Общество 27 мая 2017 2391

​Пчёлы, перепёлки и швейцарские козы: сити-фермеры из Улан-Удэ производят экологически чистую пищу

Из окна просторного дома фермеров Геннадия и На­тальи Лютаевых открывается почти пасторальный пейзаж: зелёное море леса, горы. Тут же под окнами пасутся сахарно-белые козы, а во дворе – пчелиные ульи. «Почти пасторальный» – потому что «фазенда» Люта­евых расположена не где-нибудь в Баянголе, Ульдурге или в Ганзурино, а в черте города – на Верхней Берёзовке. И пока аналитики предрека­ют, что профессия «сити-фер­мер» появится в России только через несколько лет, местные ферме­ры уже три года продвигают свой перспективный бизнес, сообщает газета «Бурятия».

Их хобби в профессию


Полчаса езды на «микри­ке», и я словно оказываюсь в 2020 году. Машина времени тут ни причём. Просто улан- удэнские фермеры Лютаевы шагают по жизни, обгоняя время. Аналитики предрека­ют, что профессия «сити-фер­мер» появится в России где-то в 2020 году, а местные ферме­ры с Верхней Берёзовки бо­лее трёх лет продвигают свой перспективный бизнес. Про­двигают успешно.

Беседа с Натальей Лютае­вой сначала происходит в са­лоне её авто возле дома. Раз­говариваем под необычный для города аккомпанемент – блея­ние коз и зычный лай алабая.

– «Мать Земля» – это наша торговая марка, общее назва­ние нашего фермерского хо­зяйства, отвечающее нашему жизненному представлению о том, что Земля во все времена была спасительницей, корми­лицей, проматерью для всех людей. Так и мы стараемся жить в гармонии с природой, с уважением к нашей земле и получаем взамен экологиче­ски чистые продукты, – вво­дит меня в курс дела глава крестьянско-фермерского хозяйства, экономист по про­фессии, выпускница Новоси­бирского государственного университета экономики и управления Наталья Лютаева. – А мой муж окончил ВСГУТУ. По специальности он – инже­нер-программист.

Полученные в вузах зна­ния и профессии не меша­ют молодым фермерам из Улан-Удэ развивать своё КФХ. Скорее, наоборот, помогают. Наталья умело ведёт бухгал­терию, составляет отчёты. А Геннадий выставляет свою продукцию через Интернет, создаёт дизайн этикеток.

На мой резонный вопрос, мол, почему перепела, а не куры, свиньи или другая жив­ность появились в их доме, Наталья отвечает, что их се­мейное хобби переросло в не­что большее:

– Сначала мы увлеклись здоровым питанием. Всё на­чалось с пчёл. А потом поти­хоньку начали держать пере­пелов – 20, 40 штук. Люди жаловались, что в городе нет хороших перепелиных яиц.

Если Геннадий Лютаев, у которого есть «корочка» об окончании курсов по пчело­водству при Бурятской сель­хозакадемии, может подолгу рассказывать о пчёлах, то его супруга почти всё знает о пе­репелах:

– Перепелиное яйцо – это такая большая «поливита­минка». В нём содержание аминокислот и витаминов го­раздо больше, чем в курином яйце.

По словам Натальи, их ферма чисто семейная. Они управляются без наёмных ра­ботников. Правда, молодым фермерам ощутимую помощь оказывает мама Геннадия – Галина Дмитриевна, бухгал­тер по профессии. Она «ку­рирует» процесс выводков. Благодаря Галине Дмитри­евне выживаемость птенцов очень высокая. Она следит за тем, чтобы птенцы не упали, чтобы не было недогрева или перегрева.

Помогла господдержка

Когда беседую с Натальей, к машине подходит коза Мил­ка и упирается мне в руку. Год назад в хозяйстве Лютаевых произошло пополнение – по­явились козы Зааненской по­роды (наименование дано в честь небольшого швейцар­ского города Заанен).

– Мы привезли коз из Ир­кутска, – поясняет Наталья. – Это утончённые козы. От них молоко не только жирное, но и вкусное, полностью отсут­ствует запах, присущий дру­гим породам коз.

Наш разговор с Натальей прерывает звонок на её мо­бильник. Оказывается, в одном из дуганов Улан-Удэ пройдёт обряд «Лусад тахиха» - почитания духов воды, и для богослужения необходимо молоко именно белой козы.

Таких звонков на сотовые телефоны молодых ферме­ров ежедневно поступает по несколько десятков: сегодня экологически чистая продук­ция под маркой «Мать земля» востребована. Да и вообще се­мейный бизнес у них отлажен: перепелиное яйцо можно при­обрести во многих торговых точках столицы Бурятии. Од­нако для Лютаевых Москва не сразу строилась.

Маленькими, но уверенными шагами они шли вперёд, набивая шишки и учась на ошибках. К приме­ру, по перепеловодству с ними делиться секретами никто не спешил, вот и приходилось штудировать специальную литературу, добывать по кру­пицам информацию в Интер­нете. Безусловно, помогло их росту и развитию участие в конкурсах и грантовых про­ектах. Так, весной прошлого года Лютаевы получили го­споддержку от Минсельхоза России - грант в сумме 1,5 млн рублей.

– На эти деньги мы долж­ны открыть и запустить пере­пелиную ферму на пять ты­сяч голов в Прибайкальском районе до конца этого года. Мы привезли автоматизиро­ванную линию для перепелов из Санкт-Петербурга, – вклю­чается в разговор Геннадий Лютаев. – Это российская ли­ния, изготовленная по черте­жам и макетам итальянских производителей, соответ­ствующая всем современным требованиям, не уступающая зарубежным аналогам, с ав­томатической системой по­мётоудаления, кормораздачи, поения.

А пока около двух тысяч голов перепелов Лютаевы держат на Верхней Берёзовке. Смотрю на этих требующих тщательного ухода домаш­них птиц издалека. Перепела очень боятся сквозняков, яр­кого света и шума. На улан- удэнской перепелиной ферме птицы трёх пород – эстонская, маньчжурская и белая ан­глийская.

Выхожу из помещения, где содержатся перепела, и слы­шу необычную «мелодию», которую «играют» пчёлы, соз­дающие на верхне-берёзов­ской пасеке чарующий гул.

– Так гудят пчёлы в период предроевого состояния, - объ­ясняет Геннадий.- Это период, который в народе называют пчелиной свадьбой.

Фермерство как образ жизни


Пчёлы питаются нектаром и пыльцой с цветов багуль­ника, подснежника, иван-чая, люцерны, произрастающих на окрестных склонах.

В просторной кухне Люта­евых пробую мёд и сыр из ко­зьего молока. Мёд необыкно­венно ароматный и вкусный: такого нигде раньше не про­бовал. А разве можно с чем- либо сравнить вкус козьего сыра!

Конечно же, такой доста­ток на столе героев нашего рассказа, выражающейся и в изобилии полезных про­дуктов на столе городских фермеров, не падает манной небесной. Семейное благополучие ферме­ров с Верхней Берёзов­ки достаётся упорством и неимоверным трудом, и что это такое, знают только сами Лютаевы. Встают они ни свет, ни заря, трудятся до­поздна, не зная выходных и праздников.

– В нашем деле прибыль, деньги – не главное, - рассуж­дает Геннадий. – То, чем мы занимаемся, по большому счё­ту – это образ жизни. Мы жи­вём этим. Это нам нравится. А у тех, кто работает на земле, всегда будут деньги. По край­ней мере, никто голодным не останется. А если есть неболь­шая прибыль, то это всегда приятно. Я за то, чтобы люди работали на земле. Пусть они по возможности держат своё небольшое хозяйство, огород и питаются здоровой пищей.

Молодой фермер не устаёт повторять, что уже несколько поколений россиян употре­бляют в пищу вредную для здоровья ГМО-продукцию, травятся «химией».

– Мы просто постепенно вымираем, – убеждён наш со­беседник. – В любом случае на генетическом уровне мы уже не такие, какими были наши предки. Не секрет, что рако­вые заболевания людей свя­заны с плохим питанием, а но­вое поколение детей уже не с тем иммунитетом. Мы не про­сто бизнесмены, работающие на земле. Перед нами стоит стратегическая, глобальная задача. Мы, фермеры, должны обеспечить страну экологи­чески чистыми продуктами, здоровой пищей. Для меня, к примеру, важно, чтобы в на­шей республике была здоро­вая еда, полезные продукты. Иногда у нас дело доходит до абсурда: деревенские жители идут в магазин и покупают там пакетированное молоко и фабричное яйцо. Неужели в селе нельзя завести своё под­собное хозяйство?

По его мнению, в России, и в частности, в Бурятии, надо создать больше фермерских хозяйств:

– У нас в стране и респу­блике до сих пор много им­портных продуктов. И их нужно вытеснять местными, нашими. Надо идти по пути бывшего миллиардера Гер­мана Стерлигова, который в нескольких городах открыл магазины, где продают хлеб – без «химии», без использова­ния дрожжей, которыми нас травят.

В разговор вступает Ната­лья:

– Мы покупаем очень вкус­ный и полезный бездрожже­вой хлеб, который выпекает в Ул а н - Удэ один из наших единомышленников. Этот хлеб совсем другой по вкусу.

Затем разговор заходит о проблемах, мешающих раз­витию фермерских хозяйств в Бурятии. Одна из них – пока ещё высокие тарифы на элек­троэнергию для бизнеса. Дру­гая важнейшая проблем, кото­рая имеет непосредственное отношение к перепеловодам, – зерно в Бурятии стоит на­много дороже, чем в соседней Иркутской области.

По словам Геннадия Лю­таева, их семейная ферма и впредь будет целенаправлен­но следовать трём направле­ниям – пчеловодству, пере­пеловодству и производству козьего молока. У них много задумок. Возможно, в буду­щем откроют свой фирмен­ный магазин.

– Если всё сложится, в пол­ную силу заработает новая линия по производству пере­пелиного яйца, то возможно, организуем небольшой ту­ристический маршрут в При­байкальском районе, где де­тишки смогут пообщаться с животными, – делится своими планами на будущее молодой фермер.

А на мой вопрос, что мож­но посоветовать молодым лю­дям, желающим открыть своё фермерское хозяйство, Генна­дий отвечает:

– Люди должны созреть, сами дойти до этого. Сначала им надо попробовать, их ли это дело. Начать, к примеру, с малого количества живно­сти, и если они поймут, что их душа лежит к этому, можно открыть своё фермерское хо­зяйство. Но кесарю – кесаре­во. Вне зависимости от того, чем ты занимаешься, каждый должен осознавать, что он ест, ведь мы – то, что мы едим.

По дороге с городской пе­репелиной фермы на память приходят слова Геннадия Лю­таева, о том, что не так давно он, его супруга и их друзья совершили восхождение на Мунку-Саридак. Это священ­ная гора – ещё одна высота Лютаевых. За ней, уверен, будут новые, и не только за­снеженные пики, но и очеред­ные жизненные высоты, на которые Геннадий и Наталья Лютаевы обязательно подни­мутся. Со стремлением не сво­рачивать с пути. И чистыми помыслами…

Фото pixabay

Автор: Баясхалан ДАБАИН

Читайте также