Совещание прошло в стенах Бурятского республиканского педагогического колледжа (БРПК), который является одним из главных «поставщиков» учителей для республики. Ежегодно образовательное учреждение выпускает около 200 молодых специалистов по разным специальностям, в том числе учителей бурятского языка, музыки, рисования, физической культуры.
Несмотря на все предпринимаемые профильным министерством усилия, дефицит педагогических кадров в школах республики сохраняется. На сегодняшний день это несколько сотен человек, и нехватка кадров есть как в столице республики, так и в районах Бурятии.
- По сведениям муниципальных образований на 1 сентября 2022 года реальная потребность в педагогических работниках составляет 297 вакансий, из них в районах - 167. Особенно не хватает учителей в Селенгинском, Мухоршибирском, Хоринском, Джидинском и Кабанском районах. Наиболее острый дефицит педагогических кадров наблюдается по таким предметам как математика, английский язык, русский язык и литература, начальные классы, - сообщил и.о. министра образования и науки РБ Валерий Поздняков.
Чтобы решить существующий кадровый голод, при поддержке Правительства Бурятии министерством организована профессиональная переподготовка педагогов на базе БГУ им. Доржи Банзарова и Бурятского республиканского института образовательной политики (БРИОП). Для реализации мероприятия и в целях обеспечения дошкольных и общеобразовательных организаций педагогическими кадрами из бюджета республики ежегодно выделяются средства в размере 12 617,5 тысяч рублей. Всего за шесть лет прошли переподготовку 1868 человек.
Государственное задание
За последние три года в БРПК повысили квалификацию 491 педработник, и в основном за счет собственных средств. Для исправления ситуации предложено сформировать госзадание, чтобы переподготовка кадров проходила за счет государственного бюджета.
- Считаем возможным формирование государственного задания по повышению квалификации педагогических работников по программам среднего профессионального образования в БРПК, в котором созданы все условия, соответствующие лицензионным требованиям. Что же касается наших студентов, то более 80 % из них трудоустраиваются и работают по специальности. Конечно, мы могли бы и больше студентов понабирать. Не 250, а 350, потому что заявлений от абитуриентов бывает около тысячи, то есть четыре человека на одно место. Но для этого не хватает площадей, - рассказала директор педколледжа Светлана Нимбуева.
По мнению участников круглого стола, необходимо развивать целевое обучение и дальше, а для привлечения выпускников школ на целевое обучение нужно не только обеспечить их последующее трудоустройство, но и предусмотреть меры социальной поддержки в процессе обучения. Парламентарии отметили, что сегодня это является одним из важнейших вопросов государственной политики в сфере образования.
- Сегодня мобилизовали наших ребят, они защищают границы нашей страны, но защитить ее внутри может только учитель. Поэтому здесь крайне важно, чтобы и заработная плата соответствовала, и статус учителя должен повышаться, - отметил председатель комитета Народного Хурала РБ по социальной политики Игорь Марковец.
По итогам круглого стола даны рекомендации республиканскому Правительству, профильному министерству и муниципальным властям.
Автор: Иван ПОДБЕРЕЗКИН
Фото: Ивана Подберёзкина