Общество 14 сен 2016 2131

​На площадке театра Бурятской драмы появится молитвенный барабан

Из года в год в Бурятии воз­водятся различные рели­гиозные сооружения, в их числе и объекты буддизма – дацаны и субурганы. В этой статье речь пойдет о хурдэ – буддийских молитвенных барабанах, о которых во время посещения Иволгинско­го дацана известный российский киноактер Вилле Хаапсало, и не только он, сказал следующее: «Кру­ти хурдэ, и не надо даже молиться, так как молитвы работают сами по себе. Классно!».

Так какую же смысловую нагрузку несут в себе хурдэ? Когда они впер­вые появились на нашей грешной земле? И что будет с теми, кому хоть раз повезло покрутить молитвенный барабан? Наш корреспондент попы­тался разобраться в этом вопросе и с помощью гэбшэ ламы Самдана Даши­Дондокова, а также ламы Батора Че­мидова, за плечами которых немало возведенных хурдэ, донести до чита­телей их истинное предназначение. Чтобы люди понимали о той очевид­ной пользе, которую они нам дают.

Хурдэ досталось людям от лусууд

Хурдэ – буддийский молитвенный барабан – несет в себе только благую энергию. И чем больше в нем нахо­дится мантр – заклинаний или мо­литв, обращенных к тому или иному просветленному божеству, тем лучше для всех тех, кто вступает в соприкос­новение с ним. Буддисты полностью уверены в этом, а также в том, что один оборот молитвенной мельницы, представляющей собой полый враща­ющийся барабан, равнозначен про­чтению тысяч, а то и больше молитв.

По словам ламы Батора Чемидова, появление на нашей планете перво­го молитвенного барабана связано с одной буддийской легендой, в кото­рой говорится, что во времена Будды Дипанкары к нему пришел царь нагов (лусууд – бур.) – существ водной сти­хии - с просьбой о даровании молитвы на благо всех живых существ. В ответ Будда Дипанкара подарил ему особый барабан – хурдэ, наполненный свит­ками, на которых были написаны свя­щенные мантры. Царь нагов дал особое указание своим подчиненным не спускать с хурдэ глаз и беречь его как зеницу ока. Говорится, что, вращая хурдэ, существа водной стихии были преисполнены небывалой веры, что помогло им со временем достигнуть духовного совершенства.

Нужно отметить, что наги, помимо хурдэ, хранили в своих водах и буд­дийские книги «Праджняпарамита­сутры», в которых растолковывается сущность запредельной мудрости, и которые великий буддийский мастер Нагарджуна сумел донести до людей. Впоследствии он сумел постигнуть сущность пустотности вещей и сде­латься одним из величайших под­сижников буддизма эпохи Будды Ша­кьямуни, в которой мы собственно и живем. Так вот, однажды перед ним предстал сам Авалокитешвара (Арья­бала – бур.) – бодхисаттва, воплоще­ние сострадания всех Будд, который повелел Нагарджуне, обладавшему невероятными сверхъестественными способностями, отправиться в цар­ство змееподобных существ, чтобы выпросить у царя нагов хурдэ, по­даренный много тысячелетий назад Буддой Дипанкарой. «Если ты прине­сешь его людям, то все живые существа трех времен обретут неохватную пользу», - сказал ему Авалокитешва­ра. И Нагарджуна сумел его принести человечеству, и с тех пор хурдэ стал распространяться по всему буддий­скому миру, став неотъемлемой ча­стью многочисленных дацанов и ду­ганов, расположенных в различных уголках планеты Земля.

Польза всем, независимо от вероисповедания

По словам Самдан-ламы, хурдэ, как и все вокруг, основывается на пяти элементах – пространство, воздух, вода, огонь и земля, которые прони­зывают сансару (круговорот реин­карнацией) повсюду.

- Человек, как и другие живые су­щества, состоит из этих пяти элемен­тов, и все, с чем он соприкасается, тоже обладает природой пяти эле­ментов. Потому молитвенный бара­бан, внутри которого находятся свит­ки с мантрами, приходя в движение, дает мощную благую энергию, благотворно влияющую на всю окружа­ющую флору и фауну, очищая его от омрачений и других негативных про­явлений, - говорит гэбшэ лама.

Он отмечает, что современная на­ука, а точнее физика, уже доказала воздействие волн, оказывающих свое влияние на природу. Что каждый ку­сочек земли имеет свое магнитно-резонансное излучение, влияющее на окружающую среду, как благотворно, так и негативно. Об этом давно знали буддийские мудрецы, для чего соб­ственно и изготовили молитвенные мельницы, которые, крутясь, выдают мощные благие волны, которые обво­лакивают все вокруг. Вследствие чего хурдэ, даже находясь в сложных усло­виях, преобразовывает негативные вихревые волны в однородные, при­нося, тем самым, мир и покой на той территории, где они расположены.

- Принимал ли человек прибежи­ще в буддизме или нет – не имеет осо­бого значения. Ведь Будда любит всех живых существ, как единственного сына, и оказывает им громаднейшую помощь для того, чтобы они вырва­лись когда-нибудь из страшной тюрь­мы под названием «Сансара» - круговорота перерождений, где жизнь есть страдание. Потому-то для хурдэ – од­ного из энергетических объектов Уче­ния Будды - не имеет большой разни­цы наличие у вращающих его людей религиозной, политической или иной принадлежности. Он помогает всем! – подчеркивает Самдан-лама.

Помимо этого, молитвенные ба­рабаны очищают от негативной кар­мы, избавляют от всех невзгод и бо­лезней, стихийных бедствий, тех или иных негативных влияний, создавая гармоничные условия для совершен­ствования «трех врат» - тела, речи и ума. К тому же они обладают защит­ными свойствами, оберегая окружа­ющую среду от воздействия неблагих проявлений.

- В тексте IV Панчен-ламы, второ­го по рангу буддийского священнос­лужителя после Далай-ламы в шко­ле Гелуг – школе новых переводов, говорится о безграничной пользе от строительства и вращения хурдэ, - говорит лама Батор Чемидов, мо­литвенными барабанами которого украшен не один дацан Бурятии, в частности, построен хурдэ на тер­ритории аэропорта «Байкал». – Этот текст и был создан для тех, кому по­счастливилось жить во времена, ког­да на земле пребывает Учение Будды, а таких эпох, нужно сказать, в беско­нечном пространстве и времени со­всем мало. Безграничные любовь и сострадание Будд, передаваясь нам через различные аспекты буддизма, в том числе и через вращение хурдэ, дают нам возможность в значитель­ной мере искупить свои грехи, а так­же накопить буян (добродетельные заслуги), которые позволят людям обрести лучшее рождение в других реинкарнациях.

По словам Батора-ламы, бодхисат­тва Манджушри - воплощение мудро­сти всех Будд, по этому поводу изрек следующее: «Четыре защитника, а также защитники десяти направле­ний даруют тому человеку, который вращает молитвенный барабан, за­щиту от всех преград, исходящих со всех углов и сторон света. А также полностью очищается его дурная карма, приводящая к рождению в нижних мирах. После смерти такой человек направляется в чистые зем­ли бесчисленных Будд, рождается там из цветка лотоса, а затем созида­ет благие дела во всех сторонах света, во всех трех временах».

О пользе вращения хурдэ высказал­ся и Майтрея (Майдари Бурхан – бур.), который на данный момент находится в чистой земле Тушита – Саду радо­сти. Его называют Грядущим Буддой, ожидающим там благоприятные ус­ловия для спасения живых существ на грешной земле: «Передаю вам знание о том, что вращение молитвенного барабана оберегает человека от всех инфекционных болезней и эпидемий». Ссылаясь на Майтрею, IV Панчен-лама говорит, что «те счастливцы, кто при­нимает участие в создании хурдэ, и те, кто рассказывает другим о пользе молитвенного барабана, а также рас­пространяют благую весть. Эти люди накапливают большое количество за­слуг, которые можно накопить от чтения по сто тысяч раз десяти миллионов мантр. И даже их тень, коснувшаяся тех или иных живых существ, освобождает от рождения в нижних мирах заблуд­шие сознания».

- Конечно же, стоит заметить, что при вращении хурдэ нужно зародить в своем сознании благие намерения, моля о лучшей доле всем живым су­ществам. Тогда эффект от вращения молитвенных барабанов будет огро­мен, - подчеркивает Самдан-лама.

Хурдэ у Бурдрамы – украшение города

Гэбшэ лама Самдан Дашидондоков на протяжении последних лет вына­шивал идею создания хурдэ на пло­щадке Бурятского театра драмы. И, наконец, ему удалось воплотить этот благородный замысел в жизнь. Перед этим он изрядно «потренировался» на строительстве хурдэ на малой ро­дине – в небольшом бурятском улусе Кодунский Станок (Худанай Уртоо) Кижингинского района, при въезде в который находится целый буддий­ский комплекс. Создавали его всем районом, помогали верующие и из других районов Бурятии.

- Понимая, что хурдэ приносит оче­видную пользу, мне без труда удалось убедить земляков принять участие в его строительстве, ведь все люди хо­тят счастья, как в личной жизни, так и в жизни других людей – близких, односельчан, словом, всех живых су­ществ. А молитвенный барабан спосо­бен помочь в обретении счастья, как в этой жизни, так и следующей. Ниж­некодунцы, да и все кижингинцы, го­рячо откликнулись на мой призыв, и мы смогли возвести прекрасный комплекс. Спасибо им за это! – отмечает Самдан-лама.

Хурдэ на Бурдраме практически готов, осталось доделать кое-что по мелочи, вложить в него свитки с мо­литвами и именами благотворителей. Он действительно органично вписы­вается в ансамбль одного из краси­вейших театров России и находится в таком удачном месте, что пройти мимо него, не покрутив хотя бы разок барабан, попросту невозможно.

- Конечно, как любой буддист хочу, чтобы счастье и гармония царили в нашем благодатном краю. Знаю, что возведением хурдэ занимаются и другие наши земляки, в частности, лама Иволгинского дацана, калмык по национальности, Батор Чемидов, выходец из Кижинги Тимур Ешеев, Эдуард Маланов из Курумкана. Счи­таю, что над возведением комплексов с молитвенными барабанами нужно задуматься уже на правительствен­ном уровне, ведь Бурятия является центром российского буддизма. Хурдэ внесет новые краски в местный коло­рит, но, без сомнения, важнее то, что они несут в себе мощный заряд по­ложительной энергии, которая обя­зательно скажется на всех нас вме­сте взятых. Потому прошу местные власти всерьез задуматься над моим предложением и поддержать наши начинания, - в конце беседы выразил надежду гэбшэ лама.

P.S. Жители республики еще могут внести свою лепту в строительство хурдэ у Бурдрамы. Реквизиты для пе­речисления пожертвований указаны на hurde.ru

Фото предоставлено Самданом ДАШИДОНДОКОВЫМ

Автор: Буда БУДАЕВ