Общество 28 мая 2017 1597

​Туристы все чаще пытаются поднять со дна Байкала пропавшее золото

Романтическими легендами и увлекательными преданиями овеяны клады – сокровища веков, укрытые в земле. Из поколения в поколение передаются не только устные поверья и сказы, но порою даже и доку­менты, которые могут служить при поиске кладов. Здесь и «золото Колчака», и клад китайских торговцев, навеки спрятанный в пещере. Не раз бай­кальские рыбаки видели, как какие-то заезжие туристы проводи­ли раскопки и что-то искали на Боль­шом Ушкане. Историк, краевед и корреспондент газеты «Бурятия» Евгений Голубев разбирался в мифах, которыми окутано байкальское золото.

Сокровища торговцев из Поднебесной


Энтузиастам-кладоискателям, как правило, известны все потаённые места в старинных домах: под балками, на чер­даках, в отдушинах и уцелевших печах, под полами и за подоконниками, в двой­ных стенках комодов и шкафов, секрете­ров и ломберных столиков. В общем-то, выбор не очень богатый, если не считать того, что клады ещё закапывались в зем­лю, прятались в колодцы, под корни и в дупла деревьев, уносились в пещеры.

Иногда клады сами напоминают о себе. Нет-нет, да преподносят сюрпри­зы земляные работы, связанные со строительством, реставрацией и благо­устройством Улан-Удэ, Кяхты и других старинных населённых пунктов Буря­тии, когда обнаруживаются монетные клады и тайники давних и смутных времён.

Но это клады, так сказать «земно­го нахождения». Немало преданий и легенд бытует о сокровищах, якобы зарытых в пещере, которая находится в скалах возле бухты Саган-Заба, на по­бережье Байкала. Вот уже более 10 ты­сяч лет таинственная и величественная Саган-Заба привлекает к себе внимание учёных, краеведов и авантюристов-кла­доискателей.

Как гласит старинное предание, ки­тайские торговцы, везшие на верблю­дах многочисленные мешки с золотом и серебром, из-за ранней зимы и штормов на Байкале не смогли переправиться через озеро и, боясь нападения на свой караван разбойников, были вынужде­ны зарыть их в пещере.

Ещё одна подобная история, связан­ная с кладами, популярна у любителей водного туризма, путешествующих по акватории Байкала. От местных жите­лей-рыбаков они узнали о том, что в пещере Большого Ушканьего острова двое геологов – участников какой-то се­кретной экспедиции закопали около 20 килограммов золота, намытого ими по­путно во время поисков урановой руды. Это было в суровое время Великой От­ечественной войны, и хозяева тайника не посмели его взять с собой на «боль­шую землю». А потом их след потерялся.

Возможно, все это выдумка, но бай­кальские рыбаки видели не раз и не два, как какие-то заезжие туристы проводи­ли раскопки и что-то искали на Боль­шом Ушкане.

А был ли поезд?


В последнее же время в народе ста­ли много говорить и даже писать в га­зетах о других «байкальских кладах», о «золоте Колчака» и тому подобных историях. В одной из наших газет по­явилась даже информация о том, что члены байкальской экспедиции, зани­мавшиеся исследованиями тайн озера, на одном из батискафов «Мир» совсем не случайно совершали погружения у южного берега Байкала. Молва о том, что они стремились отыскать вагон с золотом, отправленный адмиралом Колчаком на восток и вроде бы упав­ший в Байкал, до сих пор ходит среди жителей Прибайкалья.

Возможно ли, что нечто подобное могло произойти в лихолетье граждан­ской войны? Так это или не так – попро­буем разобраться, опираясь на офици­альные документы и свидетельства краеведов – очевидцев того бурного времени.

Например, ле­топись краеведа Романова содержит важнейшие события Иркутской губернии, Прибай­калья и Забайкалья.

Выберем те записи, которые так или иначе связаны с «золотой лихорад­кой»:

«22 января 1920 года на Ангаре пошёл под лёд грузовик чехов, наполненный сапогами и брюками».

«3 февраля 1920 года ночью и днём по Большой улице нескончаемым потоком клади и припасов, всё везут по Якутскому тракту. Увезли сотни милли­онов американских долларов, всё золо­то и серебро, чтобы наступающим кап­пелевцам ничего не досталось».

«6 февраля 1920 года …С чехами дело осложнилось. Они не дали вывозить зо­лото, а сами будто бы имеют намерение взять его. Сегодня напряжённое состоя­ние - тишь перед бурей».

« 9 апреля 1920 года. На Ангаре против Московских ворот провалился под лёд грузовик с 4 солдатами… В Москву от­правлено 19000 пудов золота на сумму 409 626 103 рубля, золотых слитков на 13 005 359 рублей».

«14 апреля 1920 года. Из Государствен­ного банка увозили слитки серебра в ящиках, должно быть, для отправки в Москву».

Как видно, в «Летописи» нет ни одного упоминания о «золотом вагоне», упавшем в Байкал. Впрочем, о подобном случае, но произошедшем 14 сентября 1900 года, Романов пишет: «Во время манёвров на станции Байкал слетели в воду и ушли на глубину 17 саженей четыре вагона с военными грузами».

Наверное, так и лежат на байкальском дне трёх­линейки и пулемёты «Максим», предна­значавшиеся для русских солдат, слу­живших на Дальнем Востоке.

Оружие на дне Байкала


Другая история, связанная с бай­кальскими драмами, случилась в конце августа 1918 года, когда ледокол-паром «Байкал» во время гражданской войны, вооружённый пушками, курсировал вдоль побережья озера, охраняя желез­ную дорогу и обстреливая белых. Пере­йдя в наступление, белые обрушили на ледокол огонь своей артиллерии. Ледо­кол загорелся и затонул на мелководье, возле станции Мысовая.

Долгие годы, вплоть до начала Ве­ликой Отечественной войны, останки 100-метрового гиганта, имевшего три палубы и принимавшего до 30 вагонов, возвышались над водой. escortdirectory.top В дни Сталин­градской битвы, когда была острая нуж­да в металле, верхнюю часть ледокола срезали автогеном и отправили на пе­реплавку. А остов и донная часть «Бай­кала» до сих пор покоятся на дне озера.

А может-быть, акванавтов «Миров» интересовал не только «золотой ва­гон» Колчака, а, скорее всего, «серебря­ный обоз», направлявшийся на Кяхтин­скую ярмарку зимой 1867 года.

Из документов явствует, что в канун Нового года (по старому стилю) 1867 года в селение Култук поздним вечером из Иркутска прибыла «тяжёлая почта» на семи парах лошадей. Кроме ямщиков, её сопровождали два вооруженных ох­ранника. Каждая тройка везла несколь­ко больших кожаных мешков цилиндри­ческой формы, в которых находились рублёвые серебряные монеты, предна­значавшиеся кяхтинским купцам. В каж­дом мешке хранилось по тысяче рублей.

Несмотря на непогоду, ночную тьму и вопреки уговорам местных жителей, чиновник Злотницкий, отвечавший за «серебряный обоз», приказал ямщикам отправляться в дорогу. Причина была проста: в Кяхте открывалась зимняя яр­марка, на которую сьезжались не толь­ко российские купцы, но и китайские и монгольские торговцы, охочие до сере­бра. И кяхтинское купечество обещало ему большую премию за досрочную до­ставку из столичного Монетного дво­ра этого ценного груза. Вот и старался Злотницкий успеть до начала ярмарки.

Начало зимы в тот год выдалось тёплым, и Байкал встал очень поздно. Поэтому неокрепший тонкий лёд не вы­держал: едва первая тройка выехала на ледовую дорогу, как в мгновенье ока провалилась. Погибли ямщик и его сын, которого он взял с собой. Утонули и ло­шади. К счастью, остальной обоз ещё не успел отъехать от берега.

В течение нескольких дней пред­принимались попытки достать мешки с серебром, но, очевидно, глубина была слишком велика, и старания ямщиков не увенчались успехом. Так и лежат «серебрушки» по сей день на байкальском дне.

Настоящие легенды ходят и о гроз­ной, разрушительной силе байкальских ветров. Из поколения в поколение пере­даются страшные истории о том, как неожиданно поднимавшиеся вихри уносили утлые рыбачьи суденышки в открытое море или же выбрасывали на берег и разбивали о скалы.

Как свидетельствуют летописи и хроники Верхнеудинска и Иркутска, ненасытный Байкал лишь за два последних столетия поглотил не одну сотню лодок, дощани­ков, шлюпок, шхун, барж, пароходов, ка­теров, а также повозок, кибиток, саней с купеческими, военными и многими другими грузами. А если к этому драма­тическому списку добавить катастрофы, случившиеся на Байкале за последние годы (сколько лодок утонуло, сколько машин ушло под лёд!), то цифра полу­чится весьма внушительной. Правда, такой статистики никто не вёл. И, навер­ное, стоило бы направить свои усилия и энтузиазм искателям кладов на поиск и подъём затонувших кораблей и судов.

Автор: Евгений ГОЛУБЕВ

Читайте также