Экономика 13 мар 2017 1426

​Врио главы Бурятии взял под личный контроль защиту прав дольщиков

В Бурятии более тысячи человек отдали миллионы за недостроенные квартиры. По словам мэра Улан-Удэ Александра Голкова, прозвучавшим на совещании у врио Главы Бурятии заявил, что такого понятия, как «обманутый дольщик», по закону не существует. Но действительность, как показывает практика, подобным законам не указ и вступает с ними в явные противоречия.

В условиях, когда законодательство не всегда защищает дольщиков, рискнувших поверить обещаниям застройщиков, пострадавшие ищут защиты своих прав у республиканских властей. В связи с этим врио Главы республики Алексей Цыденов в минувшее воскресенье провел совещание, где подробно рассмотрены проблемы и разработаны различные варианты решения по объектам долевого строительства.

Ни денег, ни жилья?

Врио Главы Бурятии Алексей Цыденов, обращаясь к собравшимся, начал совещание в довольно жёсткой форме.

- Сегодня мы будем говорить о судьбе обманутых дольщиков. Давайте без предисловий, - потребовал он. – Пока не решим – не разойдемся.

И.о министра строительства Бурятии Николай Рузавин - без предисловий - описал достаточно печальную картину, сложившуюся в Бурятии. По его словам, сейчас в республике 23 застройщика на деньги дольщиков возводят 45 многоквартирных домов. Самих участников долевого строительства насчитывается более 3770. Застройщики только от будущих владельцев квартир получили на строительство почти 5,5 млрд рублей.

- По данным Госстройжилнадзора, с начала года количество проблемных объектов уменьшилось на три, и сейчас семь застройщиков приостановили строительство девяти многоквартирных домов общей площадью почти 55 тысяч квадратных метров. С разной степенью готовности: от 5% - многоквартирный дом по улице Ключевской, до 96% - по дому по улице Сахьяновой, - сообщил Николай Рузавин.

Отметим, что почти 1100 дольщиков из более чем 3770 оказались в аховом положении, когда деньги отдали, а жилья у них нет. По мнению и.о министра строительства Бурятии, для того, чтобы довести до ума весь недострой, нужно больше полумиллиарда рублей.

- Система долевого строительства - это достаточно высокие риски, - считает Николай Рузавин. - За последние 13 лет для их минимизации внесли ряд изменений в федеральное законодательство и приняли нормативно-правовые акты. Последние изменения в 214-й ФЗ определили, что уставный капитал застройщика должен быть увеличен, в зависимости от площади возводимого жилья. Кроме того, необходимо создание компенсационного фонда, куда застройщики будут отчислять средства в размере 1% от сметной стоимости объекта.

Также и. о. главы республиканского минстроя сообщил, что по поручению Главы Бурятии в ведомстве подготовили проект закона о мерах по завершению долевого строительства. В ближайшее время его передадут на рассмотрение в Народном Хурале Бурятии.

- Сразу хочу отметить, что бюджетного финансирования на достройку жилых домов не предусмотрено. Так же, как и в федеральном законе, - констатировал Николай Рузавин.

Теперь в законе появятся такие определения, как «проблемный объект», «проблемный застройщик», а также реестр этих застройщиков и объектов. Для завершения строительства домов определили возможность привлечения инвестиций жилищно-строительными кооперативами, а также представление новым застройщикам государственных гарантий.

Разбить на категории

После доклада и.о министра строительства Бурятии Алексей Цыденов попросил министерства и ведомства разъяснить, сколько дольщиков и для чего купили квартиры.

- Дело в том, что человек выложился, ему жить негде. Например, собственную старую квартиру продал, взял деньги, снял жилье. У кого-то есть жилье, и он покупал квартиру в строящемся доме на будущее - подрастающим детям. У кого-то все нормально, он просто купил три-четыре квартиры, чтобы потом перепродать. Вы можете вот так все разложить? – спросил врио Главы Бурятии.

После недолгих споров присутствующие пришли к выводу, что им понадобится неделя для того, чтобы такой список составить. Почему никто не догадался сделать этого раньше, неясно.

Затем Алексей Цыденов попросил разбить на категории уже проблемных застройщиков и начать с того, где ситуация более или менее ясная. И.о. зампреда правительства по развитию инфраструктуры Николай Зубарев ответил, что по каждому дому будет составляться дорожная карта. А также рассказал, что есть дома, по которым вообще «потерялись» миллионы рублей.

- Каждый дом - это разные решения, - отметил и.о. зампреда. - Есть дома, в которые осталось 20 млн вложить, и дом будет сдан. Есть проблемы, когда 7 млн рублей мы найти не можем. Куда их вложили и куда они ушли? – задался вопросом Николай Зубарев.

По его словам, самое непонятное во всей этой «мутной» истории – зачётные схемы. Николаю Зубареву такие схемы «очень не нравятся».

- Мы с МВД договорились, что каждую зачётную схему мы разложим и разберемся по ней. Ещё одна из проблем - не все дольщики вложили свою долю. Если он вложат все деньги, то некоторые дома можно достроить. Получается так, что дольщики деньги не вложили, но находятся в системе ожидания. Таким образом, достроить эти дома невозможно, - отметил и.о. зампреда правительства.

Алексей Цыденов попросил дать разъяснение по конкретному объекту, где строительство уже завершено. Руководитель Госстройжилнадзора Бурятии Николай Павлюк привел в пример дом по улице Сахьяновой, 9а, застройщиком которого является «Улан-Удэжилстрой».

- Дом 14-этажный, коробка построена. Это самые активные дольщики. Они одни из первых подняли вопрос, создали жилищно-строительный кооператив. Один из дольщиков возглавил ЖСК, один стал директором застройщика, - рассказал Николай Павлюк.

К слову, Роман Абрамский, который является сейчас представителем ЖСК, – один из тех, кто купил квартиру в этом доме. И пострадал от действий небезызвестного в Бурятии Валерия Убодоева.

– Потом мы узнали, что компания находится в предбанкротном состоянии. Тогда мы собрали инициативную группу дольщиков и устроили собрание, на которое застройщик просто не явился. Ещё позже мы выяснили, что Валерий Убодоев, который представлялся директором строительной организации, по документам вообще никакого отношения к «Улан-Удэжилстрою» не имеет. В директорах «ходила» его дочка и какие-то родственники, – вспоминает Роман.

Огорошенные владельцы недостроя начали писать заявление в прокуратуру и даже обращение к президенту страны.

Долгие хождения к застройщику мало что дали. Инициативные дольщики, уяснив, что из республиканского бюджета получить 23 млн рублей – столько не хватает для завершения строительства дома – попросту незаконно, решили создать ЖСК. Сейчас представители власти рассматривают возможность предоставления гарантии ЖСК «Надежда» для того, чтобы они взяли кредит в банке, чтобы достроить дом. Идея оказалась хорошая, вот только чтобы ее осуществить, придется продираться через требования закона и бюрократические препоны.

Из-за того, что застройщик вверг дом в такую правовую и финансовую ситуацию, выбраться из нее будет очень сложно. Чтобы ЖСК получил правительственные гарантии, он должен обеспечить имущественный залог перед правительством. Однако имущества у ЖСК нет. Квартиры в доме в основном принадлежат «Улан-Удэжилстрою». И если кому и можно брать сейчас гарантии, так это ему. Но и здесь не обошлось без казусов. Правительство может дать гарантию этому застройщику, однако денег не увидит никто. Счета «Улан-Удэжилстроя» арестованы.

После долгих споров и предложений присутствующие все же нашли решение проблемы. И собственник земли, и «Улан-Удэжилстрой» должны добровольно передать в собственность недострой ЖСК «Надежда». В этом случае шанс на получение гарантий и кредита у дольщиков есть.

Поликлиника «в пролете»

Обсуждение по еще одному застройщику - «БайкалЖилСтрою» - также заставило присутствующих устроить «мозговой штурм» для устранения проблем. Выяснилось, что семь лет назад застройщику отдали муниципальную землю. Но с условием, что он сделает в доме поликлинику. На совещании выяснилось, что никакую поликлинику сейчас строить не собираются.

Врио Главы Бурятии очень удивился этому, поинтересовавшись, не двухходовка ли это, когда получают землю под строительство социального объекта.

Александр Голков попытался прояснить ситуацию, объяснив, что когда первые этажи построили, то застройщик предложил городу выкупить поликлинику. Однако эти полномочия были только у республики. В итоге никто ничего выкупать не стал. И застройщик просто начал строить еще семь этажей. Но денег на завершение строительства не хватило. Сейчас дом недостроен, готовность – 50%.

Кроме того, с имуществом «БайкалЖилСтроя» нельзя проводить какие-либо регистрационные действия. Такой запрет наложили приставы. Обойти его директор застройщика предложил по грани закона - при помощи добровольной ликвидации компании.

Однако Алексей Цыденов отметил, что накладывать запрет на регистрацию объекта, который оценивается в 300 млн рублей из-за долга в 18 млн по меньшей мере странно. Он отметил, что направит письмо в УФССП по Бурятии с просьбой снять запрет с данного объекта.

В целом, для всех присутствующих совещание прошло плодотворно – по крайней мере, предприняты конкретные шаги, считают сами обманутые дольщики.

Как отметил председатель ЖСК Роман Абрамский, «сам формат встречи очень конструктивный, некий «мозговой штурм», в котором участвовали все ведомства. Мы пришли попросить денег у правительства, ведь очень сложно эти деньги изыскать. Наши идеи немножко поправили - и вот какое-то рабочее решение уже есть, то есть, с какими предложениями идти к дольщикам. Надеемся в этом году въехать в дом».

В том, чтобы все варианты решения проблем оказались эффективными, должны быть заинтересованы и собственник земли, и покупатели квартир, и власти. И самое главное - чтобы эти результаты ощутили на собственном «кармане» дольщики.

Фото: пресс-служба Главы и Правительства Бурятии

Автор: Елена МЕДВЕДЕВА

Читайте также