Общество 17 июн 2023 2053

«Предназначение табангутов»: как казаки-буряты героически защищали Отечество

Недавно в республике издали бурятско-русский словарь диалектных слов табангутов Бултумурского дацана. Это уникальное издание включает в себя слова, которые используют в своей речи жители улусов Нур-Тухум, Дэбэн, Убур-Дзокой Селенгинского района, а также в Усть-Кяхте, Харанхое, Субуктуе, Ехэ-Нуга, Харьясте Кяхтинского района, пишет газета «Бурятия».

Словарь табангутов Бултумурского дацана - десятый в списке издаваемых диалектных словарей, над которыми работают учителя бурятского языка, общественники и волонтеры из числа местных жителей.

С яркими представителями боевого и славного племени табангутов, веру которых не сломили никакие трудности, мне довелось познакомиться на значимых мероприятиях, проведенных в Бултумурском дацане «Дамчой Равжалинг», а больше узнать о них из свидетельств старожилов, рассекреченных документов минобороны РФ, а также из трудов известных российских и советских ученых и исследователей, к примеру, этнографа Якова Смолева и доктора исторических наук Булата Зориктуева. Несколько лет назад в этом храме на первом детском фестивале казаков-буддистов с трепетом я прикоснулся к артефактам Бултумурского дацана - старинным казачьи шашкам 1696 и 1890 годов. Дотронувшись до оружия казаков-табангутов, достойно защищавших Отечество, ощутил дыхание времени, а прочитав труды историков, попытался представить, как жили и сражались табангуты («табунутцкие люди», «тавнангууд»).

Откуда табангуты?

«Проезжавший в 1668 г. мимо Селенгинского острога к монгольскому Кукан-хану сын боярский Иван Перфильев в своей отписке енисейскому воеводе Кириллу Яковлеву указал, что «кочуют близ Селенгинсково острога все мунгальские люди розных тайш, а иные люди опроче мунгал блиско Селенгинсково острога не кочуют», - отмечает в своей книге «Актуальные проблемы истории монголов и бурят» Булат Зориктуев.

По его словам, «в составе живущего вблизи и вдали от острога монгольского населения самой северной по местонахождению была крупная этническая группа табангутов, главой которой, по сообщению русских источников, был Турухай-табун. Существует мнение, что табангуты являли собой племенную группу».

Как указывает Булат Зоритуев, «люди Турухай-табуна составляли население типичного удельного владения на северной окраине Халхи, возникшего в период политической раздробленности Монголии. Его владетель, настоящее имя которого остается нераскрытым, носил титул табунанг - «княжеский зять», в языке русских принявший форму табун, а жители удела по этому титулу назывались табунангут, что в то время означало «подданные табунанга». По мнению Булата Зориктуева, западная и южная границы табангутской земли проходили по Селенге и Чикою, восточная - по западному склону Яблонового хребта, а северная по Хилку, с этой территории табангуты совершали переходы до Еравнинских озёр, главным образом для сбора дани со своих кыштымов.

В своем этнографическом очерке «Три Табангутских рода селенгинских бурят» Яков Смолев ссылался на «предание о происхождение Табангутских родов». Этнограф Смолев отмечал, что в «XVII веке, во время владычества монгольского князя Тушету-хана…в подданстве его из коренных монголов находилось так называемое Табангутское племя». Смолев достаточно подробно описал историю о том, как табангуты, перейдя в подданство Сэцэн-хана, подверглись гонениям, были вынуждены в поисках лучшей доли бежать за пределы его владений. А именно в 1719 году «три брата из табангутского племени» ушли «в пределы Российского государства». Прибыв в Селенгинск, «табангуты заявили, что они монголы из княжества Тушету-хана, табангутского племени, буддийского исповедания, Ясу, то есть кости Бата, и по своей воле пришли в подданство Белого царя». Как указывал Яков Смолев, «так как главных выходцев было три брата, то от них и произошли три табангутских рода». Старший брат Хотой (Бадан Дархан) выбрал себе место на Ичётуе к западу, средний брат Шитей (Шитей Хурамши) остался у города Селенгинска, младший брат Идыр (Эдир Бодонгон) поселился на правой стороне реки Селенги и занял места до устья Чикоя.

Буддийский молебен в Бултумурском дацане

После подписания Буринского (1727 года) договора были установлены пограничные караулы, в которых служили бурят-монголы, в том числе казаки-табангуты. Согласно летописи «Бишихан запискэ», первый табангутский дацан - Бултумурский основан в 1729 году (а по данным летописца Жалсана Ломбоцэрэнова, - в 1757 году) родами бурят-табангутов на южном склоне Бугэдын обоо, куда в 1914-м перед уходом на войну приходили молиться тысячи казаков-бурят. Основными прихожанами дацана были казаки, которые несли воинскую службу. В 8 км от этого дацана находилась казачья станица Харьястская. Второй табангутский дацан - Табангут-Ичётуйский («Дэчен-Рабжалин») основан в 1773 году.

- В 1764 году Сенат Российского государства принял историческое решение. Согласно этому документу, было создано четыре казачьих бурятских полка. Тогда на государственном уровне было прописано: ни один табангут не освобождается от срочной воинской службы, - сказал ширээтэ лама Бултумурского дацана Баир Батоцыренов.

Храбрые воины

Казаки-буряты, включая табангутов, проявили себя искусными и храбрыми воинами и покрыли себя неувядаемой славой во многих сражениях, к примеру, в русско-японской войне.

Более 50 казаков Харьястской станицы, которая относилась к приходу Бултумурского дацана, по информации писателя Владимира Гармаев, - Георгиевские кавалеры. Ламы Бултумурского дацана рассказали, что только за русско-японскую войну начала XX века 11 казаков из прихода дацана стали Георгиевскими кавалерами.

По информации казачьего полковника Бориса Жапова, отважно сражался его прадед из табангутского рода Жамсаран Тугутов. Он воевал в русско-японской и Первой мировой войнах, участвовал в подавлении боксерского восстания. Служили Отечеству и участвовали в войнах и предки-казаки экс-главы администрации МО «Кяхтинский район» Александра Буянтуева и настоятеля Бултумурского дацана Баир-ламы (Батоцыренова). Так, дед Александра Буянтуева по материнской линии, казак Цырен-Дамба Цыдыпов участвовал в Первой мировой войне, попал в плен и сумел совершить побег. Отважными казаками были предки-табангуты Баир-ламы по отцовской линии, а его дед по материнской линии Ванчик Батомункуев в 1915 году на себе ощутил первую химическую газовую атаку немцев и участвовал в знаменитом Брусиловском прорыве.

В 1835 году из хувараков Бултумурского дацана отобрали четырёх одарённых юношей для обучения их русской грамоте для государственной службы в Российской империи. Среди них был Доржи Банзаров, сын казака-урядника Базара Борхонова из рода табангут. Ввместе с Доржи Банзаровым на учёбу поехали Цокто Чимитов, Гырыл Будаев и Доржи Буянтуев. После окончания сначала приходского училища в Харьясте, а затем Троицкосавского восьмилетнего реального училища они были отправлены в Казанский университет. До окончания полного курса обучения их куратором был монах Бултумурского дацана, лама-наставник Нэхэтын (Галсан Никитуев). Он происходил из казаков табангутского рода. В 1833 году был в Бултумурском дацане учителем по ламаизму, награждён двумя золотыми медалями на Аннинской и Владимирской лентах.

Настоятель Бултумурского дацана Баир Батоцыренов рассказал «Бурятии» еще об одном историческом факте: оказывается, сыном табангутского тайши Заб-Эрдени, погибшего в одном из сражений, был известный российский купец, гидротехник и судостроитель Михаил Сердюков (Бароно Имегенов).

Славные героические традиции воинов-табангутов продолжились и в годы Великой Отечественной войны. Из табангутских фронтовиков был уроженец Нур-Тухума, фронтовой шофер Дамба Эрдынеев, которого комбат назвал «одним из отважных и самоотверженных водителей части»: в одном из боевых эпизодов он запрыгнул во вражеский грузовик и привез в штаб ценные документы. Далеко не все знают, что участником двух войн был уроженец улуса Омбон, признанный мировым сообществом ученых востоковед, доктор исторических наук Николай Цырендоржиевич Мункуев, которого сравнивают с Доржи Банзаровым. Старший лейтенант Николай Мункуев участвовал в освобождении Венгрии, Чехословакии, Австрии, награжден медалью «За боевые заслуги».

На фронте отличился хоронхоец Осор Тугутов. Он бил врага под руководством легендарного полководца Константина Рокоссовского. Дошел до Берлина. Награжден орденом Славы III степени и медалью «За отвагу». Один из подвигов красноармеец Тугутов совершил в конце июня 1944 года под Бобруйском. Осор Цыдыпдоржиевич, говорится в наградном листе, находясь в разведке, обнаружил шесть немецких танков», которые были уничтожены, а «26.8.44 года в момент схватки с прорвавшимися немцами на Бобруйском шоссе уничтожил 3 солдат и 5 захватил в плен». Он так же, как и его соплеменники-табангуты в других битвах, показал себя смелым, решительным и отважным воином. Ведь табангуты - прирожденные воины. И, как отметил Хамбо лама Дамба Аюшеев, «табангуты - тавлангууд - тавилантай - это люди, имеющие особое предназначение, а «Бултумурский дацан можно перевести, как стальной, железный дацан, бул тумэр переводится, как булат-сталь, а тумэр - железо, потому что все верующие дацана без исключения были казаками Атаганского полка, казаки были прикреплены к Харьястинской станице».

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: Бултумурский дацан

Читайте также