Общество 5 ноя 2024 485

Эвенки Бурятии представили проект «Шитые лица»

Инициативная группа эвенков Бурятии, вдохновившись культурой своего этноса, решила воплотить в реальность одну из особенностей тунгусского народа.

Существуют исторические доказательства о том, что эвенки наносили татуировки посредством шитья.

У тунгусских племен способ нанесения татуировки был подкожный. Путешественник Якоб Линденау отмечал, что девушки для украшения татуируют руки.

«Делают это следующим образом: берут черный камень, мочат его водой, затем берут иголку, а вместо нитки длинные волосы оленя. Эти волосы красят мокрым камнем в черный цвет. Затем окрашенную нитку продергивают сквозь кожу и вышивают разные фигуры. Татуировать может только вдова или вдовец», - писал Линденау.

В Архиве Академии Наук СССР хранится рукопись И. Г. Гмелина «Путешествие по Сибири», в ней имеются рисунки на полях, среди которых есть и этнографические. На последних изображена татуировка тунгусского мальчика и якутских девочки и мальчика.

При этом И. Г. Гмелин отмечает, что для якутов татуировка не была так характерна, как например, для тунгусов, скорее всего якуты заимствовали ее у тунгусов. Узор татуировки на лице состоит из тонких линий с небольшими ответвлениями. Эти вильчатые фигуры имеются и в современном эвенкийском орнаменте, причем не только на изделиях из кости, но также на деревянных и металлических предметах и в вышивке.

Трехвильчатые фигуры (иногда на длинной ножке) характерны и для эскимосов, в особенности американских. Современные формы этих фигур в эвенкийском орнаменте на кости представлены чаще всего крестиками, трефами или ромбами, но иногда встречается посаженные на полукруги узоры, характерные для XVIII в.

Опираясь на данный материал, инициаторы проекта «Шитые лица» воспроизвели изображения тату в реальности. В основном были использованы обозначения из материалов И. Г. Гмелина, Я. Линденау, С. И. Иванова. Изображение длинной дуги с трехвильчатыми фигурами обозначает оленьи рога и тропы. Фигура в виде квадрата с кружком имеет обозначение колотушек для бубна, а некоторые фигуры изображают деревянные идолы родовых предков - мугды.

Учитывая тот факт, что материала по технике изображения татуировок очень мало, были использованы труды С.И. Иванова по орнаментам народов Севера.

Фото: группа Эвенки