Газета «Бурятия» в сотрудничестве с онлайн-журналом PROSTO в Инстаграме публикует историю уроженки села Ноехон Селенгинского района Надежды Бадмаевой, бывшей бортпроводницы компании «Аэрофлот».
Как девушке из Бурятии удалось стать стюардессой, о ритме жизни в постоянных разъездах и о том, сколько выдержки стоит за столь манящей и красивой профессией.
Полёты по миру
Я - бывший бортпроводник компании «Аэрофлот». Бывший, потому как год назад я переехала в США вслед за любимым человеком. Сейчас мы - счастливые родители ненаглядной красавицы-доченьки, - начала свой рассказ Надежда.
ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» – безусловно, лидер воздушного транспорта России. Компания не первый год занимает лидирующие места в различных рейтингах и считается одной из лучших в Европе. У нее самый молодой парк самолетов, а штат бортпроводников составляет более 7 тысяч человек.
Мои знакомые часто задают вопрос, как я попала в «Аэрофлот». Не могу утверждать, что с детства мечтала стать стюардессой. Можно сказать, у меня, как у человека из провинциального города, даже не возникало мыслей, что можно освоить такую необычную профессию и летать по всему миру. Но, видимо, это судьба, так как мужа я встретила именно в небе.
Во время работы в «Аэрофлоте» я побывала в Пекине, Гуанчжоу, Алматы, Мадриде, Тенерифе, Гаване и во многих городах России. На географию моих полетов, а она была весьма узкой, повлияло знание китайского языка, в страну которого я летала 2-3 раза в месяц. Китайский я изучала в Монгольском госуниверситете, где окончила факультет международных отношений по программе бакалавриата, после училась в Шанхае.
В перерывах между полетами и в отпусках я посетила много стран и красивых городов, поскольку авиабилеты для нас, сотрудников, были со значительными скидками. Аналогичными льготами на авиаперевозки пользовались и мои близкие родственники. Я мечтала, что наша авиакомпания когда-нибудь откроет рейсы в мой родной город Улан-Удэ, но не дождалась. Надеюсь, мои коллеги-земляки застанут это время. Кстати, из более чем 7 тысяч бортпроводников в компании нас, бурят, было 4 или 5 человек. Сейчас, я предполагаю, эта цифра увеличилась.
До сих пор, рассказывая об этой замечательной профессии, я почему-то говорю в настоящем времени, будто все также там, в небе, улыбаюсь и спрашиваю: «Рыба или мясо?». Но я тут, в маленьком городке на континенте под названием Северная Америка, целую свою дочь и вспоминаю с легкой грустью то время.
Хотела бы я вернуться туда? Нет, и на то есть причины, о которых мне бы не хотелось говорить, дабы не разочаровывать тех девушек и ребят, которые мечтают стать небесными феями и волшебниками. Поверьте, как бы то ни было, эта профессия удивительна, она дает ровно столько, на сколько ты ей себя отдаешь.
О пассажирах и питании
Профессия бортпроводника дает возможность не только посмотреть мир, но и познакомиться лично с известными людьми из мира шоу-бизнеса и политики. Так, однажды на рейсе в Ташкент на борту появился Стивен Сигал, которому мне посчастливилось подавать обед.
У бортпроводников есть правило не проявлять излишней назойливости и, тем более, не задавать вопросов, не относящихся непосредственно к полету. Так вот, в том полете для меня стало неожиданностью, что господин Сигал сам проявил интерес, спросив о моем происхождении. Чувствовалось, что он был немало удивлен, услышав о том, что я из Бурятии. Мы с ним мило поболтали, и я попросила его о памятном фото, в чем он не отказал. Вообще, многие «звезды», а я их повидала очень много, – самые воспитанные и культурные пассажиры, по крайней мере, на моих рейсах были именно такие. К сожалению, бывали и такие пассажиры, после которых хотелось не просто рыдать, а уволиться и не вспоминать все, как страшный сон.
Надежда со Стивеном Сигалом
Работа бортпроводника тяжела не только физически, но и морально. Не все люди понимают, что многие вещи не зависят от нас, например, стыковка рейса или его задержка. Бывает, что пассажира очень долго мучают на пограничном контроле, после чего он поднимается на борт взвинченным до крайности и выпускает пар на первого встречного, коим обычно является бортпроводник. В нашей среде есть поговорка - «хорош тот рейс, о котором не вспоминаешь после».
Среди других популярных вопросов от пассажиров наиболее часто встречаются два: «А что вы едите и куда уходите после?». Еда экипажа отличается составом на подносе, а на горячее, как правило, едят то, что есть в меню бизнес-класса.
Что касается второго вопроса, то тут зависит от двух факторов: прилетел ты домой или в командировку. В первом случае, после краткого дебрифинга (разбора прошедшего рейса) мы едем отдыхать домой, если же ты оказался в командировке - то в гостиницу. Дальше, кто как пожелает, кто- то баррикадируется в номере, изредка выходя подкрепиться на обед-ужин, а наиболее энергичные выбираются в город на осмотр достопримечательностей и шопинг. Тут вспоминается сразу то ли как серьезный вопрос, то ли как шутка от пассажиров, звучащая после 13-часового рейса в Гавану: «А вы сейчас обратно?». И тогда наши лица становятся примерно как у героини Ирины Муравьевой из фильма «Москва слезам не верит», когда она видит из окна жену командира, на которого она положила глаз.
Как стать стюардессой?
Бортпроводником, или, как еще говорят, стюардом, может стать любой желающий от 18 лет со средним и высшим образованием и хорошим знанием английского, второй иностранный будет плюсом. Различные российские и иностранные компании регулярно проводят собеседования, которые, как правило, состоят из нескольких этапов: подача анкеты, в случае положительного ответа - собеседование и тест на знание английского языка.
Если все три этапа успешно пройдены, то не менее важным остается последний. Это ВЛЭК — врачебная летно-экспертная комиссия. Ни для кого не секрет, что даже редкие полеты не самым лучшим образом отражаются на здоровье, что уж говорить о почти ежедневных рейсах, поэтому здоровье бортпроводника должно быть отменным.
Комиссия состоит из таких врачей, как окулист, стоматолог, ЛОР (именно он проверяет вестибулярный аппарат, крутя на стуле), кардиолог, хирург, дерматовенеролог, гинеколог, невролог, психолог. К слову, такую медкомиссию необходимо проходить раз в год, а раз в полгода - основных специалистов.
Итак, когда вы обаяли строгую комиссию, ваш английский на должном уровне, а здоровье - сибирское, то пришло время для самого интересного - обучения в авиационной школе, которое длится 3 месяца. На этих курсах изучают все, что связано с самолетами, начиная от его строения и заканчивая обучением навыкам обслуживания и оказания первой помощи. Самым интересным предметом для меня были «аварийно-спасательные процедуры». На нем мы отрабатывали действия в случае аварийных ситуаций, как на суше, так и в воде.
Наряду с медкомиссией, бортпроводники ежегодно направляются на переподготовку. Это следует знать людям, у кого имеется аэрофобия – экипаж всегда хорошо подготовлен. Более того, перед каждым рейсом старший бортпроводник проводит опрос на знание аварийных команд и действий при внештатных ситуациях.
Также бортпроводников обучают правилам сервиса. Со стороны все кажется легко и непринужденно. На самом деле, перед тем, как стюардессы выходят в салон с напитками, уже проведена огромная работа - это проверка аварийно-спасательного оборудования, принятие материальных ценностей, работа с документами, подготовка сервисной тележки к обслуживанию и так далее.
Я привела пример обучения в авиационной школе «Аэрофлота», где заключается ученический договор, а плата за обучение после трудоустройства списывается с каждой заработной платы работника в течение трех лет. Знаю, что есть другая школа Новохатской, где можно обучаться за свои деньги, а по окончании устраиваться на работу в любую российскую авиакомпанию.
Записала Анна РАДНАЕВА
Фото из личного архива Надежды Бадмаевой
Больше интересных материалов о жизни и досуге в Бурятии читайте по ссылке.