Булат Аюшеев на фестивале поэзии на Байкале
В Улан-Удэ подводят итоги всероссийского литературного конкурса «Только текст», посвящённого судьбе Байкала, и расширяют формат Книжного салона, что обещает немало интересных творческих открытий. Обо всем этом, и не только, поэт Булат Аюшеев, редактор литературного журнала «Байкал», в материале газеты «Бурятия».
– Булат, первый вопрос о личном творчестве. Над чем трудитесь сегодня?
– Пока ничего личного. Работаю над очередным номером журнала «Байкал», где будут опубликованы тексты финалистов литературного конкурса короткого рассказа «Только текст». Напомню, это всероссийский проект, в нынешнем году он был посвящён тематике Байкала, потому и партнёром конкурса выступил наш журнал. Победителя выбрала редакция журнала «Байкал». Поступил 431 рассказ, от Бурятии в конкурсе, если не ошибаюсь, участвуют человек десять. Проект интересен своим форматом и содержанием работ. Люди из других уголков России начали понимать, что судьба Байкала – это проблема всей России, а не только Бурятии и Иркутской области. Причем, в числе участников конкурса немало именно молодых авторов.
– В Бурятии проходит очередной, уже 14-й Книжный салон. Представили что-нибудь на этом фестивале? И на что обратили внимание в нынешнем году?
– Программа нынешнего сезона рассчитана на неделю, с участием видеоблогера Дениса Оптимистера и литературного критика Галины Юзефович. Лично для меня это биеннале стало поводом отвлечься от мыслей, связанных с недавними событиями в Бурятии. Книги издаются, авторы пишут, творческие процессы кипят. И ни слова о миссии Саши-шамана.
– Кстати, а что лично вы думаете о минувших событиях в Бурятии, с участием того же Саши-шамана?
– В политике я разбираюсь плохо, но со своей колокольни могу сказать, что все мы обрели новый опыт. Все эти события в Бурятии обнажили проблему интерпретации, оказалось, что одну и ту же ситуацию мы видим абсолютно по-разному, и не особо стремимся к взаимопониманию.
Возьмём того же Сашу-шамана. Лично я вижу в нём одинокого человека, пережившего глубокую личную трагедию. Он долго молчал, затем просто собрал вещи и пошёл, как Форрест Гамп из знаменитого фильма Роберта Земекиса. Помните, в фильме, Форреста спрашивают: «Почему ты бежишь?». «Мне нравится бегать!» – отвечает Форрест. Но в этом движении люди увидели особый смысл, попытались его разгадать, так пошёл резонанс.
Кстати, видно, Саша много читал, и видно, что именно он любит читать. Было забавно слушать его выступление на митинге в Чите, где он лишь чуть переиначил цитаты из «Острова доктора Моро» Герберта Уэллса, например, «нельзя ходить на четвереньках, это закон» и так далее. Есть версия, что кто-то с Сашей хорошо поработал, но лично я так не думаю. Всё, на мой взгляд, произошло спонтанно. И говорил Саша искренне, такие люди в принципе не умеют лукавить.
Мне кажется, ошибкой Саши стало то, что он прервал своё молчание. Изначально всё, чего ему хотелось, мне так кажется, – это идти по дороге, куда-то вперёд. Но затем нашлись люди, что сумели увлечь его некими идеями, сумели его разговорить. Так спонтанный поход Саши перерос в политическую акцию. Он поверил, что может что-то изменить. Последствия мы уже знаем.
– Есть мнение, что Саша-шаман помог многим россиянам избавиться от страха перед властью?
– В этой истории наиболее показателен язык социальных сетей, там мало кто соблюдает дистанцию, мало кто стесняется «ходить в грязных сапогах». И вся эта бесцеремонность то и дело норовит вырваться наружу, под любым предлогом. Лично я в истории с Сашей-шаманом увидел то, как важно иногда уметь молчать. Если ты вышел на дорогу, просто иди. И соблюдай дистанцию. Тогда и люди, что вокруг тебя, начнут, или будут вынуждены эту дистанцию соблюдать.
– В каждой эпохе своя поэтика и, соответственно, свои поэты, что эту эпоху воспевают и раскрывают. У вас не складывается впечатление, что нынешнюю эпоху «воспевает» Дудь?
– Дудь – не поэт, а журналист, насколько я знаю. Следовательно, он её не воспевает, а проговаривает. Есть такая современная форма иронии, называется «стёб». Как я вижу, Дудь начинал с этой формы, стал мастером, а затем, набравшись опыта, начал вносить в свою деятельность элементы анализа.
На звание поэтов новой эпохи претендуют, например, бурятские рэперы. Тут, как говорится, «Гугл в помощь», лишь бы не было однозначности в их суждениях. Очевидно, что нынешняя молодёжь очень избирательна в поиске знаний, но пока непонятно, кто из нас кого должен спасать.
– Видимо, с наступлением эпохи высоких технологий поэзия должна пройти некий цикл акклиматизации…
– Поживём – увидим.
– А что есть современная бурятская литература? Или что нам теперь называть современной бурятской литературой?
– Меня иногда спрашивают: Надежда Низовкина – это бурятская поэтесса или не бурятская? Любая литература – это естественное, а значит, природное явление. А любое природное явление существует за счёт жизненной энергии. Мы видим, что бурятская литература энергией не фонтанирует. Но к кому адресовать этот вопрос?
Лично я набираюсь энергией, когда нахожусь в степи или в горах. Литература находится где-то рядом с величественным молчанием природы. Есть и другое определение – гений места, что питает нас силой и вдохновением. Просто в шквале ненужных мероприятий мы утеряли ритм предков. А наши предки говорили: «Если быстро идёшь – душа отстает!». Современный бурятский литератор, как мне кажется, сегодня подобен путнику, что присел на землю и ждёт, пока его догонит душа! В общем-то, каждый житель Бурятии сегодня подобен этому путнику.
Корова запуталась в проволоке...
Корова запуталась в проволоке, исхудала,
Третий день лежит рядом с ветвистой
Ивой, обнесённой оградкой, побелка
Вся обсыпалась, доски снутри подпёрты,
Очень грубо сколочена сверху будка,
И белеет на острие полумесяц.
Через реку напротив татарский посёлок,
Тополя от ветра бледнеют, дорога
Меж домами пылит, если кто проедет,
Но такое случается редко, картошка
Отцветает, и волны ходят по верху,
Пригибая ботву, и людей не видно.
Лишь траву в огороде полет старуха,
Наклоняясь низко, над нею летают
Мотыльки. Вот разогнулась и смотрит
Против солнца за речку из-под ладони,
Не поймёт, зачем с безымянной могилы
Так отчаянно ветками машет ива.
Доят коров и поют
Доят коров и поют
словно во сне золотом.
Всем молоко раздают
и засыпают потом.
Здесь голодать не к лицу,
каждый одет и обут,
и на закланье овцу
в грубой тележке везут.
Осень вечная тихих людей
Об одном сумасшедшем художнике
хочу написать.
Он тощенький, с впалой грудью,
зубы лопаточкой вперёд, как у кролика,
взгляд мечтательный,
бежит он по улице, размахивая сумкой,
истории ему мерещатся,
а дома всё нехорошо, выселяют уже,
за коммуналку астрономические долги,
но кто ещё в этом городе может
сравниться с беднягой силой мечтаний?
Его рассказы дребезжат от мечт,
он едет в трамвае — мечтает,
ест суп — мечтает,
лекцию читает — а он читает,
читает курс
маркетинга! — мечтает.
Предмет мечты всегда одет
в костюм-юбочку
или в чёрное платье с завязочками,
покрой одежды предмета мечтаний
всегда-всегда из веков средних.
Сидит он, предмет, сложивши ножки,
на трубе индустриальной,
и волоса у предмета распущены
по плечам.
Или ещё в парке среди листов
облетающих
идёт он к предмету, придумывая стих:
«И костюм её серый короткий,
и на юбке разрез — боже мой!»
Скорей-скорей! Убить Соню!
Оторвать ей голову!
Зачем она
не носит брюк!
Фото: baikalpoetry.ru