Нашей столице исполняется 350 лет. Юбилейный праздник даёт нам возможность остановиться и оглянуться в прошлое, оценить настоящее и увидеть перспективы будущего, сообщает газета «Бурятия».
Улан-Удэ подтверждает статус одного из ярких культурных центров Сибири. Нынешнее поколение улан-удэнцев с честью продолжает дело своих героических предков, заложивших на берегах Уды и Селенги город, дело отцов и дедов, обустроивших Улан-Удэ как крупный промышленный и культурный центр. С каждым годом город прирастает современными объектами социальной сферы, жилыми новостройками на любой вкус.
Неоценим вклад в историю столицы Бурятии старшего поколения и всех жителей, кто в разные годы самоотверженно трудился и продолжает трудиться во благо родного города. И сегодня слово за молодым поколением. В Улан-Удэ есть условия для учебы, работы, отдыха, для создания семьи.
Юбилею Улан-Удэ посвятят международную конференцию
В 1989 году с помощью архивных документов была установлена новая дата – октябрь 1665 года. Возникшее разночтение стимулировало дальнейшие научные изыскания, в результате которых ученые пришли к выводу: Удинское зимовье действительно было заложено казаками из отряда десятника Осипа Васильева осенью 1665 года, но как центр сбора ясака начало действовать лишь с середины 1666-го. Поскольку именно сбор ясака служил основанием для того, чтобы считать зимовье (острог) административной единицей и форпостом Российского государства, Историко-филологическое отделение РАН, Институт истории РАН и Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН пришли к выводу о правомерности празднования юбилея города в 2016 году.
В соответствии с Планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 350-летия основания г. Улан-Удэ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013г. № 922-р, 1-5 сентября состоится международная научно- практическая конференция «Улан-Удэ – 350 лет». Ее организаторами выступают Правительство Республики Бурятия и Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Цель конференции - теоретическое осмысление и научное обсуждение широкого круга вопросов, связанных с социокультурной, экономической и политической историей и приоритетами современного развития города Улан-Удэ, его местом и ролью в российском и мировом пространстве.
В качестве задач конференции поставлены такие вопросы, как выявление и анализ ключевых проблем в обсуждаемой сфере; обмен информацией о результатах исследований, опыте работы и определение перспективных направлений будущих научных исследований; привлечение общественного внимания к изучаемым проблемам; обсуждение путей решения проблем; формирование предложений и выработка рекомендаций конференции. В рамках конференции состоятся 5 секционных заседаний и 2 «круглых стола».
В работе конференции с устными и стендовыми докладами примут участие более 170 ученых, представляющих ведущие российские научные и образовательные центры Москвы, Санкт-Петербурга, Абакана, Владивостока, Иркутска, Читы, Новосибирска, Элисты, Якутска, Мирного, Улан-Удэ, ученые из Монголии, Южной Кореи, Франции, Китая, Белоруссии а также представители органов исполнительной и законодательной власти Республики Бурятия.
История города уходит вглубь веков
В докладах раскрывается многовековая история от Удинского зимовья до крупного современного города России, столицы Республики Бурятия.
История города уходит вглубь веков, когда его как такового еще не было. Но несколько тысячелетий назад на территории будущего города уже кипела жизнь, которая не прекращалась до момента его основания. Археологические раскопки в окрестностях Улан-Удэ показали: древний человек обжил территорию нынешнего города задолго до прихода русских казаков.
Освоение территории современного Улан-Удэ началось в эпоху древнего каменного века (палеолита) – от 800 до 500 тыс. лет назад. Древние люди селились по долинам рек, которые были путями сообщения и снабжали их водой и пищей. Места для стоянок выбирались в непосредственной близости выхода каменного сырья, пригодного для производства орудий. Именно таким оказалось место слияния двух рек – Уды и Селенги. Наиболее известными археологическими памятниками каменного века, расположенными в окрестностях Улан-Удэ, являются поселения Мухино, Ошурково, Нижнеберезовская стоянка.
Письменные источники свидетельствуют о существовании двух практически синхронных археологических культур – курумчинской и раннемонгольской на территории современного Улан-Удэ. Наиболее известным археологическим памятником курумчинской культуры является погребальный комплекс Тапхар-VI.
Территория города входила в область расселения раннемонгольских племен, о чем свидетельствуют курганные могильники, обнаруженные в пределах города и его окрестностях. Этим периодом (конец I – первая треть II тысячелетия) датирован могильник на территории Этнографического музея народов Забайкалья, расположенный на площади казачьего комплекса.
Этнографический и фольклорный материал свидетельствует о том, что до появления русских на месте будущего острога находился сакральный объект бурят – обоо, куда приходили поклоняться жители окрестностей. Вблизи обо находился бурятский торговый городок. Такой город, по всей видимости, располагался на правобережье Уды (на территории современного города) и существовал вплоть до XIV века. В настоящее время городище обозначить практически невозможно, поскольку оно находится под городской застройкой.
Материальные свидетельства существования острога фиксировались еще в начале XX века: «Горожане Верхнеудинска показывали место «казачьей тюрьмы» (т. е. острога), несколько острожин, или вертикально стоявших заостренных бревен».
Эта местность известна как Батарейная площадь, или «Батарейка», где в XVII веке стояла пушечная батарея русских казаков. Археологические находки свидетельствуют: острог был, скорее, хозяйственным, чем военным организмом и вел относительно спокойную жизнь. Найденные материалы хранятся в фондах Национального музея РБ.
Известным источником, в котором имеется сообщение о постройке Удинского зимовья, является донесение («отписка») казачьего десятника Осипа Васильева енисейскому воеводе Василию Голохвастову от 7 мая 1666 года. Документ находится в Санкт- Петербургском филиале РАН. Впервые он был опубликован с двумя другими донесениями Осипа Васильева и Василия Голохвастова, которые датируются 10 октября 1665 года и 24 августа 1666 года.
Торгово-купеческий статус Верхнеудинска
В 1775 году после учреждения Иркутской губернии Удинск становится центром Удинской провинции, в которую вошли Удинский, Селенгинский, Баргузинский и Нерчинский уезды, и получает право именоваться городом. В 1783-м после учреждения Иркутского наместничества Удинск становится центром Верхне-Удинского уезда.
К 1822 году Верхнеудинск относится к средним городам, по численности населения занимающий четвертое место среди сибирских городов после Тобольска, Иркутска и Троицкосавска. После реформы 1822 года Западное Забайкалье было преобразовано в один Верхнеудинский округ. До 1851 года Верхнеудинск был окружным городом Иркутской губернии, вторым после Иркутска городом Восточной Сибири.
Торговля приучала города к более прогрессивному экономическому общению, одной из форм которого были ярмарки. Среди сибирских ярмарок, коих к концу XVIII века было более 120, Верхнеудинская ярмарка по своим торговым оборотам уступала только Иркутску. В Верхнеудинске она начала действовать с 1768-го, и сначала торговля проводилась один раз в год, а с 1780 года – дважды (зимой и летом). Своими оборотами, размахом торговли и связей она отличалась и в XIX веке, оставаясь важным коммерческим центром. Именно поэтому городу в 1790 году был вручен герб, символизирующий его торгово-купеческий статус.
Существенные коррективы в экономический статус городов региона внесла Транссибирская железнодорожная магистраль. Сооружение верхнеудинской части дороги началось в 1895 году. Первый поезд на станцию Верхнеудинск прибыл 15 августа 1899 года. Формирование транспортной инфраструктуры в регионе еще более усиливало позиции Верхнеудинска не только в качестве транзитного пункта, но и геополитического центра для усиления влияния России на Востоке.
В короткое по историческим меркам время он из маленького зимовья превратился в полноценный город – с быстро растущим населением и насыщенной жизнью: интенсивной торговлей, зачатками фабричного производства, электростанцией и телеграфом, учебными заведениями, библиотеками, кинематографом.
Крупный центр национального движения
Крутой вираж в судьбе русского купеческого города, ставшего столицей первого государственно-административного образования бурят, не был случайным. Модернизационные преобразования способствовали их притоку в город, а революционные настроения начала ХХ века закономерно сделали Верхнеудинск одним из крупных центров национального движения, подготовив его к новой исторической миссии.
14 мая 1920 года Советская Россия официально признала правительство Дальневосточной Республики. Первое время столицей новой республики был Верхнеудинск. 30 мая 1923 года с принятием постановления Президиума ВЦИК об образовании Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики бывший уездный центр окраины царской России стал ее столицей. Верхнеудинск географически находился в центре бурятского этноареала и был удобен в качестве столицы республики с геополитической точки зрения.
Победившая Советская власть начала выстраивать собственную национальную политику, давшую мощный импульс формированию наций-этносов. Реализация проектов нациостроительства и создания бурятской социалистической нации требовала целенаправленного формирования общебурятской национальной культуры, по характеру профессиональной, основанной на всеобщей грамотности, едином языке. Символом этой трансформации стало переименование его в 1934 году в Улан-Удэ (Красная Уда, Красноудинск). Город становился очагом этого процесса – здесь целенаправленно формировалась разветвленная инфраструктура: учебные заведения, учреждения культуры, науки, издательства, музеи, театры, библиотеки. Был создан массовый профессиональный слой научной и творческой интеллигенции. В соответствии с этой политикой шло формирование новых социальных групп – номенклатуры, городских средних слоев, рабочих.
Изменился не только внешний облик, но и сущность города
В этот период городским властям приходилось решать множество проблем. Важнейшими были строительство моста через р. Селенгу и возведение новой электростанции. Проблемы промышленного развития города занимали одно из основных мест в деятельности городских властей Улан- Удэ. Один за другим вступали в строй действующих – ПВРЗ, мясоконсервный комбинат, механизированный стекольный, Улан-Удэнский лесозавод и ряд других промышленных предприятий. Руководство города держало руку на пульсе социальной жизни республики.
Серьезное внимание уделялось расширению сети школьных и дошкольных учреждений. Частью государственной программы социального обеспечения стала защита инвалидов. В 1935–1936 годах рассматривались проекты строительства Парка культуры и отдыха в районе Верхней Березовки. Руководством города была организована народная милиция, были созданы земельный, земский, труда, финансовый, продовольственный и судебный отделы.
В 1936 году для улучшения работы городского Совета были созданы секции строительного контроля, промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального хозяйства, а также торгово-кооперативная, финансовая, сельскохозяйственная, жилищно-строительная, отдел здравоохранения и комитет физкультуры и спорта.
Живший когда-то исключительно ярмаркой и регулярной торговлей на Чайном пути, город стал крупным административным, промышленным, культурным и научным центром Восточной Сибири. Индустриализация и урбанизация не просто изменили внешний облик города, но и его сущность.
Сегодня Улан-Удэ – один из крупных экономических, научных и культурных центров России, авиационный, автомобильный и железнодорожный транспортный и торговый узел.
В нашем городе живут 430549 человек – представителей более ста национальностей. Улан-Удэ стал одним из немногих городов России, где мирно сосуществуют представители разных конфессий.
Развиваясь на протяжении нескольких столетий, Улан-Удэ стал уникальным национальным и историческим городом России.
Автор: Борис БАЗАРОВ