Экономика 12 мая 2017 1371

​​Алексей Цыденов намерен «построить» рынок для аграриев Бурятии

Фото Анны Огородник

Сельское хозяйство в Бурятии можно сравнить с вол­шебной сказкой. На словах все выглядит красиво, од­нако в реальности многого не существует. За послед­ние годы в развитии отрасли вырисовывались вполне реальные перспективы, но время от времени её то сотря­сали скандалы, то «наказывала» жесточайшая засуха. И. о. главы Бурятии Алексей Цыденов с первых дней пребыва­ния в республике задался вполне резонным вопросом: по­чему в регионе, где сельское хозяйство может развиваться и приносить вполне неплохой доход, сложилась подобная ситуация? Это с учётом немалых государственных субси­дий, которые ежегодно выделяются для поддержки агра­риев. Например, только в 2017 году фермерам выделят 1,2 млрд рублей. Сумма большая. Однако будет ли эффект?- задалась вопросом корреспондент газеты «Бурятия».

«Застрявшие» миллионы

В ходе рабочей поездки по Тарбагатайскому району Алексей Цыденов объяснил, что хочет понять, как лучше использовать финансовые инструменты для повышения эффективности в поддержке аграриев.

- Сельское хозяйство, без­условно, – стратегическая от­расль. Мы много денег даём на сельское хозяйство. И я на­целен на повышение отдачи. Я не за то, чтобы снизить дота­ции на сельское хозяйство, я за то, чтобы их увеличить. Но за то, чтобы они более эффек­тивно использовались, - объ­яснял и.о. главы Бурятии.

В ходе рабочих поездок Алексея Цыденова стало ясно, что пресловутая цепная ре­акция, когда одна проблема тянет за собой другую, для сельского хозяйства Бурятии актуальна как никогда.

Например, всем известный факт, что аграрии пострада­ли от жесточайшей засухи. На полях высохли как зерно­вые, так и кормовые культу­ры. Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении Бурятии средств на устране­ние последствий засухи. Речь идёт о сумме более 300 млн рублей. Но проблема в том, что федеральный центр за­держивает субсидии и ферме­рам не на что закупать корма.

На встрече с аграриями в Тарбагатайском районе Буря­тии республиканские власти заверили, что деньги в пол­ном объёме поступят до кон­ца мая.

- Мы их точно добьём. Я уже все прошёл, чтобы деньги эти получить, - рассказал и.о. главы Бурятии.

Однако компенсация по­следствий засухи - только одна сторона вопроса. От не­хватки кормов пострадали животноводческие хозяйства. Ведь если, например, коро­ву нечем кормить, у ферме­ра есть только один выход – пустить бурёнку под нож. Соответственно, численность поголовья во многих фер­мерских хозяйствах умень­шилась. Плюс закуп кормов в других регионах привёл к увеличению себестоимости мяса. Следовательно, про­дукция местных аграриев по сравнению с сырьём из других стран и регионов для крупных молоко- и мясоперерабатыва­ющих предприятий стала не­конкурентоспособна.

Крестьяне без рынка

Именно рынок сбыта мест­ной продукции, по мнению и.о. главы Бурятии, и явля­ется той основной составля­ющей, без которой сельское хозяйство в республике вряд ли сможет выйти на новый уровень.

- Для сельского хозяйства наиболее важен стабильный рынок сбыта, – пояснял Алек­сей Цыденов. - Думаю, если мы наладим стабильный ры­нок сбыта, если у нас будет стабильный приём мяса, мо­лока, шерсти, шкур, то в этом случае у нас цепочка выстро­ится.

В качестве примера он при­вёл «Молоко Бурятии». На­помним, что и.о. главы Буря­тии обсудил с председателем правления АО «Россельхоз­банк» Дмитрием Патрушевым открытие кредитной линии для АО «Молоко Бурятии». По словам Алексея Цыденова, государство поможет перера­ботчику, но только с услови­ем, что предприятие удвоит приём молока с 6 до 12 млн литров в год, а также повысит цену для своих поставщиков. И фермер будет отдавать мо­локо не за 16, а за 20 рублей за литр.

Скорее всего, эти меры по­зволят выбраться из кризиса крупнейшему молокоперера­батывающему предприятию республики. Однако и это не все проблемы, с которыми сталкиваются те же «молоч­ники», пытающиеся наладить сбыт продукции.

Так, на пер­вой встрече аграриев с и.о. главы Бурятии управляющий компанией «Родная земля» Зоригто Иванов сообщил, что продать собственную продук­цию у себя в районе практиче­ски невозможно. Ведь школы, поликлиники и детские сады требуют ультрапастеризован­ный продукт. Это основное требование при госзакупках.

- Я обошёл три районные больницы и два детских сада с опросом. И у всех одна пробле­ма. Хоринская больница сде­лала тендер от 1000 литров молока. В техзадании главное требование - ультрапастери­зация. А у нас в республике лишь одна компания занима­ется ультрапастеризацией. Но «маленькие» фермеры не имеют такой возможности, - отметил Зоригто Иванов.

Алексей Цыденов согла­сился с тем, что эту проблему нужно решать незамедли­тельно. Ведь в таких случаях молоко закупают в других ре­гионах. А местные фермеры теряют прибыль, бюджет Бу­рятии - налоги.

На встрече с жителями Тарбагатайского района он в очередной раз подтвердил, что намерен решать эту про­блему. Более того, по словам и.о. главы Бурятии, необходи­мо выстроить такую систему, при которой все федеральные деньги, которые выделяют республике, оставались в ре­гионе.

- Нужно выстраивать и отношения по госзакупкам, чтобы школы, больницы по­купали местную продукцию, - объяснил Алексей Цыденов. - Нужно, чтобы все деньги, ко­торые приходят, «крутились» в республике. Мы вроде бы все производим, и в то же вре­мя сами у себя не покупаем. У нас рынок сбыта не налажен.

«Невыгодное» местное мясо

По словам Алексея Цы­денова, почти все крупные переработчики закупают сы­рье вне региона. Это и «Бу­рятмяспром», и «АжурТекс». Например, чтобы обеспечить последнего шерстью, необхо­димо поголовье в 500 тысяч овец. Кроме того, для изготов­ления трикотажа необходима тонкорунная порода овец, ко­торой в Бурятии нет.

Во время посещения агро­холдинга «Николаевский» и.о. главы Бурятии спросил, у кого компания закупает сырьё для производства по­луфабрикатов. Что касается свинины, то на 70% компания обеспечивает себя сама. Не­достающее мясо свинины, а также говядину приобретают за тысячи километров от Бу­рятии – в Санкт-Петербурге. По словам руководства компа­нии, во-первых, у «северных» поставщиков сырье выходит дешевле, чем у местного про­изводителя. Во-вторых, ка­чество мяса выше. Ещё один плюс нынешнего поставщика - это то, что он готов обеспе­чивать сырьём местного про­изводителя полуфабрикатов круглый год. Местные фер­меры этого сделать не могут.

К слову, о тех же проблемах ранее говорили и предста­вители «Бурятмяспрома», и ТД «Надежда». Так, предста­витель ООО «Бурятмяспром» отметила, что у предприятия есть убойные цеха в разных районах республики, однако зачастую они не вырабатыва­ют и половины своей мощно­сти. Местные фермеры просто не могут давать такого коли­чества сырья.

О том же рассказал и ге­неральный директор ТД «На­дежда» Михаил Алажинов. Он отметил, что аграрии обе­спечивают стопроцентную потребность в мясе исключи­тельно в период массового за­боя скота. В остальное время говядину приходится заку­пать в других регионах.

Однако главный вопрос для крупных перерабатыва­ющих компаний - это все же цена.

- Цена наших производите­лей выше, поэтому неконку­рентна. Выше, потому что объ­ем производства небольшой, и себестоимость на один ки­лограмм получается высокой. Нам надо развивать сельское хозяйство, чтобы у нас было больше поголовья и мы могли сами себя обеспечить, - резю­мировал Алексей Цыденов.

Увеличение поголовья - за­дача в теории выполнимая. Как отметил на встрече с жи­телями Тарбагатайского райо­на Бурятии Алексей Цыденов, сейчас для него важно понять, где возникают проблемы, и решать их пока «в ручном ре­жиме, чтобы выстроить систе­му». Это, в свою очередь, даёт аграриям надежду на то, что в дальнейшем хорошо отла­женная система, если и будет давать сбои, то не катастро­фические и связанные лишь с природными катаклизмами.

Автор: Елена МЕДВЕДЕВА

Читайте также