Общество 4 апр 2018 2961

​​Забытые подвиги гвардейца Токаренко: как улан-удэнец дважды не получил Золотую Звезду, но стал истинным Героем

Гвардии старшина Геннадий Токаренко. Берлин. Весна 1945 года.

Когда в прошлом году, «путешествуя» по лаби­ринтам рассекреченных архивов минобороны РФ, я наткнулся на наградные документы нашего зем­ляка, ахнул. Прошедшему все круги фронтового ада, кавалеру четырёх боевых орденов и двух медалей «За отвагу» улан-удэнцу Геннадию Токаренко в по­бедном мае сорок пятого был всего двадцать один год. Чуть больше двадца­ти, а он не раз был на во­лосок от смерти, похоронил десятки своих однополчан, выжил в смертельных боях под Сталинградом, стоял насмерть с товарищами в сорок третьем на Курской дуге, яростно отбивал ата­ки немцев у села Головков­ка под Кировоградом, про­явил недюжинную отвагу в августе сорок четвёртого в боях за Кишинёв, в апреле 1945-го храбро сражался на улицах Берлина. Совершив­ший исключительные по мужеству и отваге подвиги артиллерист был дважды представлен к званию Ге­роя Советского Союза, но, увы, Золотая Звезда так и не украсила его гимнастёр­ку, сообщает газета «Бурятия».

Подвиг на курской дуге

О героической судьбе, некоторых подробностях довоенной и послевоенной жизни гвардии старшины Геннадия Токаренко автору этих строк удалось узнать благодаря его племянни­це Валентине Афанасьевой, которая бережно хранит память о своём дяде: фо­тографии (первая с фронта пришла в 1943 году) и корот­кие письма, адресованные сестре Валентине.

Листаем её семейный альбом с пожелтевшими от времени фотографиями, ко­торые хранят молчаливую правду о прошлом и помога­ют представить, каким был в жизни и на войне наш земляк Геннадий Токаренко…

На старом фото – три городских пацанёнка, три брата – Гена, Толя и их дво­юродный брат Вася Токарен­ко. Скорее всего, это 1930 или 1931 год. Пока ещё Верхнеу­динск. Пока ещё маленький Гена не знает, что ему уго­тована особая героическая фронтовая судьба. До нача­ла войны чуть больше деся­ти лет.

30-е годы прошлого века. Братья Токаренко – Гена, Толя (в центре) и Вася

«В семье их было три брата (один из них умер в раннем детстве) и сестра, - начинает рассказ о своём героическом родственнике Валентина Афанасьева. – Их отец был машинистом. Ра­ботал на железной дороге, в локомотивном депо. Маши­нист Лаврентий Токаренко погиб во время страшной аварии на железной дороге, после чего их мама осталась с четырьмя детьми на руках. К сожалению, мама Гены ушла из жизни в 1941 году, и воспитанием братьев заня­лась их старшая сестра, моя мама – Валентина, которая, по сути, заменила им мать».

До 1942 года Гена Тока­ренко, очевидно, жил в за­водской землянке на первом участке и работал на ПВЗ.

К слову, Валентина Тимо­феевна пошла работать в 16 лет, была одной их первых пионервожатых республи­ки. Её первый муж Кузьма Ларионов работал вместе с Андреем Модогоевым в об­коме комсомола. Политрук Ларионов погиб 17 декабря 1941 года на фронте.

А вскоре на фронт ушёл и восемнадцатилетний Ген­надий. Судя по фронтовым документам, на передовую он попал в августе 1942 года. А согласно приказу №25/н от 29 августа 1943 года, изданного 35-м гвардейским стрелковым корпусом, гвардии сержант, наводчик батареи 45 мм пушки 288- го гвардейского полка 94-й гвардейской стрелковой дивизии Геннадий Токарен­ко сражался на Сталинград­ском фронте. Как известно, Сталинградская битва дли­лась с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943 года. На сегодняшний день нет дан­ных о наградах героя этого очерка за период Сталин­градской битвы.

Своей первой награды он удостоился за подвиг, со­вершённый на Курской дуге. Как гласит наградной лист на орден Красной Звезды, подписанный командиром полка, гвардии майором Михаилом Аглицким, у де­ревни Мясоедово разгорел­ся ожесточённый бой. Летом 1943 года здесь был один из самых горячих участков ог­ненной дуги. В июле части 94-й гвардейской дивизии, в составе которой воевал и артиллерист Токаренко, перешли в наступление в направлении Короча-Белго­род. Там-то и отличился си­биряк, уничтожив во время вражеской атаки три сред­них танка вместе с экипажа­ми.

Воевал не ради наград и славы

33 месяца войны. Одно лёгкое ранение. Шесть на­град, в том числе четыре ордена (два Красного Зна­мени) и две медали «За от­вагу». Два представления на высшую степень отличия СССР, подписанные коман­диром 288-го гвардейского стрелкового полка, гвардии подполковником Дмитрием Аглицким и гвардии под­полковником, Героем Со­ветского Союза Дмитрием Берлинским. Всё это – о нём, гвардейце-артиллеристе из Улан-Удэ Геннадии Токарен­ко. К великому сожалению, имя этого на редкость от­важного воина, по сути, до сегодняшнего дня пребыва­ло в забвении, как будто и не было в истории республики такого отважного солдата Победы. Хотя, конечно же, Геннадий Токаренко воевал не ради славы и не за награ­ды - он просто не мог посту­пить иначе.

Мужественное лицо. Открытый взгляд. На гим­настёрке, помимо орденов, медалей и знака «Гвардеец», нагрудный знак «Отличный артиллерист», которым на­граждали особо выдающих­ся артиллеристов из числа рядового и младшего ко­мандного состава. Вот толь­ко орден Отечественной во­йны I-й степени не приколот к гимнастёрке: возможно, он его так и не получил.

В 1945 году сестра Ген­надия Токаренко получила письмо со словами благо­дарности от командира ча­сти:

«Ваш брат проявил об­разец стойкости, бесстрашия и героизма. Он не жалел своей крови, ни самой жиз­ни, отдавая все свои силы и умение делу разгрома не­навистного врага… За образ­цовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявлен­ные при этом доблесть и му­жество Ваш брат награждён орденом Красного Знамени».

Имя героя вернулось из небытия

Представляю, как смель­чак-страшина со своим взводом первым перепра­вился на западный берег Одера, «вёл огонь по врагу» и «лично воодушевил бой­цов». В том бою Геннадий был ранен, но не ушёл с бо­евой позиции. За этот подвиг артиллерист Токаренко был представлен к званию Героя Советского Союза, но полу­чил лишь орден Красного Знамени.

А в мае сорок пятого было второе представление на Героя, и снова – вместо Золотой Звезды он получил орден, на этот раз Отече­ственной войны I-й степени. Пока не удалось выяснить, почему одному из самых от­важных воинов Бурятии так и не дали Героя.

После войны, как следу­ет из писем героя, он до 1949 года служил в Германии. А если быть совсем точным, то с 1945 года 94-й гвар­дейская стрелковая диви­зия дислоцировалась в ГДР. Последнее письмо от брата из Германии Валентина Ти­мофеевна получила в 1949 году. А потом вдруг связь с ним оборвалась. И до сих пор неизвестно, почему Ген­надий Токаренко не вернул­ся в родной Улан-Удэ, поче­му перестал писать письма сестре. Известно лишь, что он после Победы дружил с девушкой по имени Тамара. В мае 1950 отправил сестре фотографию на фоне пушки. Судя по подписи на фото, Та­мара стала женой Геннадия. Возможно, он остался жить в Крыму (по одной из версий – в Феодосии). Автору этих строк удалось выяснить, что весной 1985 года Генна­дия наградили юбилейным орденом Отече­ственной войны I-й степени, но не ясно, где, в каком насе­лённом пункте его получил.

Геннадий Токаренко и его жена Тамара

«Мама говорила, что дядя Гена был хорошим человеком, - рассказывает Валентина Афанасьева.- Его фотография всегда висела у нас дома. Мама так его лю­била и мечтала найти своего брата. Делала запросы в раз­ные инстанции, но никакого ответа не дождалась. Да и брат мой ездил в 50-х годах в Крым, но не нашёл там дядю. Я была поражена, уз­нав от вас, что дядя Гена был дважды представлен к зва­нию Героя Советского Союза: мальчишка из заводской землянки совершил такие героические подвиги, проя­вил истинный патриотизм!»

Пока в биографии те­перь уже прославленного фронтовика Геннадия Тока­ренко много белых пятен - почему не стал Героем, по какой причине не вернулся в Бурятию. Но совершенно точно, что имя нашего зем­ляка вернулось из небытия и в любом случае должно быть увековечено на его малой родине, за которую он храбро и отчаянно бился. Не жалея себя…

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Источник: https://burunen.ru/site/project?id=293