Нынешний август в Бурятии для министра образования и науки РБ Баира Жалсанова в прямом и переносном смысле – жаркий: вот-вот стартует Байкальский образовательный форум. Всего ничего времени осталось до начала нового учебного года. А тут ещё ответственная командировка в Москву, чтобы решить важнейший вопрос по финансированию. И всё же, несмотря на то, что времени у него в обрез, Баир Баторович согласился ответить на вопросы корреспондента «Бурятии» в преддверии предстоящего форума.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ
- Как известно, программа VII БОФ «Качество образования: диалог с обществом» будет весьма насыщенной: предполагается провести много мероприятий федерального и регионального уровней. Какие интересные, на ваш взгляд, темы будут обсуждаться?
- Байкальский образовательный форум – продолжение шести предыдущих форумов, которые проводились на территории Бурятии и стали переговорной и экспертной площадкой всероссийского уровня. В прошлом учебном году во время августовских конференций в Бурятии руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов предложил Главе Бурятии Алексею Цыденову возобновить работу форума уже в международном статусе, на котором повестка дня будет касаться школьного образования на международном уровне. Руководитель республики поддержал эту идею, и мы с декабря прошлого года совместно с Рособрнадзором, Министерством просвещения РФ содержательно и тематически готовились к этому масштабному форуму. На 10 августа уже зарегистрировано более 50 регионов нашей страны, общее количество участников и гостей – 270 человек, включая руководство Министерства просвещения РФ и Рособрнадзора, региональных министров, руководителей департаментов, образовательных и общественных организаций, представителей законодательных собраний субъектов РФ.
Одними из главных почётных гостей нашего форума будут директор департамента образования и навыков Организации экономического партнёрства, идейный вдохновитель, руководитель и разработчик теста PISA (Международная программа оценки качества образовательных достижений учеников) Андреас Шляйхер, министр образования, науки, культуры и спорта Монголии Цэдэнбалын Цогзолмаа, а также уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Анна Кузнецова. На форуме будут обсуждаться проблемы преимущества общего образования, начиная от развития инфраструктуры, регионализации образования. Также будут обсуждаться вопросы качества образования, поддержки президентских грантов и подготовки молодых профессионалов. Эти темы будут подняты на круглых столах, а на образовательных площадках - вопросы всех уровней образования: дошкольного, общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего.
- Согласно «майским указам», к 2024 году Россия должна войти в топ-10 стран по версии Международной программы оценки образовательных достижений учащихся (PISA). Какие меры должна предпринять Бурятия в связи с такой непростой задачей?
- Сейчас по этому показателю Россия находится на 37 месте среди более 200 стран: по системе PISA оценивается в комплексе наличие компетенций у учащихся. Что касается Бурятии, то мы будем планомерно работать над повышением качества образования, чтобы к 2024 году оказаться в пятёрке лучших школьных образований в мире. Если средний балл по России должен составить определённое количество, то это позволит нашей стране оказаться в пятёрке лучших стран. Соответственно все субъекты Федерации, в том числе наша республика, должны показывать уровень не ниже, чем средний показатель по России. Поэтому мы будем стараться не подвести Российскую Федерацию, а качество компетенций образования, знания наших ребят не должны быть ниже среднего показателя по РФ. В этом плане надо обеспечить приток молодых специалистов, которые могли бы на одном языке общаться, понимать друг друга с подрастающим поколением.
ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ – ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
- На недавнем совещании перед форумом Глава Бурятии, в частности, говорил о нехватке педагогов и увеличении контингента учащихся за счёт активной миграции населения …
- Мы не можем заставить людей, чтобы они жили на местах, у себя в районах. Поэтому, как правило, многие люди переезжают на постоянное место жительство в Улан-Удэ и загружают без того перегруженные школы, в которых учатся в третью смену. В итоге получается незначительное уменьшение количества школьников, которые обучались в трёхсменке. Этот вопрос мы тоже будем поднимать в рамках БОФ. А что касается увеличения контрольных цифр по бюджетным местам в БГУ, то этот вопрос мы ставим давно. Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец услышала наши пожелания, и в этом учебном году в Бурятском госуниверситете количество бюджетных мест удвоено. Но, к сожалению, этих мест недостаточно, и если мы перейдём на односменный режим, дополнительно потребуется около 5 тысяч учителей плюсом к 8 тысячам, которые сейчас работают. А это дополнительные финансовые затраты. И этот вопрос требует решения на федеральном уровне.
- Баир Баторович, теперь поговорим на другую тему. 19 октября 2017 года вы были назначены на должность министра образования и науки РБ. Чего вы ожидали от работы в новой должности. Оправдались ли ваши ожидания?
- Уточняю, что до назначения на эту должность я год исполнял обязанности министра, потом был временно исполняющим обязанности министра, так что работа в должности министра образования и науки Бурятии после назначения для меня не открылась в новом ракурсе: я и так был в гуще тех вопросов, которыми обязан и должен заниматься министр. Считаю неблагодарным делом подводить громкие итоги, но, тем не менее, есть итоги, есть и проблемы, которые необходимо решать. Есть и ситуации, которые ухудшились, – это очерёдность в детские сады, количество детей, которые обучаются в третью смену, ветхие и аварийные школы.
- Какие, на ваш взгляд, основные глобальные вызовы существуют в системе образования?
- В первую очередь, это доступность образования. Если говорить о дошкольном образовании, оно есть, но оно не обязательно, то есть не все обязаны пройти через этот уровень образования. А школьное образование обязательно: в школе должны учиться все. Поэтому получается, что дети, которые охвачены дошкольным образованием, к первому классу подходят максимально подготовленными. А те дети, которые сразу идут в школы, конечно, менее подготовлены. А если мы возьмёмся сейчас всем детям республики дать дошкольное образование, нам необходимо организовать ещё 55 тысяч мест и надо построить ещё 414 детских садов, чтобы обеспечить полный доступ к дошкольному образованию всем юным жителям Бурятии. Словом, первый мировой вызов – это доступность образования. А второй - качество образования, которое идёт в одной упряжке с оценкой качества образования. В этой связи многие критикуют ЕГЭ. Но я убеждён, что введение ЕГЭ – правильное решение: школьники завтра нас будут лечить, строить, сядут за штурвал самолёта. То есть безопасность нашей страны зависит от объективной оценки качества образования – не обманываем ли мы самих себя. И ещё один положительный момент после введения ЕГЭ. До этого в ведущих московских и санкт-петербургских вузах 75% студентов составляли жители Москвы и Санкт-Петербурга, а 25% - студенты из регионов. А сейчас картина изменилась: 65% - представители регионов, 35% - коренные жители этих мегаполисов. На мой взгляд, отток лучших умов в крупные города России в целом положительно сказывается на всей стране: государство от этого выигрывает. В любом случае мы живём в едином экономическом и образовательном пространстве, и чем сильнее наше государство, тем сильнее наши регионы.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БОФ-2018
Один из самых главных вопросов, который обсудят на БОФ, - вопрос финансирования строительства новых школ. В прошлом году при реализации этой федеральной программы были существенные недоработки и неудобства для её реализации именно в регионах Сибири: климатические условия не позволяют вести строительные работы круглый год. Большую школу мы были должны построить за год: но это сделать невозможно в условиях Сибири. Эти вопросы были подняты. И теперь Министерство просвещения РФ не требует вводить в эксплуатацию большие объекты за один год.
Также будет обсуждаться вопрос нормирования и финансирования, например, одного места ученика. По нормативу финансирование на одного ребёнка составляет 700 тысяч рублей, а фактически стоимость одного места – больше миллиона рублей, а ещё Бурятия идёт вразрез с Постановлением Правительства РФ № 999, по которому софинансирование образования должно быть в соотношении 94% федеральных средств на 6% республиканских. По факту в Бурятии выходит 67% на 33%. Эта разница – существенная нагрузка на бюджет республики.
А ещё на форуме будут обсуждаться вопросы, связанные с новыми федеральными образовательными стандартами, новыми «майскими указами» Президента РФ, реализация которых даёт нам новые ориентиры до 2024 года.
Фото пресс-службы Министерства образования и науки РБ