Культура 9 мар 2017 2656

​​«В ней была стать». 90-лет артистке Чимите Шанюшкиной

«Соловушкой с Байкала» называли её слушатели из разных концов нашей страны и за рубежом.

В первый день Сагаалгана, 27 февраля, исполнилось бы 90 лет со дня рождения народной артистки России, лауреата Государственной премии Республики Бурятия Чимиты Григорьевны Шанюшкиной.

О том, что ее талант был многогранен, говорит тот факт, что она украшала не только музыкальную сцену в качестве солистки ансамбля песни и танца «Байкал», но и была автором статей и передач о музыкантах на радио и телевидении.

«Искусство Чимиты Шанюшкиной подобно прекрасной радуге, вобравшей в себя все многоцветье живой природы», гласил один из отзывов о певице.

До 10 марта в Национальной библиотеке РБ проходит выставка «Призвание петь», посвященная творчеству и 90-летию со дня рождения певицы.

«Соловушкой с Байкала» называли её слушатели из разных концов нашей страны и за рубежом. Бадма Мелентьевич Балдаков посвятил ей песню, и Чимита Шанюшкина стала первым исполнителем вокального шедевра «Инагни шамдаа».

Чимита Шанюшкина, одна из самых талантливых певиц Бурятии, родилась в Курумкане, училась в Курумканской средней школе. В 1950 году окончила Уральскую государственную консерваторию (г. Свердловск), училась пению в классе Зои Васильевны Щёлоковой. В том же 1950 году была принята в труппу Бурятского государственного театра оперы и балета, где с успехом исполняла партии Мэдэгмаши в опере С. Ряузова «У подножия Саян», Сарвар в башкирской музыкальной комедии «Башмачки», Кето в комической опере «Кето и Котэ» В. Долидзе, Марфы в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова, Прилепы в опере П. Чайковского «Пиковая дама», Любови Шевцовой в «Молодой гвардии» Ю. Мейтуса.

Поворотным в творческой судьбе Чимиты Шанюшкиной стало приглашение в 1954 году в Бурятскую государственную филармонию солисткой ансамбля песни и танца «Байкал» (ныне Бурятский государственный национальный театр песни танца «Байкал»), где талантливая певица была солисткой более 40 лет, до 1997 года.

–Так получилось, что именно она сформировала тему моей диссертации, - вспоминает Надежда Цибудеева, музыковед, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, племянница певицы. – В 1955 году Бадма Балдаков сказал Чимите: «Ты не оперная певица, ты филармоническая. Иди в филармонию». И вот там началось ее восхождение. Я была почти на всех концертах ансамбля «Байкал», в котором она начала работать.


Чимита Шанюшкина и Бадма Балдаков

Работа была сложная, люди давали по 22 концерта в месяц, на гастроли выезжали и по полгода не были дома.

– Они объездили весь Союз. Я считаю, что сегодня такая певица еще не родилась, потому что это был целый комплекс – сценический, вокальный и личностный. Может быть, кто-то считал ее характер трудным, но она была незаурядным человеком. Когда такой человек находится в коллективе, остальные подтягиваются. Чимита Григорьена умела петь в академической манере и в народной одновременно. Это редко встретишь. Петь в народной манере ей посоветовали Игорь Моисеев и Татьяна Гергесова.

«Попробуй, у тебя даже голос укрепится», - сказали они. Так и вышло.

Одежды у нее было не много, но она всегда была изысканной, из дорогих тканей. Никогда она не позволяла себе одеваться в безвкусное, – рассказывает Надежда Цыбудеева.

По воспоминаниям коллег, Чимита Григорьевна заслужила большую, преданную любовь публики, отличаясь высоким исполнительским мастерством и особой элегантностью поведения на сцене.

– Впервые я увидела ее на концерте в Мирном. И эта встреча определила мою дальнейшую жизнь. Все буряты Мирного тогда пошли на нее смотреть. Она вышла в потрясающе красивом белом платье. Для меня это было чем-то необыкновенным – я впервые увидела артистку. У нее была интересная прическа, она была дивной красоты женщина. А когда она запела, я просто «заболела» – мне очень захотелось стать артисткой, ходить в белом платье и с такой же прической, – вспоминает Галина Маланова, заслуженная артистка Республики Бурятия. - Она строгая была, с царственной осанкой. У нее был утонченный вкус, одевалась безупречно и всегда выделялась из толпы. Она занималась со мной до самой моей поездки в консерваторию. Она была мне и учителем, и другом. Я с большой благодарностью вспоминаю о ней. Благодаря ей я оказалась на великой сцене нашего театра.

Чимита Шанюшкина была эталоном для многих молодых, которые шли вслед за ней по нелегкому пути артиста.

– Я работала в Ульдургинской школе, когда впервые встретила Чимиту Григорьевну, - вспоминает народная артистка Бурятии Лидия Галсанова. - Она интересовалась молодежью и спросила, нет ли среди нас поющих. И Чимита Григорьевна меня прослушала. «Да, материал хороший!» - сказала она и через два месяца позвонила, вызвала моих родителей, и те решили, что так и быть, пусть дочь едет учиться. Чимита Григорьевна очень внимательно со мной занималась до лета и с ее рекомендациями я поехала к профессору Зое Васильевне Щёлоковой поступать в консерваторию. Все помнили Чимиту Григорьевну, она была одной из лучших студенток. Зоя Васильевна ею очень гордилась. После окончания я начала работать в театре и всегда находилась под защитой и заботой Чимиты Григорьевны. Она очень любила детей. У нее был аналитический ум.

О своем опыте учебы и общения рассказывает Дулма Пурбуева, народная артистка Республики Бурятия:

- Наш педагог в Свердловской консерватории Зоя Васильевна Щёлокова всегда с теплом вспоминала Чимиту Григорьевну, все повторяла: «Чимита ко мне просто так не отправляет, самых лучших отбирает, вижу». Все педагоги консерватории были очень хорошего мнения о Чимите Григорьевне, она ведь и активистка была, обо всех заботилась. На собраниях держала последнее слово, умела направлять и защищать артиста, для всех у нее было ласковое, ободряющее слово. Мы росли при ней. Мы с дочкой до сих помним, как ходили к ней в гости. Однажды она подарила мне платье из темно-синей парчи. Оно до сих пор у меня хранится. Она это платье очень любила, потому я его так бережно храню. Настолько у нее была глубокая эстетика и понимание всего от природы.

Об этом говорит и Хажидма Аюржанаева, заслуженная артистка Российской Федерации:

- После восьмого класса я пришла поступать в музыкальное училище. На вокал брали только с 18 лет, и мы – шесть человек из Аги, поступили на отделение по классу домры. После окончания училища я пришла работать в оркестр ансамбля «Байкал». Судьба моя изменилась благодаря Чимите Григорьевне. Она однажды попросила меня спеть что-нибудь народным голосом. Я спела и... стала певицей. И до сих пор пою. Первый раз я выступила, заменив Клавдию Шулунову, когда та заболела и не смогла выехать на гастроли. С Чимитой Григорьевной я занималась у нее дома. О ней я могу говорить много. Она никогда не ругала меня, спокойно делала замечания, поправляла. Она мне как певице дала все.

При всей величине Чимита Григорьевна с большим достоинством переносила все тяготы гастрольной жизни, была великим тружеником.

Как вспоминает Юлия Золотоева, заслуженная артистка Бурятии, Чимита Григорьевна была очень скромным человеком, несмотря на звания, регалии, звездность. В ужасных гостиницах, в мороз она никогда не требовала для себя особых условий, живя в одном номере с нами - простыми, молодыми.

Об этом же вспоминает Евдокия Будеевна Сельверова, ветеран театра «Байкал», ветеран труда и тыла, участница Второй декады бурятского искусства и литературы в Москве 1959 года:

- Я пришла в ансамбль в 1952 году. Чимита Григорьевна пришла в 1955 году после консерватории и оперного театра. Я была с ней до самых последних дней. Мы очень хорошо понимали друг друга. Ели и пили из одной чашки, жили в вагонах, ездили по 4-5 месяцев на гастроли. Она была большим, уважаемым человеком. Никогда не слышала от нее жалоб. Она – великая труженица. Бывало, приедешь в какой-нибудь колхоз и сидишь в холодном клубе, ждешь, когда придет грузовик с костюмами. Когда ящики привезут, мы сразу переодевались в холодные костюмы с мороза. Ящики были железные. Мы обувь надевали и ног не чувствовали. Она, будучи знаменитостью, могла бы пожаловаться, но ни разу этого не случилось. Много всего было... Однажды она отстала от поезда в халате и тапочках. Так нас и догоняла.

По воспоминаниям современников, Чимита Шанюшкина отличалась обязательностью.

- У нее был четкий распорядок дня. Она не нарушала установленных правил и была великолепной хозяйкой. Очень вкусно готовила. Все у нее получалось наваристым, вкусным. И даже с возрастом, когда каждое движение давалось с трудом, через боль, она вставала и сама угощала гостей своей едой. Жила и мыслила по-бурятски, говорила по-бурятски, ела по-бурятски, одевалась по-бурятски.

Над костюмами она думала, наверное, по полгода – представляла, рисовала, - вспоминает Надежда Цыбудеева.

Своими воспоминаниями поделился Владимир Борисов, заслуженный артист Бурятской АССР:

- Я пришел в ансамбль в 1968 году. Мы девять месяцев в году были «на колесах». Приезжали в маленькие клубы – холодные, переодевались за ящиками. Билеты продавали на столике у входа. Людей – полный зал, на печках сидели даже. В день давали по два-три концерта. Потом обратно ехали по 70-80 километров. Приезжали в 3-4 часа утра в какую-нибудь гостиницу, врубали кипятильники – пробки вылетали. Сами себе провода чинили, варили... Вот интересно жили!

За двадцать лет работы я объездил Советский Союз два-три раза. Чимита Григорьевна была не только певицей, но и нашим парторгом. На гастролях она успевала проводить политинформацию. Утром, едва народ соберется в карты играть, она тут же и проведет.

Говорила она очень хорошо. Из одного города мы переезжали в другой, была система госконцерта. Сейчас такого, к сожалению, уже нет. Ко мне она относилась тепло. Однажды, помню, спросила, какого я года рождения. Я ответил, что 1949-го. «И у меня должны были быть два мальчика в 1949 году», - сказала она. Так вот...

И как сказала Эржен Чернова, педагог балета, заслуженный работник культуры Республики Бурятия: «Ее история – это великая, незабываемая история нашего народа. Она всегда была такая красивая, подтянутая, одетая по последней моде. В ней была стать. Ноги у нее уже тогда болели, и спускаться ей было тяжело даже со второго этажа. Мама старалась помогать ей, занимала очередь за молоком и колбасой. В нужный момент подзывала меня, и мне давали колбасу, которую мы относили Чимите Григорьевне. Когда я родила, Чимита Григорьевна специально спускалась, чтобы забрать мою дочку к себе. Ей так хотелось. «Дайте мне, пожалуйста, Светочку» – говорила она, и никто не мог ей отказать, передавая ребенка в ее надежные руки.

Я помню многих ее знаменитых учениц, которые ходили к ней заниматься. В 1985 году мы переехали, но еще долго «меня тянуло к этим берегам».

Я заходила к ней, и она угощала меня чашкой крепкого чая. Такого крепкого чая с молоком я, кажется, не пила больше никогда и нигде».

Однажды была ситуация в жизни, когда мне понадобился совет. Она была юридически очень «подкованным» человеком. Я помню, как она сказала: «Там пришел честный человек, обратись к нему, не поленись. Это честный человек».

Подготовила Оксана ЦЫБДЕНОВА по материалам сайта Министерства культуры РБ