Осень щедро позолотила мемориал «Ровесникам, ушедшим в бой». Почти ровно 40 лет назад в такой же осенний день в горном массиве Луркох душманы сбили советский военный вертолет. В потерпевшем крушение Ми-8 геройски погиб генерал-майор Вадим Николаевич Хахалов, заместитель командующего ВВС Туркестанского военного округа по истребительной авиации. Мало кто знает, что 49-летний генерал Хахалов был нашим земляком. Память о выдающемся советском военачальнике в Бурятии увековечена только на мемориальной стене у «Черного тюльпана».
Отец и сын Хахаловы
К сожалению, в циркулирующих в Интернете текстах о Вадиме Николаевиче много фактических неточностей и просто нелепых мифов. Эти мифы сотканы из противоречивых мемуаров, рассказов советских командиров, однополчан, погибших в Луркохской операции десантников, а также воспоминаний моджахедов. Вклад в эти мифы внесли и публикации журналистов, в которых смакуются массово применявшиеся моджахедами (а сейчас и талибами) первобытные тактики устрашения противника: пытки военнопленных и расчленение трупов погибших.
Написать подлинную биографию нашего земляка помогли встречи и беседы с его близкими: проживающей в Москве дочерью генерала Еленой Дюковой и племянницей Маргаритой Карнышевой, жительницей Улан-Удэ. Они не только ответили на вопросы корреспондента «Бурятии», но и предоставили документы и фотографии, которые пролили свет на происхождение, личную жизнь и военную карьеру Вадима Хахалова.
- Отец Вадима Николаевича, бурят по национальности, был репрессирован и погиб до его рождения, - рассказывает Маргарита Карнышева. - Его мать Тамара Николаевна из шляхетского рода Воюцких, сосланных за участие в польских восстаниях. Она работала секретарем в газете «Бурят-Монгольская правда», где познакомилась с замредактора этой газеты Александром Уладаевичем Хахаловым и в 1934 году вышла за него замуж. Будущий первый секретарь Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) (1951-1960), Председатель Президиума Верховного Совета БурАССР (1960-1970) А.У. Хахалов - уроженец улуса Хандала Кударинской волости (ныне Кабанский район Республики Бурятия). Он усыновил Вадима, дал ему свою фамилию, вырастил и воспитал.
По словам Карнышевой, опасаясь репрессий, мать указала в свидетельстве местом рождения сына станцию Могзон, хотя на самом деле Вадим Николаевич родился в Улан-Удэ. К слову, в составленной для Центрального музея Вооруженных сил биографии сына Тамара Николаевна собственноручно написала, что Вадим родился в Улан-Удэ и учился в школе № 1.
Путь в небо
- В октябре 1938 года вместе с семьей Вадим переехал из Улан-Удэ в Закаменск, где проживал до 1940 года, - продолжает рассказ Маргарита Карнышева. - В 1940 году семья вернулась в Улан-Удэ, жили на улице Куйбышева, 43. В 1948-м Хахаловы переехали в Москву, где он окончил среднюю школу № 665 (ныне № 1465). Одновременно с учебой в средней школе посещал 3-й Московский городской аэроклуб, где налетал 40 часов. Он также участвовал в конькобежных соревнованиях школ Киевского района Москвы, как и все в семье, любил читать. В 1951 году поступил в Сталинградское военно-авиационное училище, после окончания которого служил в истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа. Оттуда был направлен в Военно-воздушную академию имени Гагарина - высшее военное учебное заведение по подготовке командных кадров для ВВС. Окончив академию, получил назначение на руководящий пост в Астрахань, а затем - в Туркестанский военный округ. На каникулах и в отпуск дядя приезжал в Улан-Удэ, ездил на охоту и рыбалку в Кабанский район. В мае 1970 года участвовал в подготовке похорон деда, плакал вместе с моим папой и бабушкой.
Тренировал космонавтов
По словам дочери Вадима Николаевича Елены Дюковой, ее родители познакомились на одной из студенческих вечеринок.
- Моя мама Маргарита Васильевна - москвичка, по специальности инженер по холодильным установкам, - рассказывает Елена Вадимовна. - Мой брат Василий родился в 1962 году, окончил Ставропольское высшее военное авиационное училище по специальности «штурман» и служил в войсках ПВО. К сожалению, он погиб в 1991 году, остался сын Василия, которого назвали Вадимом. Я же родилась в 1972-м в Астрахани, через три года мы переехали в Ташкент, где жили в авиагородке. Будучи высококвалифицированным летчиком-истребителем папа испытывал новейшие реактивные самолеты, в основном МиГи. Отец часто выезжал в командировки на космодром Байконур, где тренировал космонавтов. За особые заслуги в освоении авиационной техники, высокие показатели в обучении летных кадров и безаварийную летную работу он был удостоен звания «Заслуженный военный летчик СССР». На посту заместителя командующего ВВС Туркестанского военного округа по истребительной авиации в декабре 1979-го мой отец принимал активное участие в развертывании и мобилизации авиационных частей, которые были переброшены в Афганистан. Ввод Ограниченного контингента обернулся затяжной войной против оппозиции просоветскому правительству. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевого задания, отец посмертно был награжден высшей наградой СССР - орденом Ленина.
5 сентября 1981-го, Луркох…
- В контексте политической борьбы периода 1985-2000 годов в СМИ преобладали негативные оценки действий Ограниченного контингента советских войск, - информирует военный историк Маргарита Карнышева. - Оценки событий 5 сентября 1981 года отражают и разногласия между командованиями ВВС в составе Оперативной группы министерства обороны СССР, вооруженных сил ДРА и 40-й общевойсковой армии. Интернет-информация о действиях Хахалова, выполнявшего личный приказ Главнокомандующего ВВС СССР авиации Павла Кутахова, также достаточно противоречива. Сопоставление фактов из доступных источников позволило определить основные причины того, почему, несмотря на возражения командования 5-й МСД, Вадим Николаевич вылетел в глубину горного массива Луркох. Приказ Кутахова был обусловлен неэффективностью действий советской бомбоштурмовой авиации против созданной душманами в неприступном горном массиве хорошо укрепленной и отчаянно защищаемой крепости. Сюда перебрасывались отряды боевиков, подготовленные в Иране. Начиная с 1979 года из этого объединенного командного поста, тренировочной базы и склада продовольствия и вооружения совершались нападения на колонны войск ОКСВА и посты вооруженных сил ДРА. В душманских засадах погибло много советских и афганских военнослужащих. Луркохская база обеспечивала моджахедам контроль над стратегическими территориями, площадь которых увеличивалась. Однако, опасаясь крупных потерь, командование 40-й армии избегало активных боевых действий по ее ликвидации. В поставленную перед Хахаловым задачу входил анализ ситуации, который он был не в состоянии провести, опираясь только на мнение действовавших в этом районе командиров. Идея подавления самой мощной точки противо-воздушной обороны моджахедов могла принадлежать и членам экипажа, поскольку будучи летчиком-истребителем сам Хахалов не владел приемами бомбоштурмовой атаки в высокогорной и скалистой местности.
Генерал Хахалов, до конца выполнивший свой воинский долг, был любящим мужем и отцом. Друзья и коллеги любили его за веселый, общительный нрав, остроумие.
- У меня остались самые теплые и светлые воспоминания о моем детстве, - говорит Елена Дюкова. - Лучшим в моей жизни было время, когда рядом был отец.
Как сообщил один из представителей БРО Всероссийской общественной организации «Боевое братство», в их планах - приурочить увековечение имени своего славного земляка в Улан-Удэ к 90-летию со дня его рождения, которое будет отмечаться в декабре 2022 года.
- Если будет принято такое решение, то это будет большая честь для нашей семьи, - сказала Маргарита Карнышева.