Бурные страсти с протестными акциями таксистов в Улан-Удэ поулеглись, но проблема не исчезла, сообщает газета "Бурятия".
Актуальным остается нелегальный извоз так называемыми агрегаторами (компании, которые собирают заказы от клиентов и передают водителям). «Бомбилы» подливают масла в огонь недобросовестной конкуренции, а агрегаторы, выступающие посредниками между пассажирами и таксистами, могут передавать заказы тем же «нелегалам».
Правила игры
В декабре 2018 года Госдума в первом чтении приняла проект федерального закона о госрегулировании отношений в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Сейчас деятельность его регулируется федеральными законами №№ 69 и 259, а также Правилами перевозок пассажиров и багажа, утвержденными постановлением Правительства РФ. Эти нормативно-правовые акты устарели, и в регионах еще не навели порядок в сфере такси. По сообщению депутата Народного Хурала Анатолия Кушнарёва, в прошлом году приняли вызвавший большой общественный резонанс закон об отмене обязательного желтого цвета такси.
- К нам обратились жители сельских районов, потому что для них покрасить авто в желтый цвет затратно, - пояснил он. - Мы приняли этот закон в 2015 году по просьбе минтранса. Надеялись, что закон наведет порядок, но ничего особенного не произошло. Кто занимается извозом в районах, благодарны, что желтый цвет отменили, теперь ГИБДД к ним претензий не имеет. Но мы планировали, что после отмены обязательного цвета такси начнут регистрироваться больше таксистов-предпринимателей. Но это дело идет тяжело. На днях этот вопрос на планерном совещании подняла Лариса Крутиян, мол, пять лет на одном месте топчемся, и никаких изменений нет.
По словам Кушнарёва, чтобы изменить ситуацию в этой сфере, создана рабочая группа, в которую вошли депутаты Егор Олзоев и Батор Цыбиков.
- Федеральный закон прошел только первое чтение, - говорит Анатолий Кушнарёв. - Хотели мы собственный закон разработать, но это не наши полномочия. Получился замкнутый круг. А чтобы долго не ждать, нам посоветовали подготовить проект Обращения Народного Хурала к председателю Госдумы Вячеславу Володину. Его планируем принять на сессии в марте. Надеюсь, депутаты нас поддержат. Недавно беседовал с нашим коллегой из Иркутска Сергеем Тэном: иркутяне тоже заинтересованы в этом законе. Но кто-то не заинтересован, поэтому и придерживают его принятие в интересах крупных агрегаторов.
Депутат Анатолий Кушнарёв:
- Мы не можем создать даже собственную, единую на всю республику диспетчерскую службу такси. Давно вопрос ставим – сформировать ее по принципу частно-государственного партнерства. Допустим, вложить туда из бюджета один раз 10 млн рублей. А дальше пусть они работают. Это был бы самый оптимальный вариант. Сегодня ежемесячно примерно пять млн рублей уходит на «звонки посредников», то есть 10- 12 % от стоимости заказа такси сразу уходят в другие города. В год это, по расчетам легализованного предпринимателя, - 60 млн рублей. Такая служба обеспечивала бы контроль над техническим состоянием машин и за медицинским состоянием водителей. В советское время в таксопарках существовала служба, которая утром и вечером проверяла таксистов. Речь идет о том, чтобы обеспечить 100-процентную безопасность пассажиров и качество выполнения услуг. В марте на Совете Хурала, видимо, будет жесткий разговор, и минтрансу укажут на то, что они в этой сфере пока работают пассивно. И об экономическом интересе. Мы позиционируем развитие туризма в республике. А таксисты - это чуть ли не первые люди, которые встречают небольшие группы туристов. И если турист увидит разбитое такси, да еще с непонятно каким водителем, он во второй раз к нам не приедет и другим об этом расскажет.
Страдают пассажиры
По мнению депутатов, агрегаторы, пока диктующие правила игры, не введены в правое поле, а нелегалы чувствуют себя достаточно вольготно. От этого в первую очередь страдают пассажиры. На одной из сессий депутат Леонид Белых назвал «страхом божьим» «машинёшку», которая пришла по его заказу.
- Я несколько раз стакивался с тем, когда таксист приезжает на грязной машине с разбитым стеклом, либо в службе заказов мне за 30 минут до назначенного времени прибытия такси говорят, что на моем направлении нет авто. Чтобы доехать до места, мне нужен час, то есть случаются срывы заказов. И сейчас парадокс в том, что люди останавливают не желтые такси, а «частников», которые трудятся на основной работе, а вечером подрабатывают без образования юрлица. У «частников» машины ухоженные, чистые, потому что они - личные, - говорит Кушнарев.
С другим проявлением «таксичной» проблемы не раз сталкивался и автор этих строк. Заказывал такси с вечера, а с утра звонил в службу. А там все делается по схеме, чтобы по полной программе развести клиента на деньги. Автоответчик металлическим голосом информирует, что авто не могут найти. Но ехать надо, и в определенное время нужно быть, к примеру, на вокзале. В итоге приходится соглашаться на «двойную срочность», и конечная стоимость поездки вместо 230 заявленных рублей достигает 400. Такая вот арифметика абсурда по имени «как заказать такси по-улан-удэнски».
Нелегальный извоз
В Обращении говорится, что власти Бурятии принимают меры по пресечению нелегального извоза, однако эти усилия дали только точечные результаты. Ведь регулирование рынка такси – прерогатива федерального законодательства.
- Основная проблема нелегального извоза – отсутствие правого урегулирования службы заказа такси, - отметил начальник отдела контроля пассажирских перевозок минтранса РБ Евгений Фетисов. - В законодательстве нет таких понятий, как «служба такси» и «агрегатор», по сути, являющихся неким мотиватором для нелегальных перевозчиков, которые игнорируют требования. Поэтому уровень безопасности при перевозке пассажиров такси падает.
По его словам, «нелегалы» вольны работать, как хотят - брать заказ или нет, принимают какие угодно решения - не в пользу пассажиров. Поэтому страдает качество перевозок, а легальных перевозчиков задвинули, их осталось мало. Сейчас всего лишь 1300 разрешений по республике.
- С нелегальным извозом бороться нынешними средствами сложно, - утверждает Евгений Фетисов. - То, что мы предпринимаем – капля в море. А есть такие нелегалы, которых мы по несколько раз вылавливаем. Был у нас случай, когда «Лифан Солано» стоял на Шишковке на одном и том же месте. Три раза с него снимали шашку, три раза штрафовали по пять тысяч. А он все равно продолжал стоять на том же месте.
То есть штрафы «теневиков» не пугают. И будут они «бомбить», платя мизерные штрафы и угрожая безопасности пассажиров, пока не примут жесткий федеральный закон, в проекте которого есть такой пункт, как конфискация авто.
СПРАВКА:
В проекте Обращения к спикеру Госдумы говорится, что устаревшие акты «не учитывают и не затрагивают важные особенности деятельности по перевозке легковым такси, отсутствуют нормы, регулирующие деятельность служб заказа такси, и в связи с этим требуется изменение действующего федерального законодательства в части приведения в соответствие с появившимися современными технологиями, изменившими структуру услуг и способ выбора такси».
Фото Алексея Жилина