Общество 29 окт 2022 1281

Силами политзаключенных в 30-е годы построили железнодорожный мост через Селенгу

В середине тридцатых годов прошлого столетия на территории нашей страны были и сибирские ГУЛАГи. Здесь содержались политзаключенные, осужденные по статье 58 УК РСФСР, которая предусматривала наказание за преступления, связанные с изменой Родине. Силами бедолаг велись грандиозные стройки железных дорог, мостов, каналов, заводов и фабрик, пишет газета «Бурятия».

Тяжёлый труд

Не стала исключением и Бурятия. В Иволгинском районе у села Шалута находился лагерь политзаключенных, принадлежащий Южному железнодорожному исправительно-трудовому лагерю. Они построили ветку железной дороги «Улан-Удэ-Наушки» и железнодорожный (Кордонский) мост через Селенгу.

Управление Южного ИТЛ (май 1938 - апрель 1943) располагалось в Улан-Удэ. Около 40 тысяч заключённых трудились на строительстве железных дорог «Улан-Удэ - Наушки», «Тайшет - Братск», на производстве боеприпасов, на лесозаготовках, в сельском хозяйстве. Сооружение линии «Улан-Удэ - Наушки» протяженностью 254 км от столицы Бурят-Монгольской АССР к самой границе МНР началось в 1937 году. В постоянную эксплуатацию дорогу сдали в 1940-м.

Железную дорогу строили заключённые, многие из которых были осуждены по политическим мотивам. Жили они в холодных, глиняных бараках. Ходили почти полураздетые, чаще босиком. Большинство из них погибли, не выдержав непосильного труда, голода, болезней. Таскали на себе неимоверной тяжести камни, выкорчёвывали деревья, подрывая своё здоровье. При строительстве железнодорожного моста через Селенгу также использовался их труд.

Старожилы вспоминают 

Могилы людей, строивших мост, обнаружила несколько лет назад учитель истории Селенгинской школы Тарбагатайского района Надежда Филипповна Болонева вместе со своими учениками, членами поискового отряда «Поиск». Сколько человек здесь захоронено, неизвестно. Могил всего 108. Здесь до сих пор сохранились бараки и свидетельства местных жителей, в то время бывшими детьми.

Период строительства железнодорожной ветки «Улан-Удэ - Наушки» таит в себе множество белых пятен, так как относится к сталинским репрессиям, - приводят слова Надежды Болоневой авторы-составители Книги памяти жертв политрепрессий, изданной в Иволгинском районе в 2021 году. - Желание заняться изучением истории строительства железной дороги и моста появилось после рассказов старожилов сёл Кордон, Сибирь, Саратовка, Солонцы, которые сожалели о том, что в свое время не смогли ничем помочь людям, строившим дорогу и мост. В период демократизации общества были обнародованы архивные документы многих «народных строек», но пока нигде нами не обнаружено документов, проливающих свет на историю строительства нашего отрезка железной дороги.

Из воспоминаний Василия Федотовича Трифонова, родившегося в 1924 году в с. Кордон, записанных юными краеведами:

Мост начинали строить в 1937 году, он предназначался для сообщения с Монголией. Возводили его вольнонаемные рабочие и заключенные. Было такое указание, чтобы от Улан-Удэ до Наушек на каждый метр железной дороги был поставлен человек. Техники было мало, работали вручную. Из машин было всего три самосвала марки ЗИС-5, работали на них три парня - вольнонаемные, они подвозили камень и лес. Насыпи под дорогу делались вручную, гравий, песчаную и земляную смесь подвозили тачками из тех мест, где была возвышенность, пригорки и заваливали ямы и низменности, так выравнивали путь. Лагеря заключенных стояли в селах Шалута, Вознесеновка, за селом Ганзурино и дальше. Эти три лагеря строили путь от Вознесеновки до Оронгоя. Заключенные были разных национальностей, со всего Советского Союза, а также вольнонаемные.

Неимоверно тяжелые условия работы, ручной труд, плохие условия проживания способствовали распространению болезней и смертей от истощения. Хоронили умерших на левом берегу реки. Зимой могилы не рыли, умерших оставляли до весны в яме в лесу, так как каждый рабочий был на счету, а на долбление могил ушло бы много времени. А весной и летом вырывались большие ямы и там закапывали заключенных. Все могилы были братскими, (то есть по несколько человек в одной могиле).

Я помню историю с гибелью людей весной 1937 года, когда река разошлась раньше обычного. Мы стояли на берегу, деревенские мужики кричали работникам: «Уходите, лед тронулся!», но они отвечали, что не такие мосты строили и не на таких реках. Лед начал быстро крошиться, и рабочие стали тонуть один за другим. Откололась большая льдина, и на ней оказалась группа рабочих исламской веры. Они не реагировали на крики людей. Сели на колени, образовав круг, и стали молиться. Льдина стала крениться и перевернулась, накрыв их своей массой. Все они утонули. После того, как разошлась река, было найдено огромное количество утонувших строителей моста. Заключенные, которым оставался небольшой срок, возвращались в лагерь, а кому оставалось еще много до освобождения, убегали, скрывались от охраны, как будто утонули весной.

Александра Еронова-Орлова из с. Солонцы работала дояркой в колхозе, когда начали строить мост.

Наша ферма была разделена на две части: в летнее время мы работали на правой стороне реки в летниках, а на зиму скот переправляли на левый берег в зимние стойла, - вспоминала она. - Зимой мы и увидели строителей моста. Это были заключенные - бамлаки (так их называли местные жители), скорее всего слово произошло от слова БАМЛАГ. Охраняли их солдаты. В Кордоне их стоял целый гарнизон. Там я познакомилась с будущим мужем Василием Митрофановичем Орловым. Он был политруком в военном гарнизоне. Занимался проведением политзанятий с солдатами, проводил партийные собрания. После постройки моста заключенных перебросили на Север, в Якутию, туда же перевели и моего мужа.

Чтобы помнили

Массовые политические репрессии, которые прошли в 1920-1950 годы, коснулись миллионов семей. Десятки сотни тысяч людей были необоснованно обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, спецпоселения. Никто не сможет подсчитать точное число жертв репрессий, в одной только Бурятии это более 20 тысяч.

 Подобные иволгинскому массовые захоронения есть и в других местах Бурятии. Джидинский исправительно-трудовой лагерь, Гусиноозёрский, Селенгинский, Южный - везде жили тысячи заключенных, непосильным трудом добывая уголь, строя железную дорогу, заготавливая лес.

- Многие мои родственники погибли: кто-то - в тюрьме, некоторые - по дороге в ссылку или в ссылке в Красноярском крае. Живыми вернулись только мои родители, - рассказала ветеран педагогического труда Иволгинской школы Тамара Цыдендоржиевна Ринчинова. - Нам пришлось очень тяжело. Сейчас мне 83 года. И больше всего на свете я хочу, чтобы наши дети не знали такого горя, помнили и не забывали о том, что произошло много лет назад.

В Иволгинской межпоселенческой библиотеке, наряду с Книгой памяти, в 2014 году выпустили сборник «И пусть в сердцах людей не погаснет свет!», в котором собраны воспоминания репрессированных, их детей. Здесь создан также видеофильм под таким же названием. Огромную работу по сбору материалов проделали библиотекари. Одна из них, Галина Михайловна Перевалова, сегодня возглавляет иволгинское отделение Бурятской ассоциации жертв политических репрессий. Большой террор безжалостным молохом прошелся по судьбам и ее родных.

Сохранить память о невинно пострадавших - наш нравственный долг. За эти годы, благодаря выигранным грантам, удалось огородить могильник в Шалутах, устроить цветники, установить крест. Недавно активисты под руководством председателя районного Совета ветеранов Валентины Астраханцевой провели там субботник, покрасили, побелили ограждение.

В преддверии Дня памяти жертв политрепрессий по всей республике пройдут открытые уроки в школах, митинги, а также акция «Возвращение имён» в Улан-Удэ, где желающие будут читать имена и краткие сведения о репрессированных.

Справка

День памяти жертв политических репрессий установлен постановлением Верховного Совета РСФСР № 1763/1-I от 18 октября 1991 года и ежегодно отмечается в России 30 октября.

Автор: Светлана ДОНИРОВА

Фото: Фото автора

Читайте также