Общество 6 мар 2020 5161

​​Небесная фея: уроженка Бурятии - о профессии бортпроводника

Газета «Бурятия» в сотруд­ничестве с онлайн-журналом PROSTO в Инстаграме публи­кует историю уроженки села Ноехон Селенгинского рай­она Надежды Бадмаевой, бывшей бортпроводницы компании «Аэрофлот».

Как девушке из Бурятии уда­лось стать стюардессой, о ритме жизни в постоянных разъездах и о том, сколько вы­держки стоит за столь манящей и красивой профессией.

Полёты по миру

Я - бывший бортпроводник компании «Аэрофлот». Бывший, потому как год назад я перее­хала в США вслед за любимым человеком. Сейчас мы - счаст­ливые родители ненаглядной красавицы-доченьки, - начала свой рассказ Надежда.

ОАО «Аэрофлот – россий­ские авиалинии» – безусловно, лидер воздушного транспорта России. Компания не первый год занимает лидирующие ме­ста в различных рейтингах и считается одной из лучших в Европе. У нее самый молодой парк самолетов, а штат борт­проводников составляет более 7 тысяч человек.

Мои знакомые часто задают вопрос, как я попала в «Аэро­флот». Не могу утверждать, что с детства мечтала стать стюар­дессой. Можно сказать, у меня, как у человека из провинциаль­ного города, даже не возника­ло мыслей, что можно освоить такую необычную профессию и летать по всему миру. Но, ви­димо, это судьба, так как мужа я встретила именно в небе.

Во время работы в «Аэро­флоте» я побывала в Пекине, Гуанчжоу, Алматы, Мадриде, Тенерифе, Гаване и во многих городах России. На геогра­фию моих полетов, а она была весьма узкой, повлияло зна­ние китайского языка, в стра­ну которого я летала 2-3 раза в месяц. Китайский я изучала в Монгольском госуниверси­тете, где окончила факультет международных отношений по программе бакалавриата, по­сле училась в Шанхае.

В перерывах между поле­тами и в отпусках я посетила много стран и красивых го­родов, поскольку авиабилеты для нас, сотрудников, были со значительными скидками. Ана­логичными льготами на авиа­перевозки пользовались и мои близкие родственники. Я меч­тала, что наша авиакомпания когда-нибудь откроет рейсы в мой родной город Улан-Удэ, но не дождалась. Надеюсь, мои коллеги-земляки застанут это время. Кстати, из более чем 7 тысяч бортпроводников в ком­пании нас, бурят, было 4 или 5 человек. Сейчас, я предпола­гаю, эта цифра увеличилась.

До сих пор, рассказывая об этой замечательной профес­сии, я почему-то говорю в на­стоящем времени, будто все также там, в небе, улыбаюсь и спрашиваю: «Рыба или мясо?». Но я тут, в маленьком городке на континенте под названием Северная Америка, целую свою дочь и вспоминаю с легкой гру­стью то время.

Хотела бы я вернуться туда? Нет, и на то есть причины, о ко­торых мне бы не хотелось гово­рить, дабы не разочаровывать тех девушек и ребят, которые мечтают стать небесными фея­ми и волшебниками. Поверьте, как бы то ни было, эта профес­сия удивительна, она дает ров­но столько, на сколько ты ей себя отдаешь.

О пассажирах и питании

Профессия бортпроводни­ка дает возможность не только посмотреть мир, но и позна­комиться лично с известными людьми из мира шоу-бизнеса и политики. Так, однажды на рейсе в Ташкент на борту поя­вился Стивен Сигал, которому мне посчастливилось пода­вать обед.

У бортпроводников есть правило не проявлять излиш­ней назойливости и, тем более, не задавать вопросов, не отно­сящихся непосредственно к по­лету. Так вот, в том полете для меня стало неожиданностью, что господин Сигал сам проя­вил интерес, спросив о моем происхождении. Чувствова­лось, что он был немало удив­лен, услышав о том, что я из Бурятии. Мы с ним мило побол­тали, и я попросила его о памят­ном фото, в чем он не отказал. Вообще, многие «звезды», а я их повидала очень много, – самые воспитанные и культурные пас­сажиры, по крайней мере, на моих рейсах были именно та­кие. К сожалению, бывали и та­кие пассажиры, после которых хотелось не просто рыдать, а уволиться и не вспоминать все, как страшный сон.

Надежда со Стивеном Сигалом

Работа бортпроводника тя­жела не только физически, но и морально. Не все люди по­нимают, что многие вещи не зависят от нас, например, сты­ковка рейса или его задержка. Бывает, что пассажира очень долго мучают на пограничном контроле, после чего он под­нимается на борт взвинченным до крайности и выпускает пар на первого встречного, коим обычно является бортпрово­дник. В нашей среде есть пого­ворка - «хорош тот рейс, о кото­ром не вспоминаешь после».

Среди других популярных вопросов от пассажиров наи­более часто встречаются два: «А что вы едите и куда уходите после?». Еда экипажа отлича­ется составом на подносе, а на горячее, как правило, едят то, что есть в меню бизнес-класса.

Что касается второго во­проса, то тут зависит от двух факторов: прилетел ты домой или в командировку. В первом случае, после краткого дебри­финга (разбора прошедшего рейса) мы едем отдыхать до­мой, если же ты оказался в ко­мандировке - то в гостиницу. Дальше, кто как пожелает, кто- то баррикадируется в номере, изредка выходя подкрепиться на обед-ужин, а наиболее энер­гичные выбираются в город на осмотр достопримечательно­стей и шопинг. Тут вспомина­ется сразу то ли как серьезный вопрос, то ли как шутка от пас­сажиров, звучащая после 13-ча­сового рейса в Гавану: «А вы сейчас обратно?». И тогда наши лица становятся примерно как у героини Ирины Муравьевой из фильма «Москва слезам не верит», когда она видит из окна жену командира, на которого она положила глаз.

Как стать стюардессой?

Бортпроводником, или, как еще говорят, стюардом, может стать любой желающий от 18 лет со средним и высшим обра­зованием и хорошим знанием английского, второй иностран­ный будет плюсом. Различные российские и иностранные компании регулярно проводят собеседования, которые, как правило, состоят из нескольких этапов: подача анкеты, в случае положительного ответа - собе­седование и тест на знание ан­глийского языка.

Если все три этапа успешно пройдены, то не менее важным остается последний. Это ВЛЭК — врачебная летно-эксперт­ная комиссия. Ни для кого не секрет, что даже редкие поле­ты не самым лучшим образом отражаются на здоровье, что уж говорить о почти ежеднев­ных рейсах, поэтому здоровье бортпроводника должно быть отменным.

Комиссия состоит из таких врачей, как окулист, стомато­лог, ЛОР (именно он проверяет вестибулярный аппарат, крутя на стуле), кардиолог, хирург, дерматовенеролог, гинеколог, невролог, психолог. К слову, такую медкомиссию необходи­мо проходить раз в год, а раз в полгода - основных специали­стов.

Итак, когда вы обаяли стро­гую комиссию, ваш английский на должном уровне, а здоровье - сибирское, то пришло время для самого интересного - обу­чения в авиационной школе, ко­торое длится 3 месяца. На этих курсах изучают все, что связано с самолетами, начиная от его строения и заканчивая обуче­нием навыкам обслуживания и оказания первой помощи. Са­мым интересным предметом для меня были «аварийно-спа­сательные процедуры». На нем мы отрабатывали действия в случае аварийных ситуаций, как на суше, так и в воде.

Наряду с медкомиссией, бортпроводники ежегодно на­правляются на переподготов­ку. Это следует знать людям, у кого имеется аэрофобия – эки­паж всегда хорошо подготов­лен. Более того, перед каждым рейсом старший бортпрово­дник проводит опрос на знание аварийных команд и действий при внештатных ситуациях.

Также бортпроводников обучают правилам сервиса. Со стороны все кажется легко и непринужденно. На самом деле, перед тем, как стюардес­сы выходят в салон с напитка­ми, уже проведена огромная работа - это проверка аварий­но-спасательного оборудова­ния, принятие материальных ценностей, работа с докумен­тами, подготовка сервисной тележки к обслуживанию и так далее.

Я привела пример обучения в авиационной школе «Аэро­флота», где заключается учени­ческий договор, а плата за обучение после трудоустройства списывается с каждой заработ­ной платы работника в течение трех лет. Знаю, что есть другая школа Новохатской, где можно обучаться за свои деньги, а по окончании устраиваться на ра­боту в любую российскую авиа­компанию.

Записала Анна РАДНАЕВА

Фото из личного архива Надежды Бадмаевой

Больше интересных материалов о жизни и досуге в Бурятии читайте по ссылке.


Читайте также