Общество 8 ноя 2019 1787

​​Как особые дети Бурятии интегрируются в общество

За два года тренировок четверо выполнили нормативы первого юношеского разряда по плаванию

В Бурятии, как, впрочем, и по всей России, становится все больше особых детей. Сегодня их принято делить на две категории - «дети-ин­валиды» и «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Но и те и другие имеют равные шан­сы стать полноценными членами общества, считает инструктор-методист по лечебной физкультуре Татьяна Намагу­руева. С особыми детьми она работает уже около 30 лет, сообщает газета «Бурятия».

Через себя

- Это случилось в конце 80-х го­дов. Я тогда работала в физкультурном диспансере, и от знакомого невроло­га узнала, что в школу № 60 требуются специалисты моего профиля, - начинает свой рассказ Татьяна Очировна. - Так и стала работать с детьми, как тогда гово­рили - с ослабленным здоровьем. Пер­вые годы, признаюсь, трудиться было очень тяжело, потому что все пропу­скала через себя. А тут важно не просто работать, но и постоянно развиваться, находить какие-то новые методы. Дети разные, у кого-то отставание в разви­тии, у кого-то - ДЦП или расстройство аутистического спектра и т.д.

С 2007 года я начала работать целе­направленно только с особыми детьми. В первую группу набрали 44 человека, с разными диагнозами, но в основном это были дети с сохраненным интеллектом. Именно они стали костяком, своим при­мером повели остальных детей, в том числе и тех, у кого наблюдались психи­атрические отклонения.

Начинали с плавания, но постепен­но брали на вооружение спортивные и интеллектуальные игры, проводили походы и экскурсии по святым и историческим местам, принимали участие в соревнованиях и спартакиадах. За два года тренировок четверо из той группы сумели выполнить нормативы первого юношеского разряда по плаванию.

В 2010 году я впервые услышала о том, что у нас в городе появилась федерация стендового скалолазания. Встре­тились с тренерами этой федерации, Павлом и Натальей Колесовыми, нашли общий язык и начали работать. В ска­лолазании уже в 2014 году двое наших ребят стали победителями первенства России.

Огромное значение в нашем деле имеет поддержка родителей. Есть у меня один воспитанник с диагнозом ДЦП. Когда он только пришел к нам, даже ходил с трудом - какие там походы, какое плавание? Но его мама постоянно внушала ему, что он не хуже других. И ребенок начал ходить в походы, начал плавать и даже встал на лыжи. Как-то взрослые пловцы, глядя, как он плавает, спросили, что за стиль у него такой? Им даже в голову не пришло, что у него есть какие-то ограничения.

Путь к доверию

- Сейчас такое время, когда наше общество очень мало двигается, - продолжает Татьяна Очировна. - И вот та­кой пример видят наши дети. Чтобы мозг особого ребенка полноценно раз­вивался, нужна этакая смесь интеллектуальных и физических нагрузок. Часто к интеллектуальным нагрузкам особый ребенок начинает привыкать именно через физическое воспитание.

Почему за основу мы взяли плавание и скалолазание? На воде ребенок начинает работать всеми конечностями в различных плоскостях, что сказывается на деятельности спинного мозга и нерв­ных корешков, а значит, и на центре головного мозга, который отвечает за интеллектуальное развитие.

В скалолазании ребенок учится син­тезировать свои возможности на вы­соте, анализировать, выбирать точки и достигать цели вопреки страху упасть. К тому же это мощная и естественная физическая закалка и воспитание доверия через взаимодействие с тем, кто его страхует, и тренером, чьи подсказки по­могают найти выход из определенной ситуации.

Благодаря упорным тренировкам в 2014 году наши дети прошли большой паломнический тур вокруг горы Алха­най, 108 километров. К этому походу мы готовились четыре года. Участвовали в туре в основном наши старшие ребята, от 14 лет, но был и один 9-летний ребе­нок.

Очень много интересных и симво­личных ситуаций случилось на этом пути. У особых детей и восприятие особое. Это нужно понимать, даже по природе они более замкнуты и рани­мы. Маршрут как естественное испы­тание помог многим из наших ребят пересмотреть свои привычки, ведь они были командой и не могли обойтись без помощи друг друга. Но самый важный результат похода, мне кажется, заклю­чался в том, что ребята смогли ощутить силу веры. Это была настоящая духов­ная закалка. Именно вера, как мы знаем, творит чудеса.

Миссия

- Вообще, как я поняла за годы сво­ей практики, работа с особыми детьми – это миссия, потому как без понимания своего предназначения в этой сфере не то, чтобы тяжело, эта сфера просто тебя не примет. Ведь особые дети отличают­ся особой чуткостью, - считает Татьяна Намагуруева. - Они были всегда, и об­щий уровень понимания их проблем — это показатель цивилизованности общества, тут не скажу ничего нового. Но я точно знаю, что даже очень тяже­лые от рождения дети адаптируются, раскрываются, обретают стремление быть полезными обществу. Главное - не упустить их, помочь им вовремя рас­крыться, а где-то и уберечь, защитить. Тут важно все: и усилия родителей, и помощь компетентных специалистов, и поддержка государства. Но посыл, хо­тим мы того или нет, должен исходить от родителей, тех, кому это нужно в первую очередь. Потому сегодня нужно как-то помочь объединиться родите­лям особых детей в единое сообщество. Особые дети не появляются просто так, они посланы свыше, и помогают нам многое осознать.

По-хорошему нужны универсаль­ные специализированные центры, где родители могли бы узнать о новых ме­тодиках и получить консультации, вдох­новиться в конце концов. Будущее осо­бого ребенка в первую очередь зависит от позиции и настроя его родителей. Ка­кое у него будет будущее, если родите­ли целыми днями на работе, а ребенок в телевизоре, телефоне или планшете? Воспитание — это постоянный поиск и постоянный рост, как ребенка, так и его родителей. Пенсию особому ребенку платят не для того, чтобы ее проедали, а для того, чтобы он постоянно разви­вался. Чем больше неравнодушных и компетентных родителей, тем ощути­мее будет поддержка от общества и го­сударства.

МНЕНИЕ:

 Специалист по инклюзивному образованию Бурятского общественного фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», мать особого ребенка Инна Молчанова:

- В Бурятии около 16 тысяч детей с инвалидностью и огра­ниченными возможностями здоровья. Потому отрадно, что в нашем городе появляются новые люди, проекты и целые органи­зации, которые видят перспективу в особых детях. Все больше появляется цен­тров, детских садов, школ, в которых мы можем встретить ребят с особен­ностями развития. Это результат деятельности замечательных людей, они много учились, взращивали свои идеи, создавали команды.

Службы ранней помощи детям с особенностями развития, различные творческие и спортивные проекты, теплые бассейны, АФК, музыкальные, языковые центры, танцевальные студии, терапия на лошадях и многое другое позволя­ют ребенку с особенностями развития найти то, что приносит ему не только реабилитационный эффект, но и удовольствие. Ребенок в процессе развития должен ощущать радость!

Город постепенно начинает понимать и принимать особых детей и их семьи. Доступность объектов для семей с особыми детьми в Улан-Удэ на порядок выше, чем в близлежащих городах. Сама это вижу, когда посещаю их как мать особого ребенка. Наверное, неинтересно было жить, если все у нас гладко и без проблем. В нашем городе они решаются.

Но еще больше таких задач в районах Бурятии, где тоже есть особые дети. Их родители создают сообщества, общественные организации, ищут возмож­ности сделать своих детей и себя счастливыми и нуждаются в нашей поддержке. Если мы говорим о создании единого сообщества родителей особых детей, то в первую очередь это единение нужно начинать с районов. Эта работа уже ведется.

Фото предоставлено Татьяной Намагуруевой

Автор: Болот ШИРИБАЗАРОВ