Общество 2 ноя 2016 1727

​День в истории Бурятии: 2 ноября 1971 года в Улан-Удэ открыли знаменитую голову Ленина

Памятник Владимиру Ильичу Ленину на площади Советов в Улан-Удэ торжественно открыли 2 ноября 1971 года. Тем самым завершилось формирование архитектурного ансамбля главной площади столицы Бурятской АССР.

При проектировании затруднение вызывал вопрос о месте расположения монумента. На площади Советов уже с 1920-х гг. существовал памятник Павшим борцам за коммунизм – достойное сооружение, прочно вошедшее в ее архитектуру. В пределах площади рельеф поверхности имел значительное падение с северо-востока на юго-запад, что удачно скрывалось зелеными насаждениями. Задачу решили кардинальной реконструкцией всего пространства площади (автор проекта архитектор Павел Зильберман).

Освобождение большей его части от существовавшего здесь сада обеспечило возможность максимального взаимодействия застройки периметра и монумента. Последний по праву занял своё место в архитектурно-идейном центре тяготения ансамбля. Обелиск павшим борцам был перенесен на площадь Революции.

Данный памятник Ленину по художественной форме уникален. Он не похож на привычный образ, запечатленный в монументах других городов нашей страны. Авторами его являются скульпторы Георгий Нерода и его сын Юрий Нерода. Их работа, положенная в основу памятника, экспонировалась в Париже и Монреале. На выставке в Москве, посвященной претворению образа Ленина в живописных, графических и скульптурных работах, авторы получили Государственную премию.

Архитектурную часть разрабатывали и осуществляли в натуре архитекторы Алексей Душкин и Павел Зильберман. Необычность монумента заключается в смелом применении авторами привычных художественных форм в совершенно новом архитектурно-пространственном контексте.

Памятник состоит из сочетания головы большого масштаба, отлитой из бронзы, и призматического блока постамента. Последний при высоте 6,30 м в верхней части почти квадратный в плане (4,52X4,71 м), в нижней — прямоугольный (4,52Х5,80 м), так как задняя грань его наклонена. Объем облицован плитами зеленовато-серого полированного гранита и установлен на прямоугольной площадке (10,00 X 12,06 м) из каменных плит. От памятника к трибуне и площади массовых собраний и шествий ведут лестницы. Эти сооружения включаются в архитектуру монумента, становясь его неотъемлемыми частями.

Скульптура имеет высоту 7,50 м при наибольшей ширине 4,50 м. Она опирается на постамент только в передней части — как бы в одной точке, так как ограничена снизу косым срезом. Прием, применяемый при изображении скульптурных голов на мемориальных барельефах, медалях и монетах, здесь осуществлен в трехмерном пространстве и гигантском масштабе.

Художественный образ поражает новизной. Непохож на общепринятое и прием сочетания головы с пьедесталом. Такое до сих пор встречали в изваяниях относительно малых масштабов: настольной, портретной скульптуре в интерьерах. Привычное в интимной, камерной обстановке при почти стократном увеличении получило совершенно иное звучание. Нет здесь и намека на трактовку пьедестала в качестве архитектурно-абстрагированной замены фигуры человека, давно ставшую традиционной в памятниках-бюстах.

По соотношениям масс скульптуры и основания памятник в Улан-Удэ несколько напоминает памятник Карлу Марксу на Хайгейтском кладбище в Лондоне. Но там постамент является такой же неотъемлемой частью монумента — продолжением бюста, как общепринято. В памятнике Ленину пьедестал фактически существует лишь по конструктивной необходимости, его намеренно исключили из художественной композиции. Скульптурный объем зрительно отделен от сравнительно небольшой призмы основания и приобрел самодовлеющий характер. Он как бы в невесомости зависает в пространстве площади.

Гигантский масштаб скульптуры делает ее соизмеримой с окружающими ее зданиями. Поэтому монумент является не только стержнем композиции архитектурного ансамбля, но и его весомым материальным объектом, стягивающим воедино отдельные части. Шаровидный объем скульптуры, парящей над поверхностью площади, становится центром, вокруг которого, вступая в динамические взаимосвязи, властно организовывается архитектурное пространство. Наглядность зависимостей архитектурных масс выявляет многоплановость художественного образа ансамбля монумента и общественного центра, приоритет в нем идейного начала.

Материал подготовлен по материалам книги: Минерт, Л. К. Памятники архитектуры Бурятии [Текст] / Л. К. Минерт ; отв. ред. Е. А. Щепков, В. С. Познанский ; СО АН СССР, Ин-т истории, филологии и философии, М-во культуры Бурят. АССР. – Новосибирск, 1983. – С. 95-111.

Фото портала ulanovka.ru