Общество 17 ноя 2022 1570

«Не допустить беды»: как научить детей и подростков правильно реагировать на стрессовые ситуации

В России проблема суицида среди детей и подростков - одна из первостепенных и актуальных социальных проблем. Количество детских самоубийств с каждым годом увеличивается, и это, к сожалению, устрашающие цифры, пишет газета «Бурятия».

Как правило, до 13 лет суицидальные попытки редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет.

Для подросткового возраста характерны различные проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. При этом лишь у немногих появляется истинное желание покончить с собой. В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение подростка - это призыв о помощи. Неслучайно многие попытки совершаются дома, возможно, даже в присутствии близких, либо подросток в открытую говорит о них своим друзьям, родным. Порой подростки разыгрывают попытку самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой с расчетом, что вовремя узнают и спасут. Но демонстративные по замыслу действия вследствие неосторожности, неправильного расчета или иных случайностей могут обернуться роковыми последствиями. Так или иначе, такие поступки предпринимаются, чтобы привлечь к себе внимание, почувствовать свою ценность в глазах людей, вызвать сочувствие, жалость.

Причиной суицидальных мыслей и попыток могут быть конфликты среди сверстников, недопонимания в семье, проблемы в учебе и т.д. Но здесь важно понимать, что не сама ситуация и окружение способствуют возникновению суицидальной активности, а искаженное восприятие ребенком этой реальности заставляет прибегать к таким действиям. Восприятие же, в свою очередь, зависит, во-первых, от реактивных состояний на фоне перестройки организма в пубертатном периоде. Ведь многие помнят себя подростком, когда меняется тело, появляются вторичные половые признаки, постоянные перепады настроения, нежелание учиться, агрессивность, стыд, неуверенность в себе и т.д. А если к этому еще добавить акцентуацию характера подростка, его личностные особенности, то и вовсе может быть подростковый криз.

Во-вторых, восприятие ситуаций и дальнейшее поведение подростка зависит от неумения справляться со стрессовыми состояниями. Но это уже вопрос к семье, школе и другим социально значимым структурам, которые должны минимизировать возникновение стрессов у ребенка (плохие жилищно-бытовые условия, вовлечение детей в семейные разборки, алкоголизация, профилактика буллинга в школе и т.д.). Кроме того, важно показать и научить ребенка правильно реагировать на стрессовые ситуации:

- развивать у ребенка саногенное (позитивное) мышление;

- научить методам саморегуляции;

- распознавать и выражать эмоции конструктивно через спорт, творчество, общение с близкими и другое;

- оказать или дать возможность получить своевременную социальную, психологическую и иную поддержку.

Профилактика и всесторонняя поддержка в период кризиса - это важная задача в сохранении здоровья и жизни детей и подростков.

Телефон отделения медико-социальной помощи подросткам «Клиника, дружественная к молодёжи» ГБУЗ «Городская больница № 4»: 251-310.

Автор: Ирина АБИДУЕВА, клинический психолог отделения медико-социальной помощи подросткам «Клиника, дружественная к молодёжи» ГБУЗ «Городская больница № 4»

Фото: pixabay

Читайте также