«Юнга со шхуны «Колумб», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Акваланги на дне», «Туманность Андромеды», «Сокровища пылающих скал», «В тридевятом царстве…», «Тачанка с юга», «Мятежный «Орионъ». Всем нам, особенно людям среднего и старшего возраста, известны эти фильмы. Объединяет всех их то, что они сняты одним кинорежиссёром, довольно известным в советские годы, заслуженным деятелем искусств Украинской ССР Евгением Фирсовичем Шерстобитовым. В его фильмографии десятки кинолент. Кроме того, Евгений Шерстобитов - автор многих сценариев к фильмам, в том числе и снятых им самим. Родился 19 июня 1928 года в Верхнеудинске, сообщает газета «Бурятия».
Сын красного комиссара
В официальных данных написано, что Евгений Шерстобитов сын красного комиссара, погибшего от рук белогвардейцев в 1929 году.
- Скорее всего, Евгений был из семейских, - рассказывает известный историк-краевед Бурятии Виктор Харитонов. – Среди них есть, или, по крайней мере, были такие фамилии. Что касается отца, то, скорее всего, он погиб во время вооружённого конфликта на китайско-восточной железной дороге, поскольку основные события на КВЖД как раз приходятся на 1929 год. И в вооружённом конфликте между СССР и КНР с советской стороны сражались 36-я Забайкальская стрелковая дивизия и Бурятский кавалерийский эскадрон, где служили наши земляки. Среди них мог быть красный комиссар Фирс Шерстобитов. Может быть, не случайно очень часто режиссёр обращался в своих работах к погранвойскам. В память об отце?
Из Бурятии в Ригу, а потом в Москву
Позднее, в 1932 году, Евгений вместе с мамой перебирается в столицу Латвии Ригу, тогда ещё суверенного государства, не входящего в состав СССР, а позднее - в Москву.
После окончания школы Евгений Шерстобитов учился в ремесленном училище на электрика, работал вожатым в школе и детском доме. Во ВГИК поступал впервые в 1953 году к Сергею Герасимову, но тот порекомендовал Евгению повременить и поступить через год на режиссёрский факультет в мастерскую Михаила Ромма, что он и сделал.
Впрочем, интерес к актёрскому творчеству у него проявился гораздо раньше. В 1946-1947 годах он короткое время работал во вспомогательном актёрском составе театра им. Моссовета. Евгений мог вполне стать и писателем, причём детским. Так, его повесть «Акваланги на дне», ставшая основой сценария одноимённого фильма хорошо оценена критиками, а в архиве Шерстобитова сохранилась повесть «Трудное звено» и пьеса «Личное дело». Да и сценарий к фильму «Сказка о Мальчише-Кибальчише», написанный по повести Аркадия Гайдара, первоначально был пьесой, а уж потом по ней был снят известный фильм.
- То, что Михаил Ромм взял его к себе, неудивительно, - рассказывает Виктор Харитонов. – Сам Ромм родился в Иркутске в семье еврейских социал-демократов, отца его сослали туда за участие в революционной деятельности. Позднее семья была выслана в Бурятию, в Заиграево, где жили политические ссыльные и где отец Михаила Ромма врачевал. В Заиграево родилась младшая сестра Михаила Ида. Затем семья вернулась в Вильно, а в 1906 году переехала в Москву.
Встреча с школьниками
Вполне возможно, что Михаил Ромм взял в свою мастерскую Евгения Шерстобитова ещё и потому, что он земляк. Режиссёрский талант у Евгения проявился в полной мере как награда за доверие учителя.
- Догадываюсь, почему у Евгения Шерстобитова была тяга к фантастике. Дело в том, что в Риге в те годы выходило довольно неплохое печатное издание на русском языке, которое называлось «Газета для всех». И в нём публиковали фантастику, в основном советскую, - Александра Беляева. И Евгений Шерстобитов снял, на мой взгляд, очень хороший фантастический фильм «Туманность Андромеды», точнее, первую часть киноленты - «Пленники железной звезды», - поясняет Виктор Харитонов.
Стругацкие, журнал «Байкал»
Примечательны несколько фактов из жизни Евгения Шерстобитова, связанные с известными писателями-фантастами братьями Стругацкими. Виктор Харитонов, занимаясь историей публикаций братьев Стругацких, обнаружил факт их знакомства.
- Евгений Фирсович пытался снять фильм по роману Стругацких «Трудно быть Богом», - продолжает рассказ Виктор Харитонов. - Однако в 1965 году сценарий «протолкнуть» не удалось, и Шерстобитов снял фильм по роману Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Стругацким фильм понравился. Вот тут-то и произошло удивительное пересечение. В письме брату Аркадий Стругацкий пишет:
«1. Наехал зам. главного «Байкала», взял у меня вторую часть «Улитка», грозится опубликовать в 1 или 2 номере.
2. Просмотрели «Туманность Андромеды». Ничего, смотреть можно. Стилистика романа очень удачно выражена. Молодец Шерстобитов» (орфография сохранена)».
Немного позднее вновь появилась надежда на экранизацию романа «Трудно быть Богом». Но, увы, надежды не оправдались. И, как выяснилось позже, дело было не в Стругацких, которых в это время всячески тормозили и склоняли именно после публикаций в журналах «Байкал» и «Ангара».
5 июля 1969 года Аркадий в очередной записке сообщает брату: «На Довженковской студии не разрешили ставить «Трудно быть Богом» не потому что «Трудно быть Богом», а потому что Шерстобитову после «Туманности» не разрешают ставить фантастику».
И это удивительно, поскольку фильм «Туманность Андромеды» имел огромный зрительский успех не только в СССР, но и за рубежом. К великому сожалению, «Туманность Андромеды» так и остался единственным фантастическим фильмом Евгения Шерстобитова.
Во время съёмок фильма "Тачанка с юга"
После ВГИКа – в Киев
После окончания ВГИКа в 1960 году, где Евгений Шерстобитов учился вместе с Василием Шукшиным и Андреем Тарковским, он начинает работать на киностудии «Узбекфильм». В то же время сотрудничает с Центральным телевидением, для которого снимает концертные программы. Впрочем, до большого экрана его не допускали. Дебютной его работой стал фильм «Юнга со шхуны «Колумб». Это было в 1963 году. Его приятель по институту Юрий Чулюкин (впоследствии советский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр, автор текстов песен, народный артист РСФСР - прим. авт.) предложил Евгению поставить детский фильм по его сценарию. На съёмках, которые проходили в Киеве, он познакомится с будущей женой - Жемой Чайкой. Она станет постоянной спутницей кинорежиссёра, примет участие во многих картинах мужа в качестве ассистента, второго режиссёра, режиссёра по работе с актёрами, а также сыграет ряд эпизодических ролей в его фильмах.
Приехав для съёмок одного фильма в Киев, Евгений Шерстобитов останется в столице Украины на всю жизнь. После первой киноленты он будет работать только на киностудии имени А. Довженко, которой отдал 25 лет. Большая часть его фильмов посвящена детскому и приключенческому кино, фантастике.
Евгений Шерстобитов - автор сценариев к большинству своих картин. К примеру, в основе фильма «Акваланги на дне» лежит его одноимённая повесть. Кроме того, он был автором ряда документальных лент. Несмотря на занятость по основной профессии, много времени уделял общественной деятельности, организовывал кинопоказы для жителей украинских селений. Евгений Шерстобитов активно помогал школам-интернатам для детей-сирот и детей, лишённых родительской опеки. Последние две картины «Проект «Альфа» (1990) и «Прорыв» (1992) сняты в жанре боевика на частные средства, поскольку деньги на детское кино не выделялись. С распадом СССР Евгений Шерстобитов и вовсе ушёл из профессии, перестав снимать кино. Выступал с резкой критикой реформаторов, в частности, Егора Гайдара, которого назвал «самым главным Плохишом», «перечеркнувшим подвиг деда», которого, кстати, считал выдающимся писателем и своим основным ориентиром в творчестве. Последние годы Евгений Шерстобитов жил в Киеве.
20 октября 2008 года в возрасте 80 лет Евгений Шерстобитов ушёл из жизни. Похоронен в городе, ставшем для него родным. У него остались дочь Оксана и сын Евгений.