Общество 23 июн 2023 1368

«Мы создадим настоящую республику!»: к 100-летию Бурятии издан новый роман Ардана Ангархаева

«Есть надежда, что у нас построят завод по ремонту паровозов и вагонов. Если это получится, то это будет величайшее дело. Мы создадим настоящую республику! Индустриальную! И село наше поднимется. И город!..». Это выдержка из нового романа народного писателя Бурятии Ардана Ангархаева, пишет газета «Бурятия».

Эти слова почти ровно 100 лет назад после первого съезда Советов Бурят-Монгольской АССР произнес один из героев произведения, председатель Совнаркома БМАССР Михей Ербанов. Новая книга известного бурятского писателя называется «Республика: историко-хроникальный роман-мозаика».

Издание посвящено обретению бурятским народом вместе с представителями русского и других народов, проживающих в Байкальском регионе, национальной государственности.

У истоков бурятской государственности

На мой взгляд, Ардану Лопсоновичу удалось, изучив и проанализировав обширный исторический материал, воплотить в жизнь задуманное. Убежден, что сотворить такое эпохальное произведение из современных писателей Бурятии было по силам лишь Ардану Ангархаеву, солидному аналитику-философу, глубоко знающему историю бурят-монгольского этноса, настоящему мастеру художественного слова. Его мозаичный роман, в котором судьбы отдельных людей из разных времен и эпох сплетаются в большое полотно, как и ожидалось, получился поистине масштабным - как по охваченным временному отрезку, территории, так и по умело описанной грандиозной панораме-мозаике образования, становления и развития нашей республики. Все эти исторические события действительно мастерски показаны через образы основных действующих лиц романа, которые стояли у истоков создания бурятской государственности. А какие это личности! Глыбы! Агван Доржиев, Элбэк-Доржи Ринчино, Цыбен Жамцарано, Гомбожаб Цыбиков, Михей Ербанов, Матвей Амагаев, Базар Барадин (Барадийн), их единомышленники и продолжатели дела - братья Цырен (Сырен) и Генин-Дарма Нацовы, а также Гомбо Бельгаев, Доржи Цыремпилон.

Один из ключевых вех романа - октябрь 1920 года. Тогда Агвана Доржиева и Элбэг-Доржи Ринчино в Кремле принял Ленин. Ринчино смог убедить вождя мирового пролетариата в необходимости бурятской автономии. «На другой день на рассмотрение членов Политбюро был представлен проект постановления Политбюро по вопросам и задачам РКП(б) в местностях, населенных восточными народами», - пишет Ардан Ангархаев. В этом документе, написанном Лениным, было указано: «Признать необходимым проведение в жизнь автономии в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют еще автономных учреждений, в первую голову для калмыков и бурят-монголов, поручив НаркомНацу». Как известно, Элбэк-Доржи Ринчино активно участвовал в разгроме частей барона Романа Унгерн фон Штернберга, и за это в феврале 1922 года его, на тот момент председателя Военного Совета Народной Революционной Армии Монголии, первым из бурят (!) наградили высшей наградой Советской России - орденом Красного Знамени (приказ РВСР № 52).

Начинается повествование с предсказаний уроженца улуса Улбугай, тункинского пророка и философа Энхэрэйн Хастаан, которого уважительно называли Хастаан таабай. Дед Хастаан «по бунтующему небу определил», что будет Первая мировая война. Вместе с предсказателем в село Тунка пришли два мальчика - Цырен Нацов (Шойжелов) и Генин-Дарма Нацов (Барбаков). Они встретились в Тунке с политссыльным Василием Алексеевичем Денисовым, который оказал большое влияние на мировоззрение братьев Нацовых. Устами одного из действующих лиц романа Василия Денисова, «смышленых мальчуганов, ждало большое будущее». Цырен стал большевиком, дипломатом, активистом Коминтерна. Весной 1921 года Дальневосточный секретариат Коминтерна направил его в Монголию для оказания помощи Монгольской Народной партии. Есть информация, что за мужество и героизм, проявленные в боях против белогвардейцев и интервентов, он был награжден орденом Боевого Красного Знамени. К сожалению, в августе 1938 года он попал под жернова репрессий и в июле 1941-го был расстрелян. Иная судьба была уготована для его брата. К тому времени ставший ученым-этнографом, поэтом Генин-Дарма Нацов уже был добровольцем, ушедшим на фронт. Из фронтового документа, а именно из «Донесения о безвозвратных потерях» известно, что красноармеец, подносчик патронов, пулеметчик 381-й стрелковой Ленинградской Краснознаменной дивизии (3-я Ударная Армия, Калининский фронт) погиб смертью храбрых в бою 4 декабря 1942 года в бою у деревни Ряднево Верхнелугского района Псковской области.

Базар Барадин, Матвей Амагаев, Гомбожаб Цыбиков и другие. Собрание Бурятского ученого комитета

Не все действующие лица романа дожили до Великой Отечественной войны. Некоторые из них, как и Цырен Нацов, были репрессированы и расстреляны. Так, «черный воронок» 20 февраля 1937 года приехал к дому, где жил первый нарком просвещения БМАССР, первый председатель Бурят-Монгольского ученого комитета, ученый-востоковед Базар Барадин. 24 августа того же года он был приговорен расстрелу. В ноябре 1937 -го арестован Агван Доржиев, сгинувший в ГУЛАГе. Та же участь постигла Элбэк-Доржи Ринчино. Обвиненный в панмонголизме, он был расстрелян 28 июня 1938 года в Иркутске. По тому же делу в тюрьме НКВД расстреляли Михея Ербанова и Даши Сампилона. В Соль-Илецкой тюрьме в мае 1942 года умер Цыбен Жамцарано.

Бурятская песня при молчащих пушках

Один из персонажей роман - поэт, один из основателей бурятской советской литературы, детский писатель Бавасан Абидуев. Словами автора «Республики…», «его стихи о колхозном поле явились гимном новой жизни». В 1928 году опубликована его поэма «Самолёт», которая стала значительным событием в литературной жизни Бурятии. К слову, своим путем в жизни пошел младший брат Бавасана Абидуева - Дылык (Дэлэг). В 1943 году гвардии младший сержант, командир минометного отделения 13-го Гвардейского воздушно-десантного полка Дылык Абидуев был представлен званию Героя Советского Союза. С особым трепетом Ардан Ангархаев пишет в романе о фронтовиках («буряты как нация выковывались в этой войне, вкладывая в мировую судьбу прошедшего столетия свою лепту»), в том числе о земляках, представленных к высшей степени отличия СССР - Лопсоне Ивахинове и Ринчине Похонове, а также о знаменитом в республике механизаторе, водителе маршала Павла Ротмистрова - Буянто Бухаеве, о своем дяде, танкисте Владимире Ункуеве, который прошел все войну от и до, то есть от Бреста до Берлина (!).

Снова и снова возвращаюсь к мозаичному полотну произведения аксакала бурятской литературы и журналистики, открывая для себя что-то новое. Да, путь к бурятской государственности, а затем и к Республике Бурятия был трудным, порой опасным. Было много потерь на этом пути, и в смутные тридцатые, и в военное лихолетье. Было и много проявлений героизма. Ардан Лопсонович в «Республике...» задается вопросом о генезисе, корнях героизма. И рассказывает о необыкновенном случае из фронтовой жизни народного писателя, фронтовика Цокто Номтоева. Как-то ночью на передовой командир дальнобойной артбатареи, будущий герой Соцтруда Номтоев обходил орудия и - о чудо! - услышал, как «звучала песня бурятская… при молчащих пушках». Сам Цокто Номтоев рассказывал, что тогда пополз туда, где кто-то пел бурятскую песню - «Успел, дополз, мы крепко обнялись». «Разве не здесь тоже генезис героизма, истоки подвига?!», - пишет Ардан Ангрхаев.

Корни героизма… Пытаюсь представить, как читал героический эпос «Гэсэр» легендарный сказитель Майсан Алсыев и как, спустя столетие, отражал атаки радикалов-неонацистов его отважный потомок Амгалан Алсыев. Вчитываюсь в страницы масштабного романа Ардана Лопсоновича. Вот идет в бой против унгерновцев, не жалея себя, Элбэк-Доржи Ринчино. Перечитываю наградные листы на героических земляков Ардана Ангархаева - Буянто Бухаева, Лопсона Ивахинова, Иринчина Похонова, Владимира Ункуева. «В боях за Советскую Родину гвардии старший сержант Ункуев проявил храбрость и мужество. 29.12.43 г. под с. Григорьевка на орудие тов. Ункуева шли 6 немецких танков. Он не дрогнул и открыл по ним огонь...». Это строки из наградного листа на фронтовика Владимира Ункуева. Читая фронтовой документ, задумываюсь о павших смертью храбрых на СВО бойцах, в том числе тункинце Ниме Ошорове, который продолжил славные боевые традиции своих предков…

Тот, кто прочитает новый роман Ардана Ангархаева, возможно, найдет для себя ответы на волнующие его вопросы. Я нашел для себя в «Республике…» такие нужные в нынешнее непростое время, когда решается судьба России, слова - «плещется… на ладони великодушного человека… Мунхын аршаан - Божественная вода Вечности». Надо жить с добрыми помыслами, находить в себе силы «для дальнего, нелегкого пути», как находили в себе силы и, проявляя благородство и величие души, строили «настоящую республику» герои нового романа Ардана Лопсоновича.

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Фото: из архива редакции

Читайте также