В канун Международного фестиваля «Алтаргана-2016» в Улан-Удэ пройдет шестой съезд Всебурятской ассоциации развития культуры. Общебурятская общественная организация за 25 лет сделала многое для развития бурятской культуры. У бурятского народа богатое историческое прошлое, сложившиеся веками историко-культурные, религиозно- философские традиции.
Имя своего народа прославляли его выдающиеся деятели
Донесли до нас предания имена таких борцов за счастье народа и за процветание родного края, как отважные Бабжа-Барас-батор и Балжан-хатан, легендарный Чепчугей, отдавшие жизнь за свободу и независимость бурятского народа в борьбе с грозными силами зла.
Широко известно имя Бадана Туракина, ездившего в 1702-1703 гг. во главе бурятской делегации к Сагаан-хану (Белому царю - Петру I) ради восстановления справедливости и свободы на родной земле.
В разное время свой народ прославляли Дамба-Даржа Заяев, обучавшийся в Лхасе в течение семи лет (середина ХVIII века), впоследствии ставший первым Бандида хамба ламой бурятских дацанов, Доржи Банзаров, кандидат философских и востоковедных наук, выпускник Казанского университета (середина ХIХ века), цанит- хамба Агван Доржиев, учитель XIII Далай-ламы, Бато-Далай Очиров, депутат второй Государственной думы России, профессор Гомбожаб Цыбиков, первый из российских ученых-исследователей проникший в Лхасу, в центр буддизма, Эрдэни Батухан, министр народного просвещения Монголии, Цокто Бадмажапов, первооткрыватель «мертвого» города Хара-Хото, кенсур Агван-Нима, настоятель Гоман- дацана в Индии (начало ХХ столетия).
В памяти народной остались имена профессоров, докторов наук – Гармы Санжеева, профессора, лидера московской школы монголоведов, Санжи Дылыкова, Николая Мункуева, докторов наук - монголоведов и китаеведов, Петра Атутова, академика Академии педагогических наук СССР, Маркса Мохосоева, члена-корреспондента РАН, председателя БНЦ. С огромным уважением говорят в народе о Михее Ербанове, руководителе Бурят-Монгольской республики (20-30-е годы ХХ в.), Владимире Саганове, председателе Совета Министров Бурятии (на рубеже ХХ-ХХI вв.), президентах Всебурятской ассоциации развития культуры Даша-Ниме Дугарове, Бата Баяртуеве, президенте Конгресса бурятского народа Евгении Егорове.
Имена Цыбена Жамцарано, Элбэк-Доржи Ринчино, Михаила Богданова, Базара Барадина, Даши Сампилона широко известны бурят-монгольскому народу. Они стояли во главе национального движения нашего народа в начале ХХ века.
Не зря я назвал имена выдающихся деятелей, которые боролись за процветание своего народа и защищали его национальные интересы. Сегодня нашему народу, прошедшему серьезные испытания на путях исторического развития, нужны лидеры. К сожалению, мы потеряли в последние годы авторитетнейших в народе деятелей.
Эпоху Цыбена Жамцарано, Элбэк-Доржи Ринчино, Михаила Богданова отделяют от нас многие десятки лет, насыщенных крайне противоречивыми событиями в жизни бурятского этноса. В годы советской власти мы потеряли величайшее свое наследие – классическую монгольскую письменность. Были репрессированы зажиточные слои общества, настоящие труженики, являвшиеся движущей силой бурятского общества. Были разрушены до основания буддийские дацаны, репрессированы ламы, составлявшие значительную часть интеллектуального наследия народа. В 1937 году за спиной бурятского народа был совершен антиконституционный акт - расчленение Бурят-Монгольской АССР. Республика потеряла половину населения и половину территорий, в 1958 году народ потерял свое исконное название «бурят-монголы», «Бурят-Монголия». Была репрессирована духовная интеллигенция с восточным (буддийским) образованием. Оказались в тюрьмах и на каторге в лагерях ГУЛАГа многие представители научной и творческой интеллигенции Бурят-Монголии, многие из них расстреляны.
ВАРК стал центром притяжения всех бурят
Начавшаяся с конца 1980-х годов эра перестройки положила начало демократическим преобразованиям во всех сферах нашей жизни. Она способствовала развертыванию бурятского национального движения на современном этапе, цели и задачи которого были очерчены в феврале 1991 года Всебурятским съездом по консолидации и духовному возрождению нации, уточнены и углублены Всебурятским съездом в 1996 году.
В 1991 году создана Всебурятская ассоциация развития культуры (ВАРК), возглавляемая народным художником Бурятии и РФ, членом-корреспондентом Академии художеств России Даша-Нимой Дугаровым и ученым-филологом Бата Баяртуевым. ВАРК внес крупный вклад в возрождение национальной традиционной культуры, языка и письменности. В середине 2000 года во главе ВАРК были Дандар Сандитов, профессор, доктор физико-математических наук, Доржи Сультимов, народный артист РБ и РФ, Геннадий Манжуев, общественный и государственный деятель. Сегодня ВАРК возглавляет Владимир Булдаев.
Всебурятская ассоциация развития культуры как общественная организация за 25 лет стала центром притяжения всех бурят, членом Всемирной организации непредставленных народов и наций.
По инициативе ВАРК стали возрождаться забытые в советское время национальные традиции. Сагаалган обрел статус официального всенародного праздника.
ВАРК уделял значительное внимание проблемам консолидации нации на основе активизации этнических связей путем возрождения многовековой традиционной культуры этноса, его языка, оживления связей с монгольским миром.
Этнографическая Бурятия, находящаяся в центре Азии, долгое время была по существу оторвана от восточной культуры. ВАРК своими делами старался приобщить население к традициям буддийской культуры, к культуре народов Центральной Азии, прежде всего, к родственной бурятам монгольской культуре.
Духовные традиции - это не только религиозные верования и обычаи, это и компоненты восточной культуры, восточного образования, это художественно-литературное творчество, основанное на лучших образцах монгольской и восточной классики.
В начале 1990-х годов с целью возрождения и развития бурятской традиционной культуры бурятская диаспора в Монголии провела фестиваль «Алтаргана». Идея единения, солидарности людей, бережно относящихся к своим этническим корням, была изначально заложена в названии и определила смысл праздника. «Алтаргана» стала традиционным праздником духовного единения бурятского народа. Возрождены имеющие многовековые традиции Ердынские игры…
«Вымрет язык в устах народа – вымрет и народ»
ВАРК держал в поле зрения вопросы бурятского языка. К сожалению, языковая проблема оказалась «крепким орешком», проблемой крайне запущенной в результате «языкового империализма» в СССР, также осуществленных в советское время крайне неудачных экспериментов с бурятским языком. Формально бурятский язык в современной Бурятии - государственный язык, а на деле этого нет. Власти не выработали оптимальный механизм реализации своего же решения о государственном бурятском языке. Появились целые поколения бурят, не говорящих на родном языке, так называемых «немых бурят».
Судьба этноса во многом зависит от того, сумеем ли мы сохранить язык. Вспомним слова Константина Ушинского: «Вымрет язык в устах народа – вымрет и народ».
Нелишне вспомнить слова доктора филологических наук Цыбикжапа Цыдендамбаева: «Создавшаяся ситуация требует того, чтобы было обращено особое внимание обучению детей устному, разговорному языку, развитию навыков изложения своих мыслей на родном языке».
Восстановление исторической правды
Десятилетия до перестройки, до 90-х годов ХХ века, многовековая история бурятского народа выдавалась в искаженном, обезличенном виде. Одной из задач ВАРК и Конгресса бурятского народа было восстановление исторической правды, прежде всего, ликвидация «белых пятен» в бурятской истории, восстановление забытых имен выдающихся деятелей прошлого. Сделано было многое. Об этом свидетельствуют изданные исторические и художественные труды, прежде всего, серийные издания «Выдающиеся бурятские деятели», «Собрания бурятских летописей».
ВАРК совместно с Конгрессом бурятского народа и Институтом общественных наук проводили конференции и «круглые столы» по темам: «Современное положение бурятского народа», «Бурят-монголы накануне третьего тысячелетия», организовали мероприятия по уникальной дипломатической миссии - конному походу хори-бурят к Сагаан-хану в 1702-1703 гг.
Вызовы времени
Жизнь показала, что современное бурятское национальное движение нуждается в боевитой, активно действующей единой национальной организации, выражающей волю бурятского этноса и защищающей его национальные интересы. В такой организации должны работать деятели с активной жизненной позицией, заслужившие авторитет в народе своими конкретными делами, в частности, деятельные молодые люди, мыслящие современными категориями.
Сегодня, к сожалению, в силу ряда субъективных и объективных обстоятельств деятельность Конгресса бурятского народа парализована. Поэтому на современном этапе бурятского национального движения консолидация и духовное возрождение нации в руках межрегионального общественного движения «Всебурятская Ассоциация развития культуры».
Буряты различных регионов не должны постоянно жить изолировано, не поддерживая устойчивых контактов между собой. Сегодня слабы связи между Республикой Бурятия и бурятским населением, живущим за ее пределами, во всех сферах жизнедеятельности. В частности, в области информационных связей.
Весьма актуальна задача расширения и углубления связей с монгольским миром, прежде всего, с государством Монголия. Следует заметить, что решения состоявшихся в 1993 году в Улан-Баторе Всемирного форума монголов и в 2010-м Конвента монголов мира сыграли важную роль в развитии связей между монгольскими народами. Надеемся, что в будущем будут углубляться развивающиеся между монгольскими народами связи, расширяться экономические, культурные и информационные контакты между государством Монголия и народом Бурятии.
В условиях глобализующегося мира, интеграции и диалога культур, в перспективе развития этнотуризма вокруг Байкала роль деятельности ВАРК приобретает все большую значимость и актуальность. В этих условиях бурятский народ должен достойно ответить на вызовы времени и доказать свою способность модернизироваться, идти дальше, сохраняя и развивая при этом национальную культуру, литературу, язык и свою самобытность.
Ширап ЧИМИТДОРЖИЕВ, член Совета ВАРК
Фото Светланы Намсараевой