Культура 5 ноя 2016 3142

​«Тоску» бурятского оперного на сцене Большого театра России встретили аншлагом

Знаменитую «Тоску» Джакомо Пуччини в трактовке бурятского театра оперы и балета встретили аншлагом на Новой сцене Большого театра России. Зал был заполнен до отказа – все билеты были распроданы задолго до 3 ноября. Артистам из Бурятии удалось поразить не только избалованную московскую публику, но и произвести впечатление на профессионалов, давших высокую оценку спектаклю. По словам режиссера-постановщика бурятской «Тоски» Юрия Лаптева, Новая сцена Большого театра как нельзя лучше подошла для спектакля, оптимальным образом демонстрирующий возможности вокальной труппы бурятского оперного, сообщает ИА Буряад Yнэн.

Фото Анны Огородник

Постановка Государственного бурятского академического театра оперы и балета им. Цыдынжапова появилась на сцене Большого неслучайно: именно «Тоска» стала финальным спектаклем I Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку». Дирижер - заслуженны артист России, лауреат Госпремии Республики Бурятия Леонид Корчмар. Заглавную партию исполняет Самбуугийнг Батчимэг. Кавалер Каварадосси - Михаил Пирогов, Скарпиа - Ариунбаатар Ганбаатар, офицер Анджелотти - Эдуард Жагбаев. В роли ризничего - Галсан Ванданов, Шарроне - Доржо Шагдуров, пастушка Сполетты - Чингис Иванов.

Режиссер-постановщик спектакля, прославленный баритон, народный артист России, профессор Санкт-Петербургской и Московской государственных консерваторий, ГИТИСа, МГУ Юрий Лаптев рассказал о своем прочтении знаменитой оперы в бурятском театре.

Кавалер Каварадосси - лауреат международных конкурсов Михаил Пирогов. Фото Анны Огородник

- Почему решили показать именно «Тоску» на Новой сцене Большого театра? Думаю, что из-за того, что здесь, наверное, собраны одни из самых лучших исполнителей театра сейчас. И после премьеры «Тоски» наш Скарпиа – Ариунбаатар Гаанбаатар получил Гран-при международного конкурса им. Петра Чайковского. Может быть, захотелось еще раз продемонстрировать его искусство. Ну и, конечно, это свежий спектакль и, на мой взгляд, он очень хорошо лег на возможности вокальной труппы театра, - рассказал Юрий Лаптев.

Фото Анны Огородник

«Тоска» на Новой сцене Большого театра гораздо уместнее, чем на Исторической, поскольку это опера более камерная, считает режиссер-постановщик.

Фото Анны Огородник

- Сцена театра в Улан-Удэ чуть-чуть меньше даже этой сцены. Чтобы адаптировать спектакль для Исторической сцены, пришлось бы, скорее всего, заново делать декорационное оформление – в любое время это накладно. И этот зал ничем не уступает по своим возможностям Историческому, а может быть даже в чем-то он более интересен и привлекателен. Я думаю, спектакль на том месте, котором должен быть, - отметил Юрий Лаптев.

Фото Анны Огородник

- «Тоска» - всегда современная история в том плане, что каждый человек в каждое время, прочитывающий классическое произведение, видит его по-своему. И я его тоже увидел, наверное, по-своему. Наверное, ни к чему, да и не нужно переносить спектакль в современность. Поскольку не думаю, что мысль о том, что Мелас потерпел поражение от Наполеона в битве при Маренго могла в такой ужас привести современников.

Фото Анны Огородник

- Мой взгляд – наверное, представление о зле и о тех людях, которые несут это зло. В конце 19 – начале 20 века оно было другое. Мы сейчас привыкли к очень жестокой и очень реалистической правде, которая выплескивается с экранов телевизоров, широко тиражируется в кинопродукции. Нас никто не щадит в этом плане. И поэтому показать вот такую аутентичную историю, которую видели современники Пуччини, она бы не имела такого отзыва в сердце, того накала. А именно хотелось показать, что зло – как бы оно ни пыталось пойти тебе навстречу и пообещать, что ты уцелеешь либо ты какую-то выгоду получишь, с ним никогда нельзя вступать в компромисс. Зло – оно всегда зло, и оно всегда будет преследовать только свои цели.

Фото Анны Огородник

Второе – то, что в этом мире иногда беспечность, беззаботность приводит к печальному концу. Раньше Каварадосси изображали таким революционером, который не спал, не ел, и ему только и надо было, что свергнуть австрийский гнет, под которым находилась Италия. Мне кажется, этот человек, скорее, увлекается романтической частью истории. Он влюблен, он богат, у него много дворцов, вилл. Он прекрасно существует, он приехал из республиканской Франции. И эта авантюра с Анджелотти его увлекает, он не понимает, что за этим последует. Что он губит не только себя, он губит и тех, кто рядом с ним находится, поскольку человек должен быть ответственен всегда, принимая какое-либо решение. И к серьезному решению ни в коем случае нельзя относиться как к легкому приключению, - рассказывает Юрий Лаптев.

Фото Анны Огородник

Любой выезд, любое расширение аудитории, безусловно, очень много дает артистам, считает Юрий Лаптев.

- Встретиться в других условиях, с другим зрителем, который имеет свой музыкальный театр и имеет представление, как это должно быть - это всегда испытание, которое повышает профессиональный уровень труппы. Это как экзамен, который сдаешь, и после этого ты готов к дальнейшим знаниям, дальнейшему видению предмета своего труда, - отметил режиссер.

Фото Анны Огородник

По словам Юрия Лаптева, московские зрители пришли и на «Тоску» - самый репертуарную оперу в мире, и на Ариунбаатара Ганбаатара, обладателя Гран-при конкурса им. Чайковского, и на бурятский оперный тоже. - В зрительном зале мы найдем представителей любого сегмента. Может быть, кто-то вспоминает театр, который был когда-то, когда служили великие певцы. Кто-то хочет еще раз увидеть Ариунбаатара уже на оперной сцене. А кто-то любит «Тоску» и хочет увидеть и услышать еще одно воплощение оперы, высказал свое мнение режиссер-постановщик.

Фото Анны Огородник

- Большой, малый и какие-то другие театры… Каждый театр имеет свой прекрасный рост, тем более, что театр Улан-Удэ - с огромной историей и огромными традициями. Он сам проторил себе дорогу в мир оперы, в мир большого искусства, причем очень уверенно. И его путь не менее легендарен и славен, чем путь Большого театра, - отметил Юрий Лаптев.

Фото Анны Огородник

По мнению режиссера, совершенно не стоит сравнивать театры друг с другом: у каждого есть что-то свое.

Фото Анны Огородник

Фото Анны Огородник

Исполнитель партии Скарпиа Ариунбаатар Ганбаатар рассказал, что ранее много раз слушал «Тоску», постановки разных театров – Метрополитен Опера, Мариинского театра и других.

- Я влюбился в партию Скарпиа - каждый артист по-своему дал ее, - отметил певец.

Ариунбаатар Ганбаатар признался: на своего героя он немного похож характером.

- Бывает, есть со Скарпиа что-то похожее. Он борется за любовь, и я тоже готов на все ради любви, - рассказал певец. 

Фото Анны Огородник

Фото Анны Огородник

Фото Анны Огородник

Исполнительница заглавной партии молодая монгольская певица Самбуугийнг Батчимэг работает в бурятском оперном сравнительно недавно, и партия Тоски для нее – третья в нашем театре.

- Я начала работать в 2012 году в хоре в Монголии, потом пригласили сюда. В театре работаю второй сезон, до Тоски были две партии – Чио-Чио-Сан в одноименной опере Пуччини и Микаэла в «Кармен» Бизе. Когда я услышала, что буду петь Тоску в Большом театре, я, конечно, тогда очень взволновалась. После первых прогонов на сцене Большого мне стало легче, - рассказывает певица.

Скарпиа - Ариунбаатар Ганбаатар, Тоска - Самбуугийн Батчимэг. Фото Анны Огородник

Самбуугийнг Батчимэг рассказывает: даже на сцене, не по-настоящему, убить человека трудно.

- Конечно, это тяжело эмоционально. Но я как актриса, за свое счастье, за любовь – я все сделаю.

Сама партия Тоски – очень тяжелая, трудная, а самое тяжелое - второе действие. После него я уже немного успокаиваюсь, - поделилась певица. 


Во время антракта. Фото Анны Огородник

Сцена перед казнью. Фото Анны Огородник

Тенор бурятского оперного театра Михаил Пирогов считает партию Каварадосси большим подарком судьбы для себя.

- Еще будучи студентом консерватории я исполнял арии из этой оперы, но никак не мог подумать что спою ее на сцене нашего оперного. Сейчас, на сцене Большого театра, ощущаю особенно остро чувство ответственности, нужно показать все достоинства. Публика искушенная, но сейчас стараюсь об этом не думать – и так волнения хватает, - рассказал певец перед спектаклем.

Фото Анны Огородник

Михаил Пирогов отметил: партия Каварадосси сложная не только вокально, но и эмоционально.

- В первом акте нужно быть очень легким, романтичным. А в конце приходим к тому, что его ведут на расстрел – это очень сложно. Когда вы знаете, что вас расстреляют, и когда вы знаете, что остается любимый человек – один в этом мире – это надо прочувствовать, - поделился своими эмоциями певец. - Это стоило огромного труда. Но благодаря режиссеру, дирижеру сделана колоссальная работа, чтобы прийти к тому, что сейчас произошло. 

Фото Анны Огородник

Для Михаила Пирогова «Тоска» - знаковая постановка.

- Когда я приехал в Улан-Удэ после работы в Саратовском театре оперы, именно эта опера стала моим первым спектаклем в Улан-Удэ. И вот теперь – в Большом, – поделился артист. - Есть нюансы, которыми я недоволен, и над ними нужно работать. Но для артиста такие аплодисменты, которые прозвучали после спектакля – это самый большой подарок, спасибо за теплый прием. 

Финальная сцена. Фото Анны Огородник

О спектакле бурятского оперного высоко отозвались генеральный директор Большого Театра России Владимир Урин, художественный руководитель Музыкального театра им. Н. Сац, Президент Георгий Исаакян.

- Самый главный спектакль состоялся, отзывы прекрасные - Дни культуры Улан-Удэ состоялись! - отметил министр культуры Бурятии Тимур Цыбиков. 

После триумфального спектакля – оперы «Тоска» Пуччини на Новой сцене Большого театра у артистов бурятского оперного появился шанс поработать в главном театре страны. О желании забрать одного из исполнителей главных партий в Большой театр России заявил его генеральный директор Владимир Урин. Он отметил высокий музыкальный и исполнительский уровень «Тоски» из Бурятии. По мнению руководителя главного театра страны, произвести такое впечатление на искушенную московскую публику – дорогого стоит. 

Напомним, Дни культуры Улан-Удэ в Москве и Санкт-Петербурге, стартовавшие 1 ноября, продлятся до 15 ноября. Первым мероприятием, приуроченным к ним, стало возложение делегацией из Бурятии цветов к Мемориалу воинской славы “Кузовлево”, что возле подмосковного Подольска. Вскоре вокруг мемориала появится Парк Героев, в обустройстве которого примут участие все регионы России, а также страны бывшего СССР, чьи уроженцы погибли в 1941 году в страшной битве, защищая столицу страны.

СПРАВКА

Юрий Лаптев - баритон, народный артист России, лауреат международного конкурса. Профессор Санкт-Петербургской и Московской государственных консерваторий, ГИТИСа, МГУ. Родился в Ленинграде. В 1983 году окончил вокальное отделение Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс народного артиста СССР К.Н. Лаптева), в 1988 – режиссерский факультет консерватории (класс профессора, народного артиста РСФСР Р.И. Тихомирова и С.И. Лапирова).

С 1988 года – режиссер, солист оперной труппы Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинский). В сезоне 2000–2001 являлся солистом Метрополитен-оперы (Нью-Йорк, США). В репертуаре солиста более тридцати оперных партий, среди которых Щелкалов («Борис Годунов»), Пастор («Хованщина»), Герцог («Скупой рыцарь»), Дон Карлос («Обручение в монастыре»), Денисов («Война и мир»), Барон Дюфоль («Травиата»), граф Альмавива («Свадьба Фигаро»), Эбн-Хакиа («Иоланта»).

Принимал участие в фестивалях и гастрольных поездках театра в США, Японии, Германии, Англии, Шотландии, Франции, Испании, Бельгии, Нидерландах, Израиле, Италии, Финляндии, Аргентине, Чили.
Выступал как солист на различных сценах мира, среди которых Метрополитен-опера, Ковент Гарден, Римская опера, Ла Скала, оперный театр Тель-Авива, Земпер опера, а также на филармонических площадках Санта-Чечилии, Концертгебау, Брюссельской филармонии.
В 2006–2009 гг. – солист Большого театра России. Принимал участие в аудио- и видеозаписях опер «Борис Годунов», «Отелло», «Огненный ангел», «Хованщина», «Война и мир», «Сила судьбы», «Игрок», «Псковитянка».

Осуществил постановки следующих спектаклей: «Хованщина» в театре Ла Скала (Милан), «Бабий бунт» в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, «Князь Игорь» в Екатеринбургском государственном театре оперы и балета, «Колокольчик» (2002), «Риголетто» (2006) и «Кармен» в Ростовском государственном музыкальном театре, «Летучая мышь» в Иркутском музыкальном театре имени Загурского, «Псковитянка» в городе Псков с Государственным академическим Большим театром России, «Борис Годунов», «Иоланта», «Мазепа» в Выборгском замке, «Иоланта» и «Мазепа» в Ивангородской крепости. Являлся режиссером балов «Белые ночи», которые проводились в разные годы в Петергофе, Царском Селе, Константиновском и Мраморном дворцах, а также был режиссером концерта к государственному празднику «Дни славянской письменности и культуры» в Большом Кремлевском дворце в 2010, 2011 и 2012 гг.

Работал с режиссерами-постановщиками, среди которых Стивен Лоулес, Дэвид Фриман, Грэм Вик, Тим Коулман, Элайджа Мошински (Великобритания), Штефан Пионтек (Германия), Джули Теймор (США), а также Эмиль Пасынков, Ирина Молостова, Темур Чхеидзе, Владислав Пази, Юрий Александров.
Стажировался в театре Ковент-Гарден по вопросам организации творческого процесса и структурной системы театрального дела.

Дискография: «Огненный ангел», «Война и мир» (VD, «Philips Classics»), «Борис Годунов», «Война и мир», «Псковитянка», «Сила судьбы» (СD, «Philips Classics»).

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Бурятские циркачи выступили в самом большом цирке Европы при полном аншлаге

Выставка «Любовь моя – Улан-Удэ» открылась в Союзе художников России в Москве

«Легендой» признали народную артистку СССР из Бурятии Галину Шойдагбаеву

Росгосцирк готов сотрудничать с Государственным цирком Бурятии – Дмитрий Иванов

Улан-удэнские артисты покорили искушенную московскую публику (фоторепортаж)

Нам есть чему поучиться у цирка из Бурятии - Эдгард Запашный

«Обменные гастроли» - дни Москвы в Улан-Удэ состоятся в июле 2017 года

Более 13 тысяч человек посетят концерты и спектакли в Дни культуры Улан-Удэ в Москве и Санкт-Петербурге

Память земляков, павших в битве под Москвой в 1941 году, почтила делегация из Бурятии

Знаменитым байкальским омулем угостят на Днях культуры Улан-Удэ в Москве

Ретроспектива: искусство Бурятии покорило москвичей

Живые улан-удэнские скульптуры «оживут» в Москве