Общество 15 апр 2020 1228

​«Работаем в тылу»: о жизни волонтёров Бурятии в условиях борьбы с COVID-19

Глава Бурятии на встрече с волонтёрами

9 апреля прошло сто дней с тех пор, как Всемирная организация здравоохранения сообщила о появлении в Китае первых случаев заболевания, ныне известного как COVID-19. С тех пор история, по слухам берущая начало в тарелке летучемышиного супа в китайском городе Ухань, стала хрестоматийной во всех уголках планеты., сообщает газета "Бурятия".

Сто с лишним дней спустя мы видим перед собой мир, переживший поразительные перемены. С вернувшимися в Венецию лебедями и дельфинами (увы, это оказалось фейком), с прилавками, тоскующими по мягким рулонам туалетной бумаги и тематическими онлайн-барами, предлагающими выпить за здоровье президента Лукашенко с кучкой студентов провинциального биофака.

Медики по всему миру работают без выходных и выбиваются из сил в борьбе с пандемией. В это же время опросы сообщают, что многие из самоизолировавшихся дома постепенно устают от бесконечного просмотра сериалов и перекатывания из одного угла кровати в другой.

Впрочем, в то время, как большинство из нас занято поиском новых форм досуга, убивая время в «тиктоке» и выдумывая идеи для новых челленджей, молодые волонтеры, наряду с врачами, медсестрами и санитарами, оказываются вовлеченными в схватку против смертоносного вируса. По хэштегу «мывместе2020» можно узнать больше об акции взаимопомощи во время пандемии коронавируса – и эта история действительно вселяет надежду.

Окрестные масштабы

Наша редакция поговорила с несколькими добровольцами, занятыми доставкой продуктов и медикаментов для пожилых и маломобильных жителей Улан-Удэ.

В этом материале – подробнее об их деятельности из первых уст.

- Я стал волонтером уже давно, - рассказывает Баир. - В прошлом году помогал в организации парада Победы. Также участвовал в экологических акциях – тогда мы в составе студенческого отряда ездили на Байкал и на озеро Котокель, собирали мусор.

Чаще всего оказывается, что волонтеры, помогающие нуждающимся в условиях режима самоизоляции, состоят в добровольческих движениях уже давно. Многих из них на этот путь привели собственные принципы и установки.

- Официально я вступила в «Добродом» год назад. Тогда о такой возможности сообщили в нашей студенческой беседе, - говорит студентка БГУ Татьяна. - Почему? На самом деле, я всегда горела желанием помогать другим людям и в особенности старшему поколению.

- Я начал помогать пожилым людям еще в школе. Год-два состоял в тимуровском движении. Занимался расколкой дров, как-то по хозяйству старался помогать. Я ведь сам из села, родом из Догоя – это в Могойтуйском районе Забайкальского края, - делится своей историей студент физико-технического факультета Дылгыр.

- Я пришел к идее волонтерства во время поисков Дамира Сагдеева. Уже после этой трагической истории решил вступить в отряд Liza Alert. С тех пор участвую в поисках пропавших людей, - признается Ардан. - Главное, что вы должны понимать: волонтерская деятельность – это добровольное решение. Я пришел сюда потому, что действительно хочу помогать пожилым людям.

Ребята прекрасно отдают себе отчет в том, почему здесь и сейчас они делают этот выбор. Вопрос о мотивации тут снимается сам собой – разве нужны другие причины, если ключевая уже названа?

Плотные графики

По данным ВОЗ, на сегодняшний день в мире инфицировано свыше 1,3 миллиона человек. Цифра пугающая, с какой стороны ни взгляни: и наверняка не только для школьников, математиков и экономистов, действительно разбирающихся в количественном смысле озвученного, но и для тех, кто с трудом складывает двузначные числа в уме и интуитивно догадывается, что свыше миллиона – это должно быть очень много.

Ребята, отлично знающие данные статистики, не кажутся испуганными. Напротив, предельно спокойны и собраны.

- Встаем часов в 7, завтракаем. Затем едем в «Добродом». Там нас ждет утренняя зарядка и беседа с психологом. Это для того, чтобы избежать эмоционального выгорания – ведь ситуации и люди бывают разные, - объясняет Татьяна.- Далее к нам приходит руководитель, раздает заявки, и мы выезжаем по адресам. Работаем с 10 утра до 6 вечера.

Иногда волонтерам приходится задерживаться. Отказать в выезде пожилой даме, оставшейся тет-а-тет с пустым холодильником, смог бы только бессердечный. - Сначала заявки приходят в коллцентр, их там обрабатывают и распределяют по группам. Сообщают, что кто-то обратился за социальной помощью. В итоге в среднем у нас получается от 15 до 20 выездов в день, - уточняет Баир. Зачастую добровольцы самостоятельно покупают продукты и медикаменты из списков. И в таких случаях они просят обратившихся за помощью жителей подробно рассказать о том, что им нужно, чтобы не тратить ценное время на длительные поиски необходимого.

- Если какого-то продукта нет в наличии, мы отзваниваемся и сообщаем об этом. Тут ничего не поделаешь. Но бывают и другие случаи: вот недавно у нас в списке значился сыр. А в магазине этот сыр выглядел плохо, себе такой я бы не купила. Пришлось звонить и отговаривать человека от покупки. Понимаете, в таких случаях вы должны судить по себе: скажем, если вас не устраивает качество продукта, то вы не должны покупать его для другого человека, - поясняет Татьяна.

Детали важны и требуют от волонтеров максимальной концентрации. У кого-то подобные условия могли бы вызвать стресс.

На вопрос: «Не устаете ли?», Ардан отвечает без колебаний: «Нет, совсем не устаю. Всегда стараюсь сохранять позитивный настрой».

Затем молодой человек рассказывает историю, случившуюся с ним накануне – таким образом, становится ясно, откуда берется сей неподдельный энтузиазм.

- У нас вчера была заявка, выезжали на адрес. Привезли пожилым людям спонсорскую помощь, - добавляет он. - И мне теперь кажется, что я надолго запомню радостную улыбку отца. Он был очень счастлив. Наверное, ради этого и стоит заниматься волонтерством.

В этом добровольцы также схожи. Их трогают живые эмоции и человеческая отдача – и порой этого достаточно для того, чтобы находить причины и время помогать.

- У бабушек обычно на глазах появляются слезы. И я чувствую, что они безмерно благодарны, - говорит Дылгыр. - Конечно, мы все люди, все чувствуем. Но в таких случаях действительно испытываешь удовлетворение. При этом мы ведь понимаем, что это самое малое, что мы можем сделать. Посмотрите на наших врачей – сколько они работают, без отдыха, без перерывов. А мы, можно сказать, работаем в тылу. Помогаем, насколько можем.

Правильные месседжи

Молодые инициативные ребята, сопереживающие чужим, на первый взгляд, проблемам, вслух озвучивают очень важные вещи.

- Нельзя сказать, что после присоединения к добровольческому движению в моей жизни произошли какие-то кардинальные изменения. Хотя поменялось отношение к волонтерству как таковому. Теперь хочется думать, что в будущем об этом будут помнить. Будут знать, что мир не без добрых людей, - задумывается Дылгыр.

- Если бы у меня была возможность обратиться к людям?.. Знаете, я бы призвала их к тому, чтобы они не стеснялись просить помощи. Многим неудобно, они говорят: «Ну, как?». Но хочется, чтобы люди понимали, что мы от чистого сердца помогаем. Нет у нас других мотивов. Просто хотим помочь, - отмечает Татьяна.

Кажется, в 2020 году пришло время осознать, что мы действительно все живем в одной «желтой подводной лодке», как в культовой песне «The Beatles». Со смешными мемами, записями в Твиттере и общим историческим наследием. С потрясающими людьми. И с одной на всех бедой. Пожалуй, придумать более неудобные обстоятельства для солидаризации было бы трудно. Но думается, что именно сегодня нам, как никогда ранее, важно сплотиться.

Недавно на сайте «The Village» вышла статья о том, как именно можно помочь пожилым людям в условиях режима самоизоляции. Рекомендации и советы редакции предельно просты и понятны: такие, какими и должны быть. 

Среди полезного: научить своих близких пользоваться сайтами служб доставки и оформлять заявки онлайн. 

Среди важного: уберечь своих родителей, бабушек и дедушек от мошенников. В том же материале редакция сайта напоминает читателям об аферистах из Кургана, обманным путем пытавшихся договориться с пенсионеркой о доставке продуктов

Полезные телефоны

Единый «социальный» телефон: 46-24-24. 

Колл-центр по доставке продуктов одиноким пожилым и маломобильным гражданам: 8-950-384-11-50. 

Горячая линия «Наши дети» по вопросам поддержки семей с детьми: 8-800-350-57-16. Работает с 4 апреля 2020 года. 

Колл-центр Управления социальной защиты населения по г. Улан-Удэ: 573-900, 571-600. Работает с 6 апреля 2020 года. 

Справочная служба Отделения Пенсионного фонда России по Республике Бурятия: 29-14-14.

Юлия ЦЫДЫПОВА

Фото Молодежного центра РБ

Читайте также