Общество 28 июн 2016 1535

​ВАРК стал центром притяжения всех бурят - Ширап Чимитдоржиев

В канун Международного фе­стиваля «Алтаргана-2016» в Улан-Удэ пройдет шестой съезд Всебурятской ассоци­ации развития культуры. Общебу­рятская общественная организация за 25 лет сделала многое для раз­вития бурятской культуры. У бурят­ского народа богатое историческое прошлое, сложившиеся веками историко-культурные, религиозно- философские традиции.

Имя своего народа прославляли его выдающиеся деятели

Донесли до нас предания имена таких борцов за счастье народа и за процветание родного края, как отваж­ные Бабжа-Барас-батор и Балжан-ха­тан, легендарный Чепчугей, отдавшие жизнь за свободу и независимость бу­рятского народа в борьбе с грозными силами зла.

Широко известно имя Бадана Ту­ракина, ездившего в 1702-1703 гг. во главе бурятской делегации к Сагаан-хану (Белому царю - Петру I) ради восстановления справедливости и свободы на родной земле.

В разное время свой народ про­славляли Дамба-Даржа Заяев, обучав­шийся в Лхасе в течение семи лет (середи­на ХVIII века), впоследствии ставший первым Бандида хамба ламой бурят­ских дацанов, Доржи Банзаров, кан­дидат философских и востоковедных наук, выпускник Казанского универ­ситета (середина ХIХ века), цанит- хамба Агван Доржиев, учитель XIII Далай-ламы, Бато-Далай Очиров, де­путат второй Государственной думы России, профессор Гомбожаб Цыбиков, первый из российских ученых-иссле­дователей проникший в Лхасу, в центр буддизма, Эрдэни Батухан, министр народного просвещения Монголии, Цокто Бадмажапов, первооткрыва­тель «мертвого» города Хара-Хото, кенсур Агван-Нима, настоятель Гоман- дацана в Индии (начало ХХ столетия).

В памяти народной остались имена профессоров, докторов наук – Гармы Санжеева, профессора, лидера москов­ской школы монголоведов, Санжи Ды­лыкова, Николая Мункуева, докторов наук - монголоведов и китаеведов, Петра Атутова, академика Академии педагогических наук СССР, Маркса Мохосоева, члена-корреспондента РАН, председателя БНЦ. С огромным уважением говорят в народе о Михее Ербанове, руководителе Бурят-Мон­гольской республики (20-30-е годы ХХ в.), Владимире Саганове, председателе Совета Министров Бурятии (на рубе­же ХХ-ХХI вв.), президентах Всебурят­ской ассоциации развития культуры Даша-Ниме Дугарове, Бата Баяртуеве, президенте Конгресса бурятского на­рода Евгении Егорове.

Имена Цыбена Жамцарано, Элбэк-Доржи Ринчино, Михаила Богданова, Базара Барадина, Даши Сампилона широко известны бурят-монгольско­му народу. Они стояли во главе наци­онального движения нашего народа в начале ХХ века.

Не зря я назвал имена выдающихся деятелей, которые боролись за про­цветание своего народа и защищали его национальные интересы. Сегодня нашему народу, прошедшему серьез­ные испытания на путях историческо­го развития, нужны лидеры. К сожале­нию, мы потеряли в последние годы авторитетнейших в народе деятелей.

Эпоху Цыбена Жамцарано, Элбэк-Доржи Ринчино, Михаила Богданова отделяют от нас многие десятки лет, на­сыщенных крайне противоречивыми событиями в жизни бурятского этноса. В годы советской власти мы потеряли величайшее свое наследие – класси­ческую монгольскую письменность. Были репрессированы зажиточные слои общества, настоящие труженики, являвшиеся движущей силой бурят­ского общества. Были разрушены до основания буддийские дацаны, репрес­сированы ламы, составлявшие значи­тельную часть интеллектуального на­следия народа. В 1937 году за спиной бурятского народа был совершен анти­конституционный акт - расчленение Бурят-Монгольской АССР. Республика потеряла половину населения и по­ловину территорий, в 1958 году на­род потерял свое исконное название «бурят-монголы», «Бурят-Монголия». Была репрессирована духовная интел­лигенция с восточным (буддийским) образованием. Оказались в тюрьмах и на каторге в лагерях ГУЛАГа многие представители научной и творческой интеллигенции Бурят-Монголии, мно­гие из них расстреляны.

ВАРК стал центром притяжения всех бурят

Начавшаяся с конца 1980-х годов эра перестройки положила начало демокра­тическим преобразованиям во всех сфе­рах нашей жизни. Она способствовала развертыванию бурятского националь­ного движения на современном этапе, цели и задачи которого были очерчены в феврале 1991 года Всебурятским съез­дом по консолидации и духовному воз­рождению нации, уточнены и углубле­ны Всебурятским съездом в 1996 году.

В 1991 году создана Всебурят­ская ассоциация развития культуры (ВАРК), возглавляемая народным ху­дожником Бурятии и РФ, членом-кор­респондентом Академии художеств России Даша-Нимой Дугаровым и ученым-филологом Бата Баяртуевым. ВАРК внес крупный вклад в возрождение национальной традиционной культуры, языка и письменности. В се­редине 2000 года во главе ВАРК были Дандар Сандитов, профессор, доктор физико-математических наук, Доржи Сультимов, народный артист РБ и РФ, Геннадий Манжуев, общественный и государственный деятель. Сегодня ВАРК возглавляет Владимир Булдаев.

Всебурятская ассоциация развития культуры как общественная органи­зация за 25 лет стала центром притя­жения всех бурят, членом Всемирной организации непредставленных наро­дов и наций.

По инициативе ВАРК стали воз­рождаться забытые в советское время национальные традиции. Сагаалган обрел статус официального всена­родного праздника.

ВАРК уделял значительное внима­ние проблемам консолидации нации на основе активизации этнических связей путем возрождения многове­ковой традиционной культуры этно­са, его языка, оживления связей с мон­гольским миром.

Этнографическая Бурятия, нахо­дящаяся в центре Азии, долгое время была по существу оторвана от вос­точной культуры. ВАРК своими дела­ми старался приобщить население к традициям буддийской культуры, к культуре народов Центральной Азии, прежде всего, к родственной бурятам монгольской культуре.

Духовные традиции - это не только религиозные верования и обычаи, это и компоненты восточной культуры, восточного образования, это художе­ственно-литературное творчество, основанное на лучших образцах мон­гольской и восточной классики.

В начале 1990-х годов с целью воз­рождения и развития бурятской тра­диционной культуры бурятская диа­спора в Монголии провела фестиваль «Алтаргана». Идея единения, соли­дарности людей, бережно относящих­ся к своим этническим корням, была изначально заложена в названии и определила смысл праздника. «Ал­таргана» стала традиционным празд­ником духовного единения бурят­ского народа. Возрождены имеющие многовековые традиции Ердынские игры…

«Вымрет язык в устах народа – вымрет и народ»

ВАРК держал в поле зрения вопро­сы бурятского языка. К сожалению, языковая проблема оказалась «креп­ким орешком», проблемой крайне за­пущенной в результате «языкового империализма» в СССР, также осущест­вленных в советское время крайне не­удачных экспериментов с бурятским языком. Формально бурятский язык в современной Бурятии - государствен­ный язык, а на деле этого нет. Власти не выработали оптимальный меха­низм реализации своего же решения о государственном бурятском языке. Появились целые поколения бурят, не говорящих на родном языке, так назы­ваемых «немых бурят».

Судьба этноса во многом зависит от того, сумеем ли мы сохранить язык. Вспомним слова Константина Ушин­ского: «Вымрет язык в устах народа – вымрет и народ».

Нелишне вспомнить слова доктора филологических наук Цыбикжапа Цы­дендамбаева: «Создавшаяся ситуация требует того, чтобы было обращено особое внимание обучению детей уст­ному, разговорному языку, развитию навыков изложения своих мыслей на родном языке».

Восстановление исторической правды

Десятилетия до перестройки, до 90-х годов ХХ века, многовековая исто­рия бурятского народа выдавалась в искаженном, обезличенном виде. Одной из задач ВАРК и Конгресса бу­рятского народа было восстановление исторической правды, прежде всего, ликвидация «белых пятен» в бурят­ской истории, восстановление забы­тых имен выдающихся деятелей про­шлого. Сделано было многое. Об этом свидетельствуют изданные историче­ские и художественные труды, прежде всего, серийные издания «Выдающи­еся бурятские деятели», «Собрания бурятских летописей».

ВАРК совместно с Конгрессом бу­рятского народа и Институтом обще­ственных наук проводили конфе­ренции и «круглые столы» по темам: «Современное положение бурятского народа», «Бурят-монголы накануне третьего тысячелетия», организовали мероприятия по уникальной дипломатической миссии - конному походу хо­ри-бурят к Сагаан-хану в 1702-1703 гг.

Вызовы времени

Жизнь показала, что современ­ное бурятское национальное движе­ние нуждается в боевитой, активно действующей единой национальной организации, выражающей волю бу­рятского этноса и защищающей его национальные интересы. В такой ор­ганизации должны работать деятели с активной жизненной позицией, заслу­жившие авторитет в народе своими конкретными делами, в частности, де­ятельные молодые люди, мыслящие современными категориями.

Сегодня, к сожалению, в силу ряда субъективных и объективных обсто­ятельств деятельность Конгресса бу­рятского народа парализована. Поэто­му на современном этапе бурятского национального движения консолида­ция и духовное возрождение нации в руках межрегионального обществен­ного движения «Всебурятская Ассоци­ация развития культуры».

Буряты различных регионов не должны постоянно жить изолирова­но, не поддерживая устойчивых кон­тактов между собой. Сегодня слабы связи между Республикой Бурятия и бурятским населением, живущим за ее пределами, во всех сферах жизне­деятельности. В частности, в области информационных связей.

Весьма актуальна задача расшире­ния и углубления связей с монголь­ским миром, прежде всего, с государ­ством Монголия. Следует заметить, что решения состоявшихся в 1993 году в Улан-Баторе Всемирного фо­рума монголов и в 2010-м Конвента монголов мира сыграли важную роль в развитии связей между монгольски­ми народами. Надеемся, что в будущем будут углубляться развивающиеся между монгольскими народами связи, расширяться экономические, куль­турные и информационные контакты между государством Монголия и наро­дом Бурятии.

В условиях глобализующегося мира, интеграции и диалога культур, в перспективе развития этнотуриз­ма вокруг Байкала роль деятельно­сти ВАРК приобретает все большую значимость и актуальность. В этих условиях бурятский народ должен до­стойно ответить на вызовы времени и доказать свою способность модер­низироваться, идти дальше, сохраняя и развивая при этом национальную культуру, литературу, язык и свою са­мобытность.

Ширап ЧИМИТДОРЖИЕВ, член Совета ВАРК

Фото Светланы Намсараевой

Читайте также