес через всю свою жизнь и бережно хранит в глубине души всегда. А Хвалу коню, куплеты в честь коня-друга и соратника, каковым считают коней буряты, принял для себя как завещание отца и сделал своей «визитной карточкой», мастерски исполняя со сцены или просто для друзей.

Становление

После окончания школы Эрдэм поступил на фельдшерское отделение Улан-Удэнского медицинского училища. Получил диплом и приехал в родную Еравну трудиться на страже здоровья земляков. Затем молодого парня призвали на службу в армию. Отслужил фельдшером батальона.

Дальше, как у многих сверстников, - становление на взрослую самостоятельную стезю, работа в участковой больнице Усть-Эгиты, мечта о продолжении учебы и, конечно же, любовь!

Встреча с горянкой Галиной из далекой Тунки, с подножья величественных Саян, студенткой педагогического училища, будущей учительницей, изменила жизнь. 15 октября 1983 года молодые сыграли свадьбу. 1984 год внес перемены: Эрдэм стал студентом Иркутского медицинского института и отцом маленькой принцессы Цыпилмы (в честь мамы). Так они на время стали иркутянами.

Сверхзанятость на учебе новоиспеченного студента и главы семейства, хлопоты молодой хозяйки с маленькой дочуркой, бытовая неустроенность и жизнь на одну стипендию - туговато пришлось семье Цырендоржиевых в новых условиях. Рассчитывать на помощь родителей до окончания учебы - не в характере Эрдэма. Да и не ощущалось динамики, той изюминки самоутверждения, к которой он всегда стремился. Его тонкую натуру Галина всегда чувствовала и старалась поддерживать.

Где же тот ритм и поле для самоутверждения? Да рядом - на БАМе! Задумано - сделано.

«За туманом и за запахом тайги…»

18 ноября 1984 года Эрдэм Цырендоржиев вышел на работу в качестве монтера пути 3-го разряда в СМП -581 треста «Нижнеангарсктрансстрой», что находился в г. Северобайкальск, столице Бурятского участка БАМа, сменив белый халат медика на рабочую робу.

С коллегой на железнодорожных путях БАМа

Светлые аудитории вуза и лекции ученых светил остались там, в большом городе. Под жилье семье предложили маленький вагончик. Глава семьи пришел в бригаду Сергея Кобылкина, следующего за тогда уже знаменитым коллективом Александра Бондаря. Бригада трудилась над балластировкой и подготовкой к сдаче путей в постоянную эксплуатацию на перегоне «Тыя - Северобайкальск».

Условия труда и рабочая обстановка в реальности были, мягко сказать, далеки от нарисованных в воображении картинок бамовского набата, к которому стремился молодой бамовец-путейщик. Целый месяц не разговаривал Эрдэм с ребятами - не мог привыкнуть к лексикону сотоварищей. Его коллеги умели выражаться только солеными словами и громкими криками. Это в бригаде считалось нормой. А человеку, привыкшему к спокойному и уважительному диалогу, такое общение было в дикость.

В бригаде было около 20 крепких мужиков, один под стать другому. В обязанности бригады входило доведение путей под эксплуатацию после укладчиков рельсов в немыслимо сложных погодных и технических условиях, с использованием тяжелых орудий труда, которые толкали на чугунных тележках. Где же тут до вежливых слов!

За месяц, относительно короткий срок, как ему показалось, Эрдэм Цырендоржиев научился общаться с мужиками на том же диалекте, как принято в бригаде, и по-настоящему влился в коллектив. А забегая вперед, можно отметить, что за 37 лет работы на одном месте из него получился «матерый», но очень интеллигентный путеец.

Жизнь на БАМе кипела в темпе, к которому стремилась семья Цырендоржиевых. В 1986 году родился сын Чингис, «дите БАМа», как называют категорию населения, появившуюся на всесоюзной стройке века. Сын - настоящий бамовец, вкусивший романтику жизни в вагончике, щитовухе и закаленный жесткими ветрами с Давана, сдобренными студеными водами горных рек и Байкала.

Любимые увлечения

Как бы ни была тяжела работа, Эрдэм Батомункуевич находил время для общественной работы. В свободные от смены часы любил бывать в школе, где училась дочь. Проводил с ребятами мероприятия в качестве пионервожатого. Общественной нагрузки ему хватало: был назначен секретарем комсомольской организации СМП-581. Затем избран председателем строительства молодежного жилого комплекса от СМП. Обеспечил свою семью трехкомнатной благоустроенной квартирой, помог товарищам по работе в получении жилья.

Свое любимое увлечение - участие в художественной самодеятельности смог реализовать в народном ансамбле «Гэсэр», созданном энтузиастами и любителями народной культуры. Много лет был ведущим концертов и, конечно же, исполнял «Мориной соло» - Славу коню. Дочь и сын также стали участниками ансамбля, пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах.

Ансамбль ветеранов БАМ «Гэсэр»

С годами бамовская жизнь для семьи Цырендоржиевых стала привычной. Любимая супруга Галина Доржиевна служила в должности государственного нотариуса, затем стала работать помощником руководителя частной нотариальной конторы, воспитывала детей.

Строитель БАМа

Эрдэм Батомункуевич продолжал работать на путях. Набрался опыта, повысил разряд. После обучения на специализированных курсах, сам стал бригадиром путейщиков, работал в разных подразделениях железной дороги.

Было всякое в работе. Приходилось дежурить сутками на малых станционных разъездах, подготавливая пути до и после проезда поездов. В кромешной ночи с фонарем в руках и метровых сугробах Давана, где не раз слышал рев хозяина тайги. Случались трагедии. Однажды ночью на глазах у Эрдэма рабочий «струг», так называется снегоуборочный агрегат, из-за несогласованности графика снес с путей троих его товарищей. В темноте ночи он остался один на один с трагедией, пока не подоспели из Северобайкальска спасательные службы и скорая помощь. Чьими молитвами он спасся тогда, не понимает до сих пор. Конечно, родителей, всех близких, наверняка он родился под счастливой звездой и получил благословление богов еще в детстве, когда воспевал в степи славу табунам…

После этого происшествия долго не мог прийти в себя. Поступил в Улан-Удэнский железнодорожный техникум, окончил, получил специальность «техник пути». Но не смог ходить с папкой в руках. Вернулся в бригаду.

37 лет посвятил Эрдэм Батомункуевич железной дороге. Не в конторах просидел, а находился там, на путях, на передовой. Держал руку на пульсе стальных путей и воспевал Славу коням по завету отца. Но коням железным, стремительно проносящимся мимо него по Байкало-Амурской магистрали.

Медаль «За строительство БАМ», медали к юбилеям БАМа, медаль «350 лет вхождения Бурятии в состав Российского государства» - его заслуженные награды. И еще - после сдачи Северомуйского обводного пути его премировали мотоциклом «Урал». Имеет звание «Почётный донор России».

И всегда рядом с ним самая ценная награда жизни - супруга Галина, дочь Цыпилма - начальник отдела в Республиканском агентстве по государственным закупкам, сын Чингис - сотрудник службы судебных приставов в г. Санкт-Петербург. Оба семейные. Пятеро внуков радуют дедушку и бабушку успехами в учебе.

Это и есть главная песня супругов Цырендоржиевых, ветеранов БАМа.

Большая и дружная семья Цырендоржиевых

Автор: Дарима ДУГАРОВА, ветеран БАМа

Фото: предоставила Дарима Дугарова

Читайте также