Общество 31 мар 2023 2914

Гармаева Светлана Искровна: штрихи к портрету

30-31 марта 2023 года в Бурятском государственном университете проходит Всероссийская научная конференция с международным участием «Типология художественных традиций в литературе», посвященная 85-летию со дня рождения профессора Бурятского государственного университета Светланы Искровны Гармаевой.

Талантливый педагог, великолепный лектор, блестящий ученый, легенда филологического факультета Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова Светлана Искровна Гармаева родилась 31 марта 1938 года в г. Улан-Удэ Бурятской АССР в большой дружной семье И. Ш. и В. Ж. Гармаевых.

Отец Искра Шарапович Гармаев был родом из Закаменского района. До войны работал на авиационном заводе летчиком-испытателем, добился снятия брони и ушел на фронт, воевал с 1941 до 1945 гг., имел боевые награды, умер от ран после войны. Его портрет работы Р. С. Мэрдыгеева хранится в Художественном музее им. Ц. Сампилова. Мама Вера Жаповна Буханаева родом из Тункинского района, до замужества работала в обкоме ВЛКСМ Бурятской АССР.

После Великой Отечественной войны отец попал под репрессии, но не был арестован по состоянию здоровья (после фронта имел болезни), был выслан с семьей из Улан-Удэ в Закаменский район. С. И. Гармаева выросла в с. Енгорбой, где жила во время и после войны, умела делать всю деревенскую работу. Здесь она забыла русский язык и разговаривала только на бурятском, прекрасно знала и монгольский язык.

В семье были еще два сына, Игорь и Лев (преподавал английский язык в БГУ). У Светланы Искровны было больше 30 двоюродных братьев и сестер. Как старший ребенок с детства чувствовала большую ответственность, воспитывала младших братьев и двоюродных сестер, когда мама была на работе.

После окончания в 1957 году закаменской школы №8 решила стать преподавателем и поехала учиться в Москву. О ее характере в те годы говорит тот факт, что будучи студенткой первого курса смогла попасть на прием к министру обороны маршалу Р. Я. Малиновскому и добиться назначения пенсии матери и младшим братьям, как вдове и детям офицера.

В Московском педагогическом государственном институте им. В. И. Ленина обучалась по специальности «Русский язык и литература» (1962), навсегда связав свою жизнь с литературой. В 1967–1969 гг. работала ассистентом кафедры иностранных языков. В 1969 году поступила в аспирантуру Института мировой литературы им. А. Горького, в котором в 1973 г. защитила кандидатскую диссертацию «Развитие повествовательных жанров в литературах народов Сибири (бурятской, хакасской, тувинской, алтайской)», а в 1998-ом – докторскую диссертацию «Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века: этнокультурные факторы и контекст». Монография «Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века» (1996) сыграла важную роль в развитии литературоведения народов Сибири. Научными приоритетами исследовательской деятельности С. И. Гармаевой были теория и практика литературного процесса, литератур народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Доктор филологических наук, доцент БГУ И. В. Булгутова отмечает: «В бурятском литературоведении, начиная с 90-х годов ХХ века, происходят пересмотр и переосмысление теоретических и методологических установок, на смену идеологической трактовке литературных произведений приходит осознание эстетической природы творчества, знакового характера словесного искусства как составной части национальной культуры. В этом процессе важную роль сыграла докторская диссертация С. И. Гармаевой «Типология художественных традиций в прозе Бурятии XX века: этнокультурные факторы и контекст» (1998).

Важным направлением научной мысли С. И. Гармаевой является  определение специфики евразийской модели в литературе региона, рассматриваемой в широком социокультурном контексте. Отправная точка многих рассуждений исследователя – идея глобализирующегося мира. При этом ученым осознается, что важная задача в данном процессе – сохранение национальной идентичности».

С 1973 года до конца жизни трудовая деятельность С. И. Гармаевой была связана с филологическим факультетом БГПИ — БГУ, где она вела важные теоретические курсы по литературе и литературоведению. Ею были разработаны авторские курсы по теории литературы и проблемам закономерности художественного развития. Блестящие лекции С. И. Гармаевой навсегда остались в памяти сотен студентов и аспирантов, горячо любивших ее. В течение десяти лет она возглавляла кафедру литературы (1986–1996), сделала многое для улучшения преподавания литературы в вузе и школе, особенно в сельских учебных заведениях Бурятии. По инициативе кафедры была создана экспериментальная школа гуманитарного направления в г. Закаменск, которая стала первой районной гимназией и федеральной экспериментальной площадкой.

За годы работы в качестве заведующей С. И. Гармаевой создавались благоприятные условия для роста и совершенствования кадрового состава кафедры: защитили кандидатские диссертации посланные ею в аспирантуру М. Ц. Цыренова (Москва), И. Б. Костина (Санкт-Петербург), Е. В. Семенова (Москва); докторские диссертации — С. Ж. Балданов (Улан-Удэ), С. С. Имихелова (Москва).

Доктор филологических наук С. И. Гармаева вела плодотворную работу со студентами и аспирантами в качестве научного руководителя, эксперта, оппонента. Под ее руководством успешно защитили кандидатские диссертации по литературе народов России Гунсэма Цыдыповна Бадуева (1998; «Эволюция жанра рассказа в литературе Бурятии второй половины XX в.»), Дарима Чимитдоржиевна Дымбрылова (2000; «Религиозные воззрения в бурятской поэзии XX века»), Эржен Гынденовна Сангадиева (2004; «Концепция мира и человека в бурятском романе 1960–1970-х годов»), Намжилма Николаевна Алексеева (2009; «Этнопоэтическое своеобразие природного и вещного мира в литературе народов Сибири (на материале бурятской, эвенкийской, якутской поэзии и прозы)»), Арюна Баторовна Матуева (2011; «Взаимодействие культурных и этнопоэтических традиций в национальной картине мира бурятских поэтов 1960–1980-х гг. (лирика Д. Улзытуева, Ц-Д. Хамаева)»), Максара Юрьевна Дондокова (2013; «Традиционные и авторские символы времени в лирике Н. Нимбуева в восточном контексте»), Сэсэгма Даша-Нимаевна Малзурова (2015; «Мифо-фольклорные истоки прозы народов Сибири и Севера 60–80-х гг. XX века»), Херел Алимаа Хензиг-Ооловна (2019; «Творчество В. Кок-оола и его роль в становлении и развитии тувинской драматургии»). Сегодня они работают во многих российских вузах.

В 1998 году организовала первую на факультете межвузовскую научную конференцию «Литература и религия», сборник материалов которой сразу стал библиографической редкостью; в 2001 году под ее научным руководством вышел сборник «Труды молодых филологов»; в течение 10 лет (2005–2015) руководила Международным круглым столом по актуальным проблемам евразийского фронтира в рамках конференций «Россия — Азия», в том числе «Национальное самосознание и глобализация» (Улан-Удэ, 2005), «Менталитет и образование» (Улан-Батор, 2006), «Проблемы взаимодействия культур в многонациональном обществе» Улан-Удэ, 2012). Долгие годы была членом Ученого совета филологического факультета, Ученого совета БГПИ — БГУ, членом диссертационного совета по защите докторских диссертаций по русской литературе и литературе народов России, научным руководителем направления «Теоретические аспекты изучения регионального научного текста».

Вдумчивый педагог, работавший над совершенствованием процесса обучения и воспитания студента, С. И. Гармаева постоянно стремилась помочь обучающимся понять место и роль теории литературы в постижении предмета. В процессе обучения она старалась знакомить с актуальными, рождающимися на глазах проблемами литературоведения.

Живой портрет С. И. Гармаевой предстает в воспоминаниях бывших студентов, аспирантов, коллег. Приведем некоторые из них:

— Цыренова М. Ц., к.ф.н., доцент кафедры контрастивной лингвистики «Московский педагогический государственный университет»: «В 1983 году я поступала в БГПИ им. Доржи Банзарова. Для поступления надо было сдать два экзамена на девять баллов. Первым по расписанию был устный экзамен. Вопрос по литературе был о современной советской поэзии, дополнительный вопрос от экзаменатора — о поэтах Бурятии. Когда я, счастливая, выскакивала из аудитории со своей «пятеркой», экзаменатор (а это была Светлана Искровна) сказала: «Надо еще сочинение написать».  Думаю, что сказала она это с заботой обо мне, чтобы я не расслаблялась — набрала баллы, поступила. А ведь могла бы и не говорить ничего незнакомой абитуриентке. Так я впервые встретилась со Светланой Искровной, человеком, неравнодушным к чужим детям.

За сочинение получила «пятерку» — помнила слова строгого экзаменатора! К слову, с той поры я старалась запоминать все, что говорила она. На лекциях всегда сидела за первой партой и записывала каждое слово. Тетради с лекциями Светланы Искровны по «Введению в литературоведение», «Теории литературы» до сих пор хранятся у меня дома. Помню, как на первой лекции Светлана Искровна обратилась ко мне по фамилии. Я была удивлена, что она помнит меня со вступительного экзамена. Смею предположить, что Светлана Искровна тем самым хотела поддержать меня. Это до сих пор трогает меня до слез.

Она читала лекции вдохновенно: мощно и красиво разворачивала темы, поднимала и сдвигала тектонические смысловые пласты... Меня не оставляло ощущение чуда, чуда приобщения к тайнам филологического познания. Невозможно было зайти на ее лекцию и не выйти другим человеком.  При этом никакой экзальтации, а скорее академическая строгость и даже холодность. Мне кажется, она никогда намеренно не дистанцировалась ни от кого. Просто смиренно была одна на своем Олимпе. Думаю, авторитарность давалась ей нелегко. Студентами, да и позже, мы восхищались ею, одновременно и боялись, и любили ее.

Лекторское мастерство Светланы Искровны до сих пор является для меня эталоном высокого профессионализма. В своей преподавательской работе я стараюсь придерживаться заданной ею всем нам высокой планки.

Светлана Искровна всегда очень четко проговаривала каждое слово, характерно растягивая по слогам, как будто печатала. Мелодичным голосом с необыкновенно приятным тембром взывала к нам, и не откликнуться внутренне, не принять то, что она нам давала, было просто невозможно. Она вкладывала в нас не только знания, но и нравственные максимы, пушкинское — «…гений и злодейство – две вещи несовместные». Когда мы с одногруппницей Региной Соколовой через полгода после окончания института случайно встретились со Светланой Искровной на факультете, она говорила с нами о герое современной литературы, как о самом актуальном и витально важном. Профессионал высшей пробы, сильная и кроткая, прагматичная и доверчивая, для всех, кто учился у нее, она была живой легендой.

…Всегда буду помнить, как Светлана Искровна помогла мне с концепцией вступительного реферата в аспирантуру. А когда я поступила, она искренне удивлялась: «Я понимаю, Марина, что литература и философия на «отлично», но французский язык на «отлично» я не понимаю». Эти ее слова считаю лучшей похвалой в моей жизни.

… Всегда буду помнить, как Светлана Искровна пригласила меня, московскую аспирантку, на лекцию в Институт усовершенствования учителей (ИУУ). Полагаю, что, представляя меня как выпускницу Кусотинской средней школы Мухор-Шибирского района, она актуализировала мою родную школу как место силы.

…Всегда буду помнить, как в 1992 году мы случайно встретились на конференции в МГУ, выступали в разных секциях. Но Светлана Искровна, услышав положительные отзывы о моем докладе от коллег по ФПК, не утаила от меня это маленькое признание в профессиональной среде. Оно до сих пор греет меня.

Мне повезло. Светлана Искровна слушала меня на вступительном экзамене, отправляла меня в аспирантуру, принимала на работу, благословляла и отпускала. Она сыграла в моем профессиональном становлении и реализации огромную роль. 

Умница и красавица, Светлана Искровна отличалась отменным вкусом во всем. Знала толк в вещах, всегда выбирала самые красивые, качественные и добротные; подробно объясняла, чем хороша та или иная из них. 

Светлана Искровна была прекрасной матерью, вырастила замечательного сына, любила своих внучек.

Низкий земной поклон Гармаевой Светлане Искровне, талантливому ученому, учителю за уроки, за щедрость, за мудрость».

— Нина Майнагашева, канд. филол. наук, директор Хакасского НИИЯЛИ (г. Абакан): «Мое знакомство со Светланой Искровной  Гармаевой произошло в 2007 г. как с членом диссертационного совета Бурятского государственного университета, когда ее назначили экспертом моей диссертации. Пришлось плотно работать над ее замечаниями, она давала очень важные для молодого исследователя советы, при этом требовала строго следовать графику намеченной работы. Запомнилась ее требовательность и в то же время умение проникнуться самыми простыми проблемами собеседника и  стремление мотивировать человека на работу. В беседе о работе над диссертацией всегда приводила множество примеров из жизни и литературы разных народов. Ее помощь для меня была очень важной, общение с ней для меня стало яркой страницей моей жизни. Затем она выступила оппонентом на моей защите в декабре 2008 г.  Она мечтала посетить Хакасию, и в 2014 г. в дни проведения IV Международного культурно-туристского форума «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» посетила Абакан, поселок Черемушки и снова подарила дни теплого и плодотворного общения не только мне, но и многим участникам форума, где она была одним из модераторов. В моей памяти навсегда останется светлый образ Светланы Искровны как доброго и искреннего человека, мудрейшего старшего коллеги и ученого, глубоко преданного своему делу».

—  Дымбрылова Д. Ч.: «Пристального внимания от Светланы Искровны я дождалась на пятом курсе, когда она предложила остаться после окончания института на кафедре литературы. Очень горда, что стала ее первой аспиранткой и защитила кандидатскую диссертацию. Работа получилась на стыке литературоведения и буддийской философии, стала размышлением о поэтическом поиске смысла жизни в соответствии с религиозными канонами буддизма, о необходимости нравственного самосовершенствования. Дух научного творчества вдохновлял на протяжении всего процесса написания диссертации. Светлана Искровна дарила удивительную свободу мысли, ориентировала и помогала раскрывать взаимозависимость происходящих процессов в литературе и жизни.

Ироничный взгляд ее умных карих глаз, руки с пальцами, схватывающими «нервов мысли», мудрые наставления – навсегда в моем сердце. Филологическая деятельность после защиты была мной оставлена. Но Светлана Искровна продолжала оставаться рядом. Разные жизненные ситуации позволили мне помогать ей в последние годы. Рада, что была рядом…

Смысл жизни человека — состояться, пройдя все назначенные пути, и осуществить конечные цели».

— Гимальдинова Н.В., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №7» г. Улан-Удэ: «Светлана Искровна Гармаева — филолог, профессор, преданный своему делу. Для многих студентов она была не просто педагогом, а стала наставником, и я горжусь быть в их числе.

Простота, глубина и умение слушать — вот чем всегда отличались лекции Светланы Искровны. Она обладала талантом говорить просто о высоком, раскрывая глубину смысла литературного произведения. Учила быть внимательными к слову, во всем доходить до самой сути, через текст понимать авторский замысел. Всегда чувствовалось, что Светлане Искровне интересно с нами, студентами, общаться. Она любила слушать и задавать нестандартные вопросы, заставлявшие думать. И после разговора возвращаться к теме беседы не один раз.  В каких-то вопросах была бескомпромиссна, говорила то, что думает, правду, могла дать мудрый житейский совет.

Особенно мне запомнилась лекция, на которой анализировался роман Пушкина «Капитанская дочка». Говорили о том, что Петр Гринев — образ идеальной личности. И нужно было доказать это. А в конце лекции Светлана Искровна спросила: «А ведь Петруша опускает глаза, когда Пугачев на него смотрит, почему?» Так мы пришли к важнейшему концепту русской литературы — «совесть». Теперь, когда в школе мы изучаем «Капитанскую дочку», я задаю этот вопрос своим ученикам, с надеждой жду ответа и верю, что всегда найдутся ребята, которые будут говорить о совести, и что это понятие никогда не исчезнет из нашего общества.

Светлана Искровна – влюбленный в литературу ученый, талантливый педагог и наставник, уникальная личность, масштабы которой нам еще предстоит осознать. Искра, зажженная в ее сердце, превратилась в свет, свет знаний, мудрости и любви, которым так щедро делилась с нами Светлана Искровна. Этот свет мы должны сохранить и нести дальше».

С. И. Гармаева как любимый Педагог с большой буквы, профессионально подготовленный преподаватель и наставник-воспитатель молодых, глубокий исследователь литературы и литературного процесса пользовалась заслуженным уважением среди студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников не только филологического факультета, Института филологии, иностранных языков и массовых коммуникаций, но и всего Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, а также российских литературоведов, исследователей национальных литератур Сибири, высоким авторитетом и искренней любовью среди учителей-практиков. Ее заслуги оценены по достоинству. За многолетний и добросовестный труд она награждена званиями «Отличник высшей школы СССР» (1987), «Заслуженный работник образования РБ» (1999), «Заслуженный работник БГУ» (2015), знаком «За отличные успехи в работе в области  высшего образования СССР» (1991), Почетной грамотой Народного Хурала РБ (2007), золотым Почетным нагрудным знаком РБ (2012).

Обсуждение научных идей, заложенных в трудах С. И. Гармаевой, станет основанием для дискуссии на Всероссийской научной конференции с международным участием. Проблема типологии традиций в художественной литературе – вот главное направление обсуждения участниками конференции.

Вся жизнь С. И. Гармаевой — пример бесконечной преданности выбранному делу и служению людям.

Автор: Г. Ц. Бадуева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы БГУ