Это случилось в двадцатых годах прошлого века.
Переселение бурят ускорила специальная следственная бригада, которую создали в 1930 году и послали на Ольхон – провести несколько громких процессов над местными кулаками.
- Так островитянам показали, что, если не отдать имущество добровольно, его заберут силой, накажут – посадят, сошлют. Многие предпочли сами переселиться с острова, где на скудных землях почти не пахали, а пастбища могли прокормить определенное количество скота, в земли за море. В 1927-1928 годы уехало 20-30 семей коренных жителей, в 1929-1930 годах – еще 50-60 семей, другие присоединились чуть позже. Ольхонцы переселялись родами, сдав скот, дома и все, что нажили, кроме коней, которых забрали с собой. На новом месте обещали все новое, - сообщается в книге.
Островитян, которые переселялись в Еравнинский аймак Бурят-Монгольской АССР, где им выделяли большие пахотные и пастбищные земли, действительно, не обманули. Там они благополучно начали хозяйствовать и пустили корни. Ни одна семья не вернулась на остров.
Что касается тоски по Байкалу, то с ней можно жить, хоть и видеть его во сне и в порывах ветра угадывать далекое дыхание. Сменилась вода, которую пили люди – потекла другая кровь в жилах потомков".