Общество 15 ноя 2019 3254

​Ученый, внесший существенный вклад в науку Бурятии – Валентин Рассадин

Об ученом и педагоге Валентине Рассадине в материале газеты «Бурятия».

Сегодня, в век глобализации, че­ловечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни, поэтому логично и возраста­ние роли ученого в развитии обще­ства.

При этом делается вывод, с ко­торым трудно не согласиться: в истории бывают такие периоды, когда роль одного человека в решении каких-то научных, к примеру, гумани­тарных, проблем может быть более зна­чимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе.

Валентин Рассадин - ученый с миро­вым именем, чей вклад в науку неоспорим, чьи научные открытия тесным об­разом связаны с богатейшей культурой монгольских народов. Он один из тех талантливых и выдающихся исследова­телей, кого можно назвать двигателями прогресса современного общества.

Вместе с тем, кто бы и что бы ни го­ворил, но помимо внутренних качеств, присущих выдающейся личности, еще должны сложиться такие внешние обстоятельства, которые будут катали­затором становления ее именно «великой», определяющие его жизнь как человека с уникальной судьбой. Мно­гогранному таланту Валентина Ивано­вича было подвластно все, что связано с языкознанием в области монголове­дения, тюркологии и алтаистики, а круг научных интересов ученого был очень широк: история и этнография мало­численных народов, диалектология, лингвокультурология, создание буква­рей и учебных пособий. Но и это еще не все: он был прекрасным публицистом, переводчиком, замечательным другом и коллегой.

В числе ведущих направлений в творчестве ученого была и педагоги­ческая деятельность и здесь трудно пе­реоценить роль Валентина Ивановича, поскольку он был прекрасным педаго­гом для своих студентов. Это подтверждают слова его учеников: «Рядом с великим Учителем, Вы – наш Учитель! Валентин Иванович Рассадин – боль­ше, чем Учитель, Валентин Иванович – образец во всех наших делах». Он как педагог и методист является автором многих школьных учебников и учеб­но-методических пособий, учебных программ и словарей. В этой области он также проявил свой талант и претво­рил много оригинальных научных идей и концепций.

Великий гуманист

Настоящие ученые очень похожи образом жизни, нравственными принципами, отношением к прошлому. Вот и Валентина Ивановича Рассадина я постоянно сравниваю с Дмитрием Сер­геевичем Лихачёвым. В одной из статей о Лихачёве в общероссийской «Новой газете» корреспондент задается во­просом - что было бы, если академик Лихачёв, один из ведущих мировых экспертов в области древнерусской литературы, выбирал бы в свое время рациональное «молчание в обмен на расширение профессиональных возможностей». Как действительно выгля­дит петербургский Невский проспект, мы бы уже забыли, Кремль в Новгороде оказался бы застроен высотными зда­ниями… Дмитрий Сергеевич спас мно­жество памятников, сохраняя историю. Теперь они – памятник ему», заключает журналист.

Так же, как великий Дмитрий Лихачёв спасал памятники, Валентин Рассадин спасал языки, оба оставили бесценные сокровища в виде духовных и материальных памятников народов России. Он сохранил языки народов, без которых они бы не спасли себя как народы, свою идентичность, свою историю, свою судьбу. Сегодня созданные языки и письменности – памятники Валентину Ивановичу.

Но это сравнение двух выдающихся ученых – одно из множества схожестей в их судьбах. Я не говорю о тяжелом детстве, военных годах, спорах, граничащих до неприятия их взглядов и идей. Я имею в виду другое, гораздо больше характеризующее их личности, ум и та­лант. Они оба – эти два гиганта каждый в своем деле – великие гуманисты. Хо­чется сполна воздать его уникальной личности, не боясь того, что Валентин Иванович будет не только останавли­вать, но также отрицать свою роль в истории науки, в судьбе многих наро­дов.

У Валентина Ивановича был отто­ченный и проницательный взгляд. Он производил эффект настоящего учено­го - и он достигался благодаря, в том числе, такому нетипичному, может быть, для современных ученых, качеству, как высочайший этический принцип служе­ния науке.

Ведь тот же соблазн для «…расши­рения профессиональных возможно­стей» был и вокруг Рассадина. Была Москва, другие большие столицы с го­раздо большими комфортными услови­ями работы для ученого. Но он выбрал - сибирскую глушь, где жил в тайге, чумах, на горных пастбищах, где, находясь рядом с носителями самобытной культуры, собирал бесценные образцы народного творчества и живую речь малочисленного тофаларского и других народов. А позже он выберет Калмы­кию, тоже далеко не комфортное место для ученого. Достаточно сказать о кли­матических условиях.

Школа монголоведения

Сегодня имя Рассадина – явление в мировой науке и культуре, особая страница в истории языкознания. Лю­бой человек, тем более личность тако­го масштаба, как Валентин Иванович, нуждался в поддержке – личной, преданной, душевной. Это незаменимое чувство он ощущал в лице любящего и искренне заботящегося человека – су­пруги Светланы Менкеновны. Он умел дружить и дорожил дружбой и добры­ми взаимоотношениями с людьми.

Не только о научных связях уче­ного, но также человеческих отноше­ниях, умении ценить друзей и коллег, свидетельствуют искренние, глубоко проникнутые печалью в связи с уходом Валентина Ивановича слова в первой посмертной книге «Вспоминая Валенти­на Ивановича», трогательно и с любовью составленной Светланой Менкеновной. Впечатляет география городов в книге воспоминаний: Улан-Удэ, Новосибирск, Якутск, Санкт-Петербург, Москва, Аба­кан, Кызыл, Чита, Иркутск, Волгоград, Казань, Черкесск, Тюмень, Горно-Ал­тайск, Чебоксары и, конечно, Элиста, а также страны - США, Латвия, Монголия, Внутренняя Монголия, Германия, Япо­ния, Чехия, Азербайджан, Финляндия, Казахстан, Турция. Всех объединило чувство потери чего-то большого и важ­ного, дорогого сердцу и уму человека, выдающегося ученого и талантливого педагога.

Важно отметить и то, что научные связи, экспедиции, обмен опытом, знакомство с исследователями из других стран, прежде всего, Монголии оказали неоценимое содействие углублению со­вместных научных исследований и при­данию России в целом и национальным республикам страны – Бурятии, Кал­мыкии, Якутии, ведущих монголовед­ных центров с мировым признанием. В том, что в Калмыцком государственном университете в полную силу заработа­ла монголоведческая школа, созданы специальные Центр монголоведения и кафедра калмыцкого языка, монголистики и алтаистики, открылись новые магистерские программы по данным направлениям – немалая заслуга Ва­лентина Ивановича.

Важно продолжить дело ученого, ко­торому он отдал не только десятилетия скрупулезного труда, но и все силы, здо­ровье, энергию и вдохновение.

Раиса ДЯКИЕВА, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой калмыцкой литературы и журналистики КалмГУ

Фото предоставила Раиса Дякиева