Общество 8 мая 2023 3763

С чего начиналась Республика Бурятия

В начале 1920-х годов создали две Бурят-Монгольские автономные области, положившие начало созданию современной Бурятии. В октябре 1920 года один из ярких лидеров революционного и национального движения бурятского народа Элбек-Доржи Ринчино и выдающийся просветитель, бурятский лама, учёный и дипломат Агван Доржиев участвовали в работе первого съезда народов Востока и сумели попасть на приём к Ленину, пишет газета «Бурятия».

Ринчино смог убедить вождя пролетариата в необходимости создания бурятской автономии. После этого вышло историческое постановление «О задачах Политбюро ЦК РКП (б) в местностях, населённых восточными народами», в котором было указано: «Признать необходимым проведение в жизнь автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов, поручив Наркомнацу».

Это постановление, по сути, было директивой к созданию бурятской автономии и государственности. Однако, путь к созданию бурятской автономии был многотрудным. После революции страна разделилась на две враждующие стороны - красных и белых: «били свинцовые ливни» и вовсю громыхала Гражданская война.

Из пламени революций

Идея создания бурятской автономии родилась в ходе национального движения в начале XX века. Мощным стимулом к подъёму национального самосознания бурят стала революция 1905-1907 годов. Эта идея получила новый импульс во время революции 1917 года и на первом общенациональном съезде бурят Забайкальской области и Иркутской губернии, который прошёл в апреле 1917 года в Чите. На том съезде, подготовленном стоявшими у истоков создания бурятской автономии Михаилом Богдановым, Цыбеном Жамцарано, Базаром Барадийном, Гомбожапом Цыбиковым, с докладом «Проект бурятской национальной автономии» выступил Михаил Богданов. На съезде был создан Временный Бурятский Национальный Комитет (Бурнацком).

С 1918 года на всей территории Сибири и Дальнего Востока бушевала Гражданская война. Чтобы избежать военного столкновения с японцами, советское руководство решило создать буферную Дальневосточную республику (ДВР). В конце марта-начале апреля 1920 года в Верхнеудинске прошёл съезд трудового населения Прибайкалья, который провозгласил декларацию об образовании независимой демократической ДВР на территории от реки Селенги и озера Байкал до Тихого океана со столицей в Верхнеудинске.

В таких сложнейших социально-экономических условиях и зарождалась первая бурятская автономия. После образования ДВР лидеры Бурнарревкома ставили перед правительством Дальневосточной республики вопросы национального самоопределения бурятского народа. В середине ноября 1920 года Бурнарревком выдвинул вопрос о выделении бурят, которые населяли территорию ДВР, в автономную единицу. Этот вопрос обсуждался на совещании аймаков и хошунов Забайкальской области 9-12 декабря 1920 года в Чите. Совещание постановило: добиваться от правительства ДВР создания общественного бурят-монгольского управления с административно-хозяйственными функциями и особого ведомства по делам национальных меньшинств - министерства туземных дел при правительстве.

Первая бурятская автономия

12 февраля 1921 года в Чите открылось учредительное собрание ДВР, а 27 апреля 1921-го была принята Конституция ДВР. Согласно основному закону ДВР, «всем туземным народностям на территории республики предоставлялось право на широкое самоопределение», и вся территория, занятая бурятами, выделялась в особую Бурят-Монгольскую автономную область, в состав которой вошли четыре аймака - Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский. По Конституции ДВР население БМАО подчинялось законам республики и было самостоятельно в сфере организации суда, административно-хозяйственной и культурной жизни.

Таким образом, в апреле 1921 года было создано первое национально-территориальное формирование бурят-монголов, и воплотилась в реальность идея образования республики в виде автономной области в составе ДВР. В октябре 1921 года в Чите прошло первое национальное собрание бурят Дальнего Востока, и состоялись выборы нового руководства областного управления БМАО. Областное управление возглавили коммунист Матвей Амагаев, а его замом стал активист Бурнацкома Элбек-Доржи Ринчино, который, кстати, в конце 1921-го был откомандирован в Монголию, участвовал в боях с формированиями барона Романа фон Унгерна-Штернберга, за что в феврале 1922 года первым из бурят награждён орденом Красного Знамени.

Элбек-Доржи Ринчино

Долгие согласования

На создание второй Бурят-Монгольской автономии в составе РСФСР с центром в Иркутске времени ушло больше. 1 сентября 1921 года Президиум ВЦИК принял постановление, которое гласило: «Признать необходимым выделение территории с бурятским населением в пределах РСФСР в автономную область. Поручить комиссии из представителей Наркомнаца, Наркомзема, Сибревкома, Наркоминдела и бурятского населения определить границы Бурят-Монгольской автономной области и представить на утверждение Президиума ВЦИК».

На следующий день на заседании Центрального Комитета бурят-монголов Восточной Сибири, на котором присутствовали Михей Ербанов, Василий Трубачеев, Матвей Амагаев, было решено созвать Учредительный съезд бурят-монголов РСФСР. Съезд проходил с 28 октября по 5 ноября 1921 года в Иркутске.

Длительный процесс рассмотрения и согласования в различных инстанциях вопроса об образовании бурятской автономной области в составе РСФСР наконец завершился юридическим оформлением: 9 января 1922 года было принято постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об Автономной Монголо-Бурятской области. В историческом документе, который подписали председатель ВЦИК Михаил Калинин и секретарь ВЦИК Авель Енукидзе, в частности, говорилось: «1. Образовать Автономную Монголо-Бурятскую область в границах, определённых соглашением между Сибревкомом и представителями бурят-монгольской народности, в составе аймаков: а) Тункинского с центром в с. Тунка; б) Эхирит-Булагатского с центром в с. Ользоны; в) Боханского с центром в с. Бохан; г) Аларского с центром в с. Кутулик; д) Селенгинского с центром в с. Селенгинск…».

6 ноября 1922 года образовался ревком Автономной Монголо-Бурятской области РСФСР, председателем Бурревкома избрали Михея Ербанова.

После принятия декрета об образовании АМБО положительно «разрешился вопрос с переводом из Иркгубфинотдела для Бурревкома дензнаков в обеспечение кредита в 8 млн рублей на организационные расходы, и началась работа с продвижением смет на 1922 год через соответствующие наркоматы».

Сложный новый этап

«Новым этапом» назвал период после создания Автономной Монголо-Бурятской области РСФСР автор передовой статьи в газете «Красный бурят-монгол» от 10 июля 1922 года, редактор этого издания и впоследствии ответственный секретарь облкома РКП (б) АМБО Василий Трубачеев. Он отметил, что «период организационного строительства нашей молодой автономной области можно считать законченным».

Новый этап в истории бурятского народа выдался сложным, напряжённым и требовал от населения молодой автономии не только творческой инициативы, но и предельной мобилизации усилий, поскольку жители строили новую жизнь в трудных социально- экономических условиях. В то время, к примеру, как писала газета «Красный бурят-монгол», наблюдались «признаки голода в Селенгинском аймаке»: который переживал «особенно острый продовольственный кризис», половина аймака «совершенно не имела продовольственного хлеба», и этот аймак был «искусственно отрезанным от остальной части Забайкалья».

После образования двух бурятских автономных областей в начале лета 1922 года Центральный Комитет бурят-монголов Восточной Сибири принял решение - созвать объединённый съезд бурят-монголов Восточной Сибири 20 июня 1922-го в Хоринском аймаке ДВР. Действительно, в то время на первый план вышли «иные лица, иные разговоры, иные песни». Руководство и передовая интеллигенции двух бурятских автономий тогда ждали перемен. Они надеялись, что сразу после съезда «начнёт работу учёное общество и постарается разрешить наибольшие вопросы бурятской жизни: после съезда практически приступят к составлению учебников, учебных пособий, книг, брошюр, о которых так истосковалось бурятское население…».

P.S. Издательский дом «Буряад унэн» выражает благодарность за предоставление материалов для написания этой статьи Государственному архиву РБ и краеведческому отделу Национальной библиотеки РБ.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: музей истории Бурятии имени М. Хангалова

Читайте также