Общество 6 окт 2024

Позывной «Тим»: интервью с отважным десантником из Бурятии

Тимуру - двадцать четыре. Выглядит моложе. Увидишь его где-нибудь на улице и ни за что не подумаешь, что он уже прошел две войны и повидал в этой жизни столько, что на десятерых с лихвой хватит. На СВО уроженец Закаменского района, сержант, заместитель командира взвода Тимур Соктоев - с ее первого дня.

За два года на передовой совершил как минимум четыре подвига, получил два ранения. Не раз выносил с поля боя раненых товарищей и его самого не раз вытаскивали. В интервью «Бурятии» отважный десантник с позывным «Тим» поведал о том, как оказался на спецоперации, страшно ли было в первом бою, и изменился ли он за эти два с лишним года. Говорил мой собеседник спокойно, без надрыва и фальши. Как-то буднично. Но за его словами просматривались уверенность в себе и прочный, крепкий внутренний стержень: такие, как он ребята точно не побегут, и на них можно в любой ситуации положиться.

- Тимур, на первых порах вплоть до учебы во ВСГУТУ ваша жизнь складывалась вполне обычно - средняя школа, вуз. А потом со второго курса вы ушли в армию. Почему?

- Эту профессию мне выбрали родители. Я очень хорошо сдал ЕГЭ. Поступил. Отучился первый год, второй и понял, что это не моё. И парни все говорили, что армия - это школа жизни и нужно обязательно сходить, попробовать, год отслужить и вернуться - совсем другое мировоззрение будет. Я пошел в армию, и мне понравилось служить.

- Где проходили службу ?

- Я служил срочную службу в 11-й отдельной десантно-штурмовой бригаде.

- Трудно ли было попасть в десантуру?

- Да нет. Надо было быть полностью здоровым, пройти медкомиссию.

- А вы ведь в школе спортом занимались…

- Да. Я несколько лет в школе играл в волейбол. Получил первый юношеский разряд. Конечно же, спортивная подготовка важна для тех, кто идет в армию. Спасибо нашему тренеру Данилу Агвановичу Аюшинову.

- Когда вы подписали контракт?

- В 11-й бригаде я отслужил девять месяцев и там же подписал контракт.

- А почему подписали контракт?

- Пока я служил «срочку», познакомился с контрактниками. Они рассказывали, что ездили в командировки - в Сирию, Крым. «Срочников» же не отправляли никуда. И мне захотелось съездить в командировки. Подписал контракт, и через три месяца мы в Сирию улетели. Там я был восемь месяцев. В Сирии были напряженные моменты. Получил медаль «Участнику военной операции в Сирии» (ведомственная награда Минобороны РФ - авт.).

- Как известно, вы на СВО - с первых дней спецоперации. Страшно ли было в первом бою?

- Да, было страшно. Я вообще думал, что самое страшное было в первом бою, что самое страшное уже позади. Но оказывается, нет. Тяжело было и на Курском направлении, где я получил второе ранение. Но в бою нужно побороть страх и взять себя в руки. В Курском приграничье - в основном «птички». Днем от дронов можно где-нибудь под деревом спрятаться. А ночью они летают с «тепляками», поэтому у каждого бойца есть термоодеяло. Накидываешь его сверху, и оно не дает просвет. У нас есть противодронные и помповые ружья. Постоянно в них стреляем и сбиваем «птички».


Тимур Соктоев где-то в зоне СВО

- Сейчас, наверное, по-другому воспринимаете бои?

- Нет. Каждый раз страшно. Когда нам говорят, что скоро - задача и надо штурмануть то или это, ты все равно понимаешь, что штурм - это не просто сходить прогуляться и вернуться обратно, все равно и потери будут. Но когда начинается бой, контакт - всплеск адреналина, что ли, и страх преодолеваешь. Во время боя надо думать и за парней, и за себя.

- Расскажите, пожалуйста, за что получили награды.

- Моя первая награда, самая значимая - орден «Мужества». Командиром нашей бригады тогда был на тот момент полковник Денис Шишов. Он был с первым батальоном на Антоновском мосту. А мы тогда, в конце февраля 2022 года на вертолете высадились на Херсонском направлении. В том бою мы уничтожили два вражеских танка Т-64, один БМП и значительное количество живой силы радикалов. Нам удалось захватить и удержать мост. Вторая моя награда - знак отличия ордена Святого Георгия - Георгиевский крест IV степени. Это было тоже на Херсонском направлении летом 2022 года. Мы выводили из окружения наш батальон. Тогда собрали из нашего батальона штурмовые подразделения. Собрали не в приказном порядке, а по желанию. Когда мы сидели на позициях, держали фронт, у нас просто спросили, мол, кто пойдет помогать своим пацанам, надо их вывести: они - в окружении. Мы собрались и поехали. Нас было человек 30. Пошли вытаскивать наших товарищей.

- Вытащили?

- Вытащили всех. Зашли с боем. Прорвались. Дали противнику два боя, и отошли - парней вывели.

Вот так буднично говорит Тимур. Без напускной бравады. Да, такие парни стеной стоят за нас, за нашу Родину. Тимур и его друзья там выполняют настоящую мужскую работу. Он признался, что «ехал туда не за наградами, но приятно, когда Родина, командование не забывают, оценивают поступки, и награды - это же память, это же навсегда останется».

- Тимур, ну а третья награда - медаль «За боевые отличия» (ведомственная награда Минобороны РФ – авт.) - за что?

- Если честно, сам сомневаюсь: там было два момента, и оба раза штурмовали. И эти два штурма были год назад, а медаль дали недавно. Мы штурмовали, парней вытаскивали. Медаль - и за то, что мы задачу выполнили. И еще одна моя награда (четвертая) - «За спасение погибавших». Я раненных, «трехсотых» много перевязал. Под завалами наши парни были. С нашего подразделения мы все прошли медицинскую подготовку (с опытными инструкторами) по оказанию первой помощи любых ранений, изучали тактическую медицину.

- Насколько важны на «передке» плечо друга, взаимопомощь?

- Это бесценно. Это все. Один, без друзей, без их помощи там ничего не сделаешь. Во взводе мы понимаем друг друга с полуслова.

- Тимур, боевые друзья на передовой это совершено другое понятие, чем друзья в обычной жизни. Не так ли?

- Да это так. Есть у меня друзья по школе, по «гражданке». Но друзья, которые рядом со мной на «передке», с которыми я в бою вместе, и я с ними ел с одной ложки, пил с одной кружки, когда я спал, он дежурил, когда он спал, я дежурил, кто-то спас меня (когда я был тяжелый, «трехсотый», парни меня вытаскивали) - все равно это как-то совсем по-другому. Скажу больше. Когда начались бои, тогда проявилась настоящая сущность людей. Я кого-то спасал, меня спасали, и это очень сильно сближает, сплачивает людей. У меня там появились настоящие друзья, они парни из Бурятии. Это люди, которым могу полностью доверить свою жизнь.

Тимур Соктоев где-то в зоне СВО

- А вы Тимур, изменились за время с начала СВО?

- Замечаю, что ко многим вещам стал более серьезно относиться.

- О чем я вас не спросил?

- Я встречался с депутатом Народного Хурала Геннадием Доржиевым. Большое ему спасибо за то, что он помог прибрести очень хороший квадрокоптер для нашего взвода: наша «птичка» сейчас летает и ночью, и днем, помогает нам. И еще выражаю благодарность первому заместителю главы полномочного представительства Республики Бурятия при президенте РФ Юлии Дагдановой. Когда я в госпитале лежал, она навестила меня, привезла буузы.

- Ваши пожелания читателям «Бурятии».

- Самое главное - всегда быть человеком и никогда не падать духом, вообще никогда!

Автор: Беседовал Баясхалан ДАБАИН

Фото: из семейного архива героя публикации