Общество 5 апр 2016 1454

​Обращение к репетитору: дань моде или необходимость?

Споры вокруг ЕГЭ ходят с того времени, когда о них впервые заявили. С тех пор, кстати, замечено, что родители и ученики стали обращаться к услугам репетитора.

А нужен ли репетитор для сдачи ЕГЭ или достаточно школьной программы? На этот вопрос отвечают читатели нашей газеты.

Владимир Цыренов, доктор педагогических наук, завлабораторией инновационных технологий в области защиты детства БГУ:

«Обращаться к репетиторам вынуждают родителей и выпускников школы разные причины. Посещать занятия репетитора для некоторой части населения становится модным, а для других – необходимостью. Одних не удовлетворяет качество преподавания предметов в школе, других – содержание образования, которое не всегда ориентировано на повышенный уровень. Иногда причина обращения к услугам репетиторов - нежелание ребенка учиться, отсутствие у него достаточной мотивации. Но одно очевидно: введение итоговой аттестации в форме ЕГЭ инициировало всплеск обращений к услугам репетиторов.

Для учителя репетиторство - не только средство дополнительного заработка, но и средство самореализации. Репетитор, как правило, получает большое удовольствие, глядя на своих учеников и понимая, что их знания являются его заслугой. Важно для учителя и такой фактор, как отсутствие начальства. Ему интересно работать по собственным системам обучения, которые, на ваш взгляд, будут более продуктивны и уроки в удобное время.

Вместе с тем, негативной стороной данного вопроса становится то, что некоторые учителя перекладывают ответственность за качество своей работы на других лиц. Ведь сегодня в школах работают учителя, ученики которых успешно справляются с ЕГЭ и без привлечения услуг репетиторов. Но, к сожалению, это, скорее, исключение, чем правило».

Зоя Макарова, служащая:

«Я всегда скептически относилась к репетиторству. Мне казалось, что мои финансовые затраты не сопоставимы с полученными дополнительно знаниями, да и до последнего надеялась на школьных учителей, на сына… Но вот на носу ЕГЭ, надо думать о дальнейшей судьбе родного чада, а перемен как не было, так и нет.

Сыну предстояло, кроме основных предметов, сдавать историю и обществознание. Знаний – ноль целых ноль десятых. Решили нанять репетитора. Посоветовали преподавателя вуза, кандидата социологических наук. Первое занятие, конечно, разочаровало репетитора, но работать с сыном она согласилась.

Начался предэкзаменационный марафон: в неделю - два занятия по истории, одно – по обществознанию, по два часа, оплата – 800 рублей. Ездить приходилось к ней домой, с пересадкой. Времени в обрез. Добавим еще консультации в школе, психологическое давление со стороны учителей, родителей и прочее.

Уже после первых занятий и я, и репетитор поняли, что идем в верном направлении. Что мне понравилось? Четкая организация труда. Прекрасное знание предмета и заданий по ЕГЭ. Умение взять главное. Я благодарна репетитору – она пробудила огромный интерес к этим предметам. Сын столько лет просидел на школьной скамье впустую, можно сказать. А тут выяснилось, что у него отличная память и приличный словарный запас, интеллект тоже на хорошем уровне. Вечерами он часами нам рассказывал о российских царях, назубок знал все даты, смотрел исторические фильмы.

А обществознание, оказывается, дает основы понимания экономики, права, политики…

ЕГЭ мы сдали с хорошими баллами. Но вот что интересно: репетиторство в жизни сына сыграло огромную роль. Оно повысило его самооценку. Все, что он получил на этих уроках, замечательным образом использует сейчас, учась в вузе. Сын научился конспектировать, мыслить, анализировать, выступать перед аудиторией. Поэтому мое материнское сердце преисполнено благодарности нашему репетитору. Кстати, она тоже в восторге от занятий с сыном - такого внимательного ученика не каждый день встретишь!».

Елена Солдатова, служащая:

«Когда дочь училась в 11 классе, уже в ноябре мы наняли репетитора по химии, потому что ребенок собирался поступать в медицинский институт. Услуги репетитора стоили 500 рублей в час. Считаю, что дочь заметно подтянулась по предметам: вместе с преподавателем они разбирали темы, которых нет в школьной программе. Занимались на дому по 2 часа два раза в неделю. Репетитора нашли по совету знакомого, который работает в вузе. На самом деле, хорошего репетитора найти сложно. Наш был требовательный, добивался результатов, и за год вместе с преподавателем дочь прошла химию с азов. В итоге ребенок сдал химию с хорошими баллами».

Саяна Балданова, предприниматель:

«Сын с детства мечтал стать врачом. Нам казалось, что школьных знаний недостаточно, чтобы сдать на высокие баллы ЕГЭ по химии, биологии, русскому языку для поступления на бюджетное место. С 10 класса сын занимался с репетиторами. Это занимало много времени, он отказался от многих увлечений, в том числе от футбола и баскетбола. Поначалу сын с трудом ходил на занятия к репетиторам, но у него было большое желание поступать в мединститут. Главный итог: ЕГЭ по всем предметам сын сдал на высокие баллы и поступил на бюджетное место. При этом мы сами выбирали город. Сын не захотел учиться в Иркутске, Чите, Томске, нам посоветовали ехать в Красноярск. Сказали, что там сильный вуз и его выпускники в последующем поддерживают друг друга - такое там студенческое братство.

За два года мы потратили уйму денег на репетиторов. Но эта сумма несравнима с той, которую пришлось бы заплатить за учебу на коммерческой основе за все годы обучения. Это порядка 200 тысяч рублей в год. Представьте, за 6 лет более одного миллиона рублей! Так что репетиторы не зря едят свой хлеб, они действительно дают знания, у них особая методика преподавания. Наша семья не жалеет денег, отданных репетиторам».

Станислав Добрынин, служащий:

«Слава Богу, мы не знаем, кто такие репетиторы. Сын окончил школу 5 лет назад. Слышал, что чуть ли не половина класса занимается у репетиторов, но мы этому не придавали значения, да и сын особо не напрягал, учился хорошо. ЕГЭ сдал хорошо, поступил на бюджет. Сейчас думаем, а что если бы он занимался у репетиторов, может, ЕГЭ сдал на сто баллов? Мне кажется, ЕГЭ можно сдавать и без помощи репетитора, лишь бы ребенок серьезно относился к экзаменам и готовился самостоятельно. У нас дома до сих пор сохранились пособия, тесты по разным предметам по подготовке к ЕГЭ. По ним и занимался сын».

Соелма Александрова, домашний репетитор:

«Репетитор может помочь восстановить пробелы в знаниях по предмету, объяснить непонятные, сложные темы, помочь систематизировать учебный материал, отработать определенные навыки. В непринужденной обстановке ребенку гораздо легче усвоить непонятный материал. А репетитору гораздо легче найти общий язык с одним ребенком, определить упущения, найти индивидуальный подход. И главное, у ребенка благодаря индивидуальным занятиям может проснуться интерес к предмету.

Из опыта знаю, к репетитору обращаются в тех случаях, когда нет системы знаний по предмету и нет уверенности, что хватит сил и воли подготовиться самостоятельно. Занятие с репетитором – это и есть наращивание базы знаний, изучение материала вне школьной программы, «натаскивание» на все тонкости и формат ЕГЭ».

Автор: Светлана НАМСАРАЕВА

Читайте также