Культура 9 мар 2017 1948

​​Писатель Татьяна Григорьева: «Моя задача научить детей дружбе»

Сами творческие люди зачастую придерживаются мнения, что ничем не отличаются от обычных граждан – разве что иногда пишут стихи, прозу, пишут картины или сочиняют и исполняют музыку. Тем не менее, интересно узнать внутренний мир таких людей, учитывая, что основная профессия у писательницы Татьяны Григорьевой – врач, на первый взгляд, никак не связанная с творчеством.

В Бурятии ее знают и как писателя, и как активиста клуба гитарной песни «Оранжевый кот», и даже как общественного деятеля, даже известно ее участие в экологических акциях по очистке берега Байкала.

Она получает литературные награды и призы, в том числе как автор детских книг. Ее стихи на слуху и они запоминаются надолго. Попробуем добавить новых штрихов к её узнаваемому портрету на карте звёздных имен Бурятии.

Татьяна Петровна, с чего вы начинали?

Первыми стихотворными опытами были эпиграммы на одноклассников.

Какие же тогда у Вас были учителя?

Большой круг учителей: от Пушкина до Бродского. У некоторых современных авторов тоже многому можно поучиться.

Какое у Вас видение мира?

Полагаю, я адекватно воспринимаю этот мир. Может быть, какие-то нюансы чувствую острее, но на особое восприятие действительности не претендую.

Где Вы учились?

Я окончила Томский медицинский институт, специальность по диплому – врач-биохимик.

Что Вас подвигло писать прозу и стихи?

Никаких судьбоносных событий, способных подвигнуть меня к литературному творчеству, не происходило. Многие в юности пытаются писать стихи, попробовала – получилось.

И где была поворотная точка?

Пока двигаюсь прямо.

Как Вы нашли свой стиль творчества?

Мне не чужд эксперимент. Я попробовала свои силы во многих жанрах: поэзия, проза, драматургия, литература для детей. В последнее время преимущественно пишу стихи и сказки для детей. Во-первых, это востребовано. Детям нужны и современные книги, описывающие наше время. Во-вторых, интересно заниматься тем, что получается не у каждого литератора. В-третьих, мне это очень нужно. Это личное. Говорят, я нашла свой стиль. Трудно самой анализировать свое творчество, но очень надеюсь, что этот стиль называется «не скучно». По крайней мере, я очень стараюсь, чтобы было так.

Каким Вы видите современное искусство?

Многогранным. Кто-то продолжает традиции, и это хорошо. Кто-то представляет миру ранее не знакомое, и это тоже хорошо, если вызывает добрые чувства.

Какой Вы видите свою задачу?

В литературе для детей я вижу свою задачу: научить детей дружбе, толерантности, бережному отношению к животным и растениям. Но хочу сделать это с юмором.

Корифеи литературы в большинстве своем стали достоянием прошлого... Теперь нет смысла особо напрягаться, чтобы выйти на их уровень?

Великие писатели далеко не уходят, их книги читают, по ним учатся. Они-то и помогают осознать свое место в литературе, свой уровень. Я знакома с некоторыми, считающими себя лучше Пушкина. Но у меня-то все нормально с когнитивными функциями, я трезво оцениваю свои способности.

Вы многосторонний творческий человек, а один из видов творчества – живопись. Поэтому не лишним будет вопрос о вашем отношении к авангарду, ведь он актуален до сих пор: открываются, в том числе в Улан-Удэ, выставки современных авангардистов. Не все принимают авангард, поэтому такой вопрос: Является ли беспредметное искусство – расчеловечиванием искусства?

Абстракционизм в живописи имеет право на существование. Некоторые работы за счет сочетания цветов создают хорошее настроение. Эти идеи находят прекрасное воплощение в интерьере, в одежде. Не надо называть это «расчеловечиванием».

И напоследок традиционный, но от того не менее важный вопрос: Какие у Вас творческие планы?

Есть идеи для новых сказок: «Отель одиноких носков» и «Байки про Бабайку». Продолжаю писать книгу «Клавиатурное сопрано» (от слова клавиатура). Она состоит из маленьких рассказов, описывающих реальные события. Чем дольше писать эту книгу, тем она будет толще. Можно издать ее и в этом году, но события происходят и вспоминаются, подождем. Очень хочется увидеть мультфильмы на свои сказки, надо будет научиться писать сценарии. Планирую принять участие в нескольких литературных конкурсах.

Алексей ГЕРГЕНОВ.

Фото предоставлено Татьяной Григорьевой.

Справка.

С 1981 года Татьяна Григорьева пишет стихи и прозу.

Коллективные сборники прозы с ее участием берут начало с 1980-х годов, когда в Новосибирске вышли «Первые строки» (1981) и «Завтрашнее утро» (Томск, 1983), «Соцветие» (Улан-Удэ, 1988).

А в 1996 году ее опубликовали в «Таинственном зове» – коллективном сборнике прозы (Улан-Удэ). Также на исходе 90- годов «Антология бурятской поэзии», «Круг времени» (Улан-Удэ, 1998).

Не менее длинным выглядит и перечень ее собственных книг: сборник стихов для детей «Отхончик» вышел в Улан-Удэ еще в 1990 году; книга «Ах, если бы…» – тоже с детской поэзией Татьяны Григорьевой, вышла в Улан-Удэ в 1994 году.

У писательницы даже есть сборник песен на музыку Виктора Усовича «Кошачьи песни», выпущенный в Санкт-Петербурге в 1998 году и пьеса, вышедшая во Франции «Туча над Байкалом» (2012).

Татьяна Григорьева является лауреатом всероссийской премии имени Михаила Булгакова за 2013 год, лауреатом международного конкурса «Новые сказки» за 2013 год, дипломантом всероссийского конкурса «Добрая лира» на лучшее произведение для детей. Она вошла в число победителей литературного конкурса «Новая детская книга» издательства «Росмэн» (Москва), стала лауреатом межрегионального фестиваля «Песня Булата на Байкале» в номинации «поэт» в 2012 году, дипломант международного фестиваля «Песня булата» в Колонтаево в 2013 году в номинации «поэт», победитель конкурса на лучшую книгу для детей Министерства культуры Бурятии в 2014 году.