Общество 23 мар 2017 818

​​«Матери-кукушки» и отцы-преступники: в Бурятии кризис рождает социальных сирот

В 2016 году через Республиканский социально-реабилитационный центр в Улан-Удэ и его филиал в Мухоршибирском районе «прошло» более 300 детей. В основном это дети, у которых есть мама и папа, а также другие родственники. Но по тем или иным причинам эти малыши остались без родительской заботы и внимания. По словам замдиректора учреждения Даримы Чимитовой, в связи с социально-экономической ситуацией в стране количество воспитанников с каждым годом только растёт.

«Как на фронте»

Многих изъяли из «неблагополучных» семей, кого-то забрали прямо с улицы. Некоторые дети попадают сюда из-за трудной жизненной ситуации, сложившейся в их семье.

- Родители, не будем скрывать, пьют, в домах нечего есть. Бывают ситуации, когда ребёнок поступает в наш центр и даже не знает, что такое мясная котлета. Малыши прячут кусочки хлеба под матрац, думают, что на следующий день не будет еды. Мы стараемся делать всё, чтобы ребёнок чувствовал себя как дома и в безопасности, и что постоянно, каждый день у него будет еда, тёплый кров и красивая одежда. Потому что зачастую они не видят этого в родных семьях, - рассказывает Дарима Чимитова.

В первую очередь сотрудники учреждения заинтересованы в том, чтобы дети воспитывались в кровной семье. Если складывается сложная жизненная ситуация, идёт работа над профилактикой неблагополучия. Когда предотвратить изъятие ребёнка не получается – он попадает в социально-реабилитационный центр.

При поступлении педагог-психолог проводит диагностику и выявляет первичное состояние. Как правило, дети находятся в состоянии сильной тревоги. Чтобы от него избавиться, специалист ежедневно проводит с ними групповые и индивидуальные занятия. Параллельно идёт работа с родной семьёй, и в большинстве случаев справиться кризисом удаётся. Родители встают на «путь истинный», но, конечно, так бывает не всегда. За 2016 год было восемь «рецидивов».

- Родители приходят и клятвенно обещают исправиться. Органы опеки дают разрешение, ребёнок уходит домой, но через некоторое время снова попадает к нам. В таком случае органы опеки действуют уже жестче, и такие родители идут на ограничение либо лишение прав, - рассказывает замдиректора центра.

Дарима Чимитова поделилась, что нередко в центре появляются не совсем адекватные родители, желающие вернуть ребёнка самыми радикальными способами.

- К нам, бывает, с ножами приходят. Однажды женщина, мама, вцепилась мне в горло, потому что хотела ребёнка утащить. Она в Республиканском психоневрологическом диспансере на учёте. Нас никто не защищает. У нас есть, конечно, «тревожная кнопка», полиция приезжает. Но мы ничего не можем им сделать. Только уговариваем, чтоб такого не было. Мы тут как на фронте, - рассказывает она.

«Перевалочный пункт» для малыша

Все дети находятся здесь временно, в среднем три-шесть месяцев. Социально-реабилитационный центр выполняет роль «перевалочного пункта», в котором определяется их дальнейшая судьба. Сейчас здесь живёт 45 самых обычных детей, но у всех непростые истории.

Маленькой Инне всего четыре года, в центр она попала потому, что им с молодой мамой-одиночкой негде жить. Юной мамочке недавно исполнилось 19 лет, но она уже беременна вторым ребёнком, от которого, по словам социальных работников, решила отказаться.

У семилетней Жени есть дом и оба родителя, но они ведут асоциальный образ жизни и воспитание девочки их не интересует. С 5 лет она бродяжничает и время от времени попадает в реабилитационный центр.

У девочки Саши мама умерла, а папа осужден на длительный срок. На глазах у своей десятилетней дочери он совершил тяжкое преступление. Год назад, когда мужчину задержали, она попала в учреждение соцзащиты. Отец выйдет на свободу, когда девочка уже отметит совершеннолетие, поэтому для неё уже подобрали кандидата на усыновление.

Ребёнок «на возврат»

Все, кто хочет усыновить или взять под опеку приёмного ребёнка, должны в обязательном порядке пройти обучение в «Школе замещающих родителей» при детском доме «Малышок». Исключение делают только для родственников. Только после этого служба сопровождения приёмных семей предоставляет кандидатам список детей. Если им кто-то понравится, то они берут в органах опеки направление на посещение ребёнка. И с этого начинается работа по программе «Сближение».

Потенциальные замещающие родители получают возможность приходить к детям, знакомиться, общаться. Спустя некоторое время ребёнка могут отпустить куда-то с ними на день. Если всё нормально, то в течение двух месяцев органы опеки готовят все необходимые документы, подают постановление - и всё, ребёнок обретает новый дом. После этого служба сопровождения наблюдает за периодом адаптации, чтобы точно знать, как она проходит.

К сожалению, не обходится без возвратов - в отношении детей звучит просто чудовищно. По словам Даримы Чимитовой, в основном это случается, когда ребёнок прожил несколько лет в приёмной семье.

- За прошлый год было восемь или десять случаев. Ребёнок уже пять-восемь лет проживёт в семье, и начинается подростковый период. Все дети, естественно, в это время подвержены состоянию, когда «гормоны шалят». Приёмные родители почему-то боятся этого, что ребёнок может выйти из-под контроля. И бывает, что именно в этот момент они ребёнка возвращают, - сообщает замдиректора.

Дарима Чимитова отметила, что дети почти всегда чем-то заняты, поэтому побеги из центра случаются редко. Это не только занятия с психологом, выполнение домашнего задания и прочих обязанностей. Они уделяют много времени хобби, постоянно посещают выставки и спектакли.

- Мы стараемся их занимать, день расписан буквально по минутам. Зачастую они даже спрашивают «Можно я просто посижу?», но у них, конечно, есть личное время, - рассказывает Дарима Чимитова.

Мечты о спортзале

Благодаря работе Республиканского социально-реабилитационного центра за прошлый год в кровные семьи вернулись 59 детей, а в приёмные семьи передали 24 ребёнка. По словам и.о. министра минсоцзащиты РБ Татьяны Быковой, существует мнение, в том числе и в СМИ, что детей берут из корыстных побуждений, для получения пособий.

- Меня это очень настораживает. Мы работаем над тем, чтобы исключить это на 100%. Чтобы не было даже мыслей таких, – рассказывает и. о. министра. С 15 по 18 марта в Улан-Удэ проходили Дни министерства социальной защиты республики. Татьяна Быкова первым делом решила посетить именно этот центр, т.к. он является самым крупным в республике.

Здание центра построили в 1996 году. За последние два года здесь провели серьёзный ремонт. Полностью сделали столовую, реконструировали ванно-прачечный комплекс. Если раньше это был обычный подвал, то теперь здесь всё выложено плиткой, обустроена вентиляция и практически стерильные душевые.

В планах у руководства до лета открыть спортивную площадку. Первый этап строительства помог осуществить местный предприниматель, он пожертвовал 120 тысяч рублей и принял непосредственное участие в работах.

- Сейчас ждём, когда наступит тепло, и работа закипит. Поскольку полноценного спортивного зала внутри центра у нас нет, на улице спортивная площадка — это будет очень здорово для детей. И они будут заняты, и это спортивнопатриотическое воспитание, которое мы прививаем, будет в полной мере. Ищем на это внебюджетные источники, спонсоров, - рассказал директор центраАлександр Беняш.

На данный момент у учреждения нет ни одного замечания от надзорных органов. Полученные ещё в 2015 году предписания от Роспотребнадзора центр исполнил в полной мере. По словам Александра Беняша, тем не менее, работа продолжается, т.к. постоянно происходят изменения в законодательстве и приходится подстраиваться под них.

Автор: Екатерина ШИРОКОВА

Читайте также