Общество 19 ноя 2022 881

Депутаты Народного Хурала РБ оказывают помощь юным экологам

3 ноября этого года на сайте Кремля появился перечень поручений, утвержденный Владимиром Путиным, о восстановлении в нашей стране деятельности юных натуралистов и создании всероссийского молодежного экологического движения, пишет газета «Бурятия».

В список также вошли обеспечение реализации комплекса мероприятий по экологическому просвещению учащихся школ и расширение полномочий инспекторов по охране окружающей среды. Документ вызвал горячее обсуждение и споры в социальных сетях и средствах массовой информации. Сторонники принятия документа считают его действующей моделью для развития естественнонаучной направленности эколого-биологического профиля, которая позволит вдохнуть вторую жизнь в юннатские исследования. Противники уверены: этот шаг - не более чем попытка вернуть «хорошо забытое старое», и отсутствие финансовых механизмов для его реализации не даст поручениям полноценно функционировать.

Юннаты сегодня

В Республике Бурятия деятельность юннатов курирует Ресурсный эколого-биологический центр. Контингент обучающихся Центра сегодня - 1851 человек в возрасте от 5 до 18 лет. Они занимаются по программам «Азбука юного эколога», «Эко-пазл», «Эко-хранители» и другим. Также Центр курирует работу школьных лесничеств - детских экологических объединений с углубленным изучением лесной сферы. Более полутора тысяч школьников республики из 49 школьных лесничеств закладывают питомники лесных культур, занимаются природоохранной и лесовосстановительной деятельностью, учебно-исследовательской и проектной работой, сохранением чистоты в лесах республики.

Исторический опыт показывает, что еще недавно работой на пришкольных участках республики были охвачены 100 % школ. Традиционно трудовые навыки закладывались в период школьного обучения и состояли в деятельности учебно-производственных бригад, пришкольных участков, школьных лесничеств, учебно-производственных комбинатов. Школьники выращивали, кроме основных сельскохозяйственных культур, арбузы, яблоки, вишню, малину, лимоны. За год отдельными школами реализовывалось до 7-8 тысяч саженцев плодовых деревьев, работали пасеки. Школы Бурятии были постоянными участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, получали награды. К сожалению, сегодня это направление является одним из самых сложных в регионе.

Причины этого - и эпидемиологическая обстановка 2020-2021 годов, и уменьшение интереса обучающихся и педагогов к работе на земле, и отсутствие мотивационных факторов. Вместе с тем, вовлеченность в работу на пришкольном участке предполагает повышение качества и уровня образования (углубление знаний по ботанике, биологии, химии, возможность участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях различных уровней), вовлечение школьников в общий процесс аграрного производства, повышение финансового обеспечения образовательных учреждений. И в целом трудовое воспитание в сельской школе дает большую педагогическую эффективность, если реализуется в виде комплекса методических, организационных, производственных направлений.

 Поддержка депутатов

Очень серьезную помощь в решении обозначенных проблем оказывают депутаты Народного Хурала Республики Бурятия. Так, в марте 2021 года по инициативе председателя комитета Народного Хурала РБ по экономической политике, природопользованию и экологии Анатолия Кушнарёва организован круглый стол «Социальное партнёрство в развитии системы экологического воспитания в Республике Бурятия» с участием представителей различных министерств и ведомств, ученых и преподавателей. Цель работы «круглого стола» - поиск путей повышения качества экологического образования и просвещения в регионе, возможностей социального партнерства, обеспечивающих подготовку и раннюю профориентацию будущих кадров для потребностей социально-экономического развития республики. Итогом работы стало поручение Правительству Республики Бурятия, включающее ряд пунктов по развитию агроэкологических объединений школьников и проведению конкурсных мероприятий аграрной направленности.

Анатолий Григорьевич оказывает практическую помощь деятельности учебно-опытных участков школ республики. При его участии и активной поддержке введены в работу теплицы в Нижнесаянтуйской СОШ Тарбагатайского района и в Заводской СОШ посёлка Николаевский. На многих участках республики сортоиспытание картофеля - как раз начинание Анатолия Кушнарёва, который обеспечивает юннатов семенным материалом.

Работа на учебно-опытном участке

Директор Новозаганской СОШ Мухоршибирского района, неоднократного призера всероссийского аграрного конкурса «Юннат» Наталья Иванова отмечает, что при содействии Анатолия Кушнарёва школьники принимали участие в проектах «Семейский огород», занимались исследованием и размножением различных сортов картофеля.

В мае этого года председателем комитета Народного Хурала РБ по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку Дмитрием Швецовым инициирован «круглый стол» «О развитии агроэкологических объединений школьников Республики Бурятия в целях подготовки будущих кадров для агропромышленного комплекса». В обсуждении вопросов заседания приняли участие депутаты Народного Хурала РБ, представители министерства образования и науки РБ, министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ, образовательных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы для школьников аграрной направленности, а также организации агропромышленного комплекса. «Круглому столу» предшествовало выездное заседание аграрного комитета в Ресурсный эколого-биологический центр, организованное Дмитрием Швецовым и его заместителем Сергеем Пашинским. Дмитрий Швецов отметил тогда, что «…в условиях беспрецедентного санкционного давления обеспечение продовольственной безопасности страны является важнейшей задачей на ближайшие годы и на перспективу, поэтому развитие учебно-опытных участков в Бурятии является приоритетной задачей».

Депутаты обсудили, что Бурятия обладает достаточным потенциалом для развития агроэкологических объединений школьников. По итогам работы «круглого стола» разработана дорожная карта развития агроэкологических объединений с их привязкой к сельскохозяйственным организациям, разработаны типовые формы локальных нормативных актов о трудовом аграрном воспитании и проработаны вопросы сертификации продукции пришкольных участков. Также с 2023 года планируется финансирование мероприятий по развитию агроэкологических объединений школьников, в том числе по улучшению материально-технической базы объединений юннатов.

Решение проблемы

Сегодня благодаря активной помощи Анатолия Кушнарёва и Дмитрия Швецова в республике отмечается значительное повышение интереса образовательных учреждений к работе на учебно-опытных участках.

- Полностью поддерживаю идею восстановления пришкольных участков. При каждой школе должен быть школьный сад, огород, теплицы. Чтобы заинтересовать учителей биологии, ведь основная нагрузка ложится на них, им нужно определить компенсацию, стимулирующие выплаты. Нужны агроклассы. В каждом сельскохозяйственном районе необходимо по одному пилотному проекту. И депутаты не должны оставаться в стороне, надо, чтобы каждый в своем районе приобрел для школ теплицы. Почему школьники должны сегодня с лопатой бегать? Давайте купим мотоблок для каждого пришкольного участка и комплект для капельного орошения теплиц. Вот она - малая механизация, без этого не обойтись. И красивую форму ребятишкам купим, комбинезоны, пилотки, чтобы они с удовольствием работали. Деньги на это надо заложить, - подчеркнул Анатолий Кушнарёв, комментируя планы по возрождению опытнической деятельности. 

Совещание в Народном Хурале РБ

Системная работа депутатов

Стоит также отметить, что на очередной 25-й сессии Народного Хурала Республики Бурятия депутаты приняли постановление «Об обращении Государственного Совета Удмуртской республики к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации по вопросу разработки нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на развитие трудового воспитания в образовательных организациях».

При этом мы с полной уверенностью можем говорить, что депутаты Народного Хурала Бурятии также радеют за восстановление и развитие трудового воспитания в школе, возвращение учебной практики на пришкольных участках. То есть сегодня нашими парламентариями проводится большая системная работа, направленная на большую цель - реализацию доктрины продовольственной безопасности России, а также обеспечение региона достойными кадрами в сфере экологии, биологии, сельского хозяйства.

Автор: Ресурсный эколого-биологический центр РБ

Фото: предоставлено РЭБЦ

Читайте также