Общество 24 июл 2024 1483

«Отец и сын»: необыкновенная история о фронтовике из Бурятии, погибшем смертью храбрых под Калугой

Усть-Урма (Урмын Адаг). Есть такой небольшой улус, укрывшийся от мегаполисов в узкой межгорной долине на восточной окраине Малого Хамар Дабана. Там, в благодатном междуречье Иро и Урма, согласно свидетельству о рождении, появился на свет солдат Победы Константин Парфенов, пишет газета «Бурятия».

В самом пекле войны

- По метрике мой отец родился в 1907 году в Усть-Урме (Селенгинский район, Иройский сельский совет, ЛЗУ - лесозаготовительный участок), но на самом деле - в тайге на Мишихе, в горах за Мысовой, - начинает рассказ об отце Михаил Парфенов. - У моего отца, по семейной легенде, - осетинские корни. Его дед, осетинский мальчик был усыновлен графом. Мой прадед был очень горячим парнем: выкрал девушку-осетинку и бежал через Украину в Восточную Сибирь, в Иройскую долину, где и пустили корни Парфеновы.

В 20-е и 30-е годы прошлого века, до войны Константин Парфенов трудился в родном колхозе.

- Об отце знаю по рассказам мамы и старших сестер. По тем временам он был грамотным. Работал бригадиром сплавщиков в леспрпомхозе: заготавливали лес и сплавляли его по Темнику. Рассказывали, что отец был очень сильный. Он еще в Гужертае (Хужиртэй) жил и там на спор приподнял лошадь. А еще папа был очень смелым. Однажды на охоте (он был знатным охотником) в верховьях таежной реки неожиданно прямо на него вышел медведь. Отец не дрогнул и всадил нож точно в область сердца медведя. Когда отец в сорок первом уходил на фронт, он взял меня на руки, приподнял и поцеловал, - говорит сын фронтовика. - Мне тогда было всего два месяца. На фронте отец служил коневодом. Он управлял лошадьми, которые таскали пушки.

В то время, как рядовой Константин Парфенов, не жалея себя, сражался на войне, его жена Таисия Корниловна (в девичестве Тугаринова) в одиночку растила семерых детей.

- Мы росли в голод, выживали в войну, мама нас, бедная, поднимала: работала в двух местах (уборщицей в сельсовете и санитаркой в больнице), - вспоминает Михаил Константинович. - После войны нас Темник кормил. Мы с братом после того, как только отцветала черемуха, ходили на рыбалку (крючки гнули из иголок, рыбу ловили на кузнечиков). В Темнике водились ленок, хариус. Мужики вытаскивали тайменей весом по 10-15 килограмм.

Судя по фронтовым документам, рядовой Константин Парфенов воевал солдатом-ездовым 1090-го стрелкового полка 323-й стрелковой дивизии (10 и 16 Армия, Западный фронт). Осенью 1941 года он оказался в пекле битв и был свидетелем того, «как мир содрогался в хрустящих объятьях войны». Именно ездовые в начале войны подвозили на передовую боеприпасы и продовольствие, зачастую под вражеским огнем. Воевал как надо, собрав волю в кулак, - смело и решительно, с честью нёс должность ездового.

Священная горсть земли

В 1943 году красноармеец Парфенов в составе дивизии бил фрицев в тяжелых кровопролитных боях в Тульской, Брянской и Калужской областях, в частности, у сел Берестна, Колодязцы, у реки Рессета. Он скончался 20 августа 1943 года в эвакуационном госпитале № 3468 после полученного ранения. В Книге Памяти информация о нем весьма скудная - «1907 г. р, с.Усть-Урма, русский, призван в 41 г., рядовой, погиб 20.08.43 г., похоронен в городе Калуга».

Солдат Победы ездовой Константин Парфенов

Сын фронтовика, сложившего голову под Калугой, Михаил Парфенов бережно хранит светлую память об отце. Он многие годы посвятил поиску информации о нем. В минувшем году судьба подарила ему встречу и знакомство с известным общественником, представителем «Боевого братства», заместителем председателя Российской общественной организации «Совет ветеранов Корейской войны 1951-1953 гг.» Очиром Цыбиковым. Познакомились, когда провожали в последний путь участника Корейской войны Юрия Георгиевича Илькова. Оказалось, что у Очира Цыбиковича есть знакомая в Калуге - руководитель музея боевой славы лицея № 36 Татьяна Гонаго. Она-то по просьбе Очира Цыбикова и отправила в прошлом году в Улан-Удэ горсть земли (горсть памяти!) с места захоронения фронтовика Парфенова, который нашел вечный покой в Калуге. Это невероятная удача - узнать, где именно похоронен близкий человек, тем более получить горсть земли оттуда. Получив священную для близких солдата Победы горсточку земли, Михаил Константинович развеял ее на территории Мемориала Победы в столице Бурятии. И теперь родные красноармейца Парфенова имеют возможность поклониться отцу, деду, прадеду и склонить голову перед его подвигом.

«Побеждая, я умер… Если пал человек, чтобы жизнь сохранить человеку, значит, верно он жил, значит, умер не зря…я умер, себя не жалея, за тебя и за мать, за просторы родимых полей! Хочешь быть как отец? Стой в бою, где всего тяжелее, и себя, если надо, как он, не жалей». Это строки из стихотворения чешского поэта Витезслава Незвала в переводе Константина Симонова. Они словно адресованы как напутствие сыну фронтовика - Михаилу Парфенову. Был бы жив солдат Победы Парфенов, гордился бы своим сыном, который сделал то, что не успел сделать он, и своим правнуком-участником СВО, продолжившим путь воина-прадеда. Сын фронтовика Михаил Парфенов с детства тянулся к знаниям: окончил улан-удэнское железнодорожное училище, механический факультет Восточно-Сибирского технологического института. Служил три года в войсках ПВО на Сахалине. Он не отлынивал от общественных нагрузок, не пасовал перед трудностями и не искал легких путей в жизни. Совершенствовался. Увлекался спортом, играл на музыкальных инструментах. И, конечно, добросовестно трудился. Сначала - на тонкосуконном комбинате, а 37 лет (!) - в том числе на руководящих должностях (начальником отдела кадров, механического цеха, 2-го отдела, председателем профкома и председателем совета ветеранов) на заводе «Теплоприбор». Правнук Константина Алексеевича - Алексей воевал в Сирии, а потом с первых дней СВО в составе спецподразделения уничтожал неофашистов (удостоен Георгиевского креста II степени), как когда-то его прадед бил фрицев на фронте. Такая вот преемственность поколений и патриотизм прослеживаются на генном уровне на примере одной семьи.

- Для нас, для всей нашей семьи 9 Мая - святой праздник, - говорит Михаил Парфенов. - В этот день мы обязательно вспоминаем об отце. Знаю, что он был хорошим порядочным человеком, настоящим мужчиной. Мне его всегда не хватало: я слово «папа» не знал. Нас мама вырастила. Уверен, мы не подвели ни папу, ни маму. Они бы нами гордились.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: предоставлено Михаилом Парфеновым

Читайте также