Романтическими легендами и увлекательными преданиями овеяны клады – сокровища веков, укрытые в земле. Из поколения в поколение передаются не только устные поверья и сказы, но порою даже и документы, которые могут служить при поиске кладов. Здесь и «золото Колчака», и клад китайских торговцев, навеки спрятанный в пещере. Не раз байкальские рыбаки видели, как какие-то заезжие туристы проводили раскопки и что-то искали на Большом Ушкане. Историк, краевед и корреспондент газеты «Бурятия» Евгений Голубев разбирался в мифах, которыми окутано байкальское золото.
Сокровища торговцев из Поднебесной
Энтузиастам-кладоискателям, как правило, известны все потаённые места в старинных домах: под балками, на чердаках, в отдушинах и уцелевших печах, под полами и за подоконниками, в двойных стенках комодов и шкафов, секретеров и ломберных столиков. В общем-то, выбор не очень богатый, если не считать того, что клады ещё закапывались в землю, прятались в колодцы, под корни и в дупла деревьев, уносились в пещеры.
Иногда клады сами напоминают о себе. Нет-нет, да преподносят сюрпризы земляные работы, связанные со строительством, реставрацией и благоустройством Улан-Удэ, Кяхты и других старинных населённых пунктов Бурятии, когда обнаруживаются монетные клады и тайники давних и смутных времён.
Но это клады, так сказать «земного нахождения». Немало преданий и легенд бытует о сокровищах, якобы зарытых в пещере, которая находится в скалах возле бухты Саган-Заба, на побережье Байкала. Вот уже более 10 тысяч лет таинственная и величественная Саган-Заба привлекает к себе внимание учёных, краеведов и авантюристов-кладоискателей.
Как гласит старинное предание, китайские торговцы, везшие на верблюдах многочисленные мешки с золотом и серебром, из-за ранней зимы и штормов на Байкале не смогли переправиться через озеро и, боясь нападения на свой караван разбойников, были вынуждены зарыть их в пещере.
Ещё одна подобная история, связанная с кладами, популярна у любителей водного туризма, путешествующих по акватории Байкала. От местных жителей-рыбаков они узнали о том, что в пещере Большого Ушканьего острова двое геологов – участников какой-то секретной экспедиции закопали около 20 килограммов золота, намытого ими попутно во время поисков урановой руды. Это было в суровое время Великой Отечественной войны, и хозяева тайника не посмели его взять с собой на «большую землю». А потом их след потерялся.
Возможно, все это выдумка, но байкальские рыбаки видели не раз и не два, как какие-то заезжие туристы проводили раскопки и что-то искали на Большом Ушкане.
А был ли поезд?
В последнее же время в народе стали много говорить и даже писать в газетах о других «байкальских кладах», о «золоте Колчака» и тому подобных историях. В одной из наших газет появилась даже информация о том, что члены байкальской экспедиции, занимавшиеся исследованиями тайн озера, на одном из батискафов «Мир» совсем не случайно совершали погружения у южного берега Байкала. Молва о том, что они стремились отыскать вагон с золотом, отправленный адмиралом Колчаком на восток и вроде бы упавший в Байкал, до сих пор ходит среди жителей Прибайкалья.
Возможно ли, что нечто подобное могло произойти в лихолетье гражданской войны? Так это или не так – попробуем разобраться, опираясь на официальные документы и свидетельства краеведов – очевидцев того бурного времени.
Например, летопись краеведа Романова содержит важнейшие события Иркутской губернии, Прибайкалья и Забайкалья.
Выберем те записи, которые так или иначе связаны с «золотой лихорадкой»:
«22 января 1920 года на Ангаре пошёл под лёд грузовик чехов, наполненный сапогами и брюками».
«3 февраля 1920 года ночью и днём по Большой улице нескончаемым потоком клади и припасов, всё везут по Якутскому тракту. Увезли сотни миллионов американских долларов, всё золото и серебро, чтобы наступающим каппелевцам ничего не досталось».
«6 февраля 1920 года …С чехами дело осложнилось. Они не дали вывозить золото, а сами будто бы имеют намерение взять его. Сегодня напряжённое состояние - тишь перед бурей».
« 9 апреля 1920 года. На Ангаре против Московских ворот провалился под лёд грузовик с 4 солдатами… В Москву отправлено 19000 пудов золота на сумму 409 626 103 рубля, золотых слитков на 13 005 359 рублей».
«14 апреля 1920 года. Из Государственного банка увозили слитки серебра в ящиках, должно быть, для отправки в Москву».
Как видно, в «Летописи» нет ни одного упоминания о «золотом вагоне», упавшем в Байкал. Впрочем, о подобном случае, но произошедшем 14 сентября 1900 года, Романов пишет: «Во время манёвров на станции Байкал слетели в воду и ушли на глубину 17 саженей четыре вагона с военными грузами».
Наверное, так и лежат на байкальском дне трёхлинейки и пулемёты «Максим», предназначавшиеся для русских солдат, служивших на Дальнем Востоке.
Оружие на дне Байкала
Другая история, связанная с байкальскими драмами, случилась в конце августа 1918 года, когда ледокол-паром «Байкал» во время гражданской войны, вооружённый пушками, курсировал вдоль побережья озера, охраняя железную дорогу и обстреливая белых. Перейдя в наступление, белые обрушили на ледокол огонь своей артиллерии. Ледокол загорелся и затонул на мелководье, возле станции Мысовая.
Долгие годы, вплоть до начала Великой Отечественной войны, останки 100-метрового гиганта, имевшего три палубы и принимавшего до 30 вагонов, возвышались над водой. escortdirectory.top В дни Сталинградской битвы, когда была острая нужда в металле, верхнюю часть ледокола срезали автогеном и отправили на переплавку. А остов и донная часть «Байкала» до сих пор покоятся на дне озера.
А может-быть, акванавтов «Миров» интересовал не только «золотой вагон» Колчака, а, скорее всего, «серебряный обоз», направлявшийся на Кяхтинскую ярмарку зимой 1867 года.
Из документов явствует, что в канун Нового года (по старому стилю) 1867 года в селение Култук поздним вечером из Иркутска прибыла «тяжёлая почта» на семи парах лошадей. Кроме ямщиков, её сопровождали два вооруженных охранника. Каждая тройка везла несколько больших кожаных мешков цилиндрической формы, в которых находились рублёвые серебряные монеты, предназначавшиеся кяхтинским купцам. В каждом мешке хранилось по тысяче рублей.
Несмотря на непогоду, ночную тьму и вопреки уговорам местных жителей, чиновник Злотницкий, отвечавший за «серебряный обоз», приказал ямщикам отправляться в дорогу. Причина была проста: в Кяхте открывалась зимняя ярмарка, на которую сьезжались не только российские купцы, но и китайские и монгольские торговцы, охочие до серебра. И кяхтинское купечество обещало ему большую премию за досрочную доставку из столичного Монетного двора этого ценного груза. Вот и старался Злотницкий успеть до начала ярмарки.
Начало зимы в тот год выдалось тёплым, и Байкал встал очень поздно. Поэтому неокрепший тонкий лёд не выдержал: едва первая тройка выехала на ледовую дорогу, как в мгновенье ока провалилась. Погибли ямщик и его сын, которого он взял с собой. Утонули и лошади. К счастью, остальной обоз ещё не успел отъехать от берега.
В течение нескольких дней предпринимались попытки достать мешки с серебром, но, очевидно, глубина была слишком велика, и старания ямщиков не увенчались успехом. Так и лежат «серебрушки» по сей день на байкальском дне.
Настоящие легенды ходят и о грозной, разрушительной силе байкальских ветров. Из поколения в поколение передаются страшные истории о том, как неожиданно поднимавшиеся вихри уносили утлые рыбачьи суденышки в открытое море или же выбрасывали на берег и разбивали о скалы.
Как свидетельствуют летописи и хроники Верхнеудинска и Иркутска, ненасытный Байкал лишь за два последних столетия поглотил не одну сотню лодок, дощаников, шлюпок, шхун, барж, пароходов, катеров, а также повозок, кибиток, саней с купеческими, военными и многими другими грузами. А если к этому драматическому списку добавить катастрофы, случившиеся на Байкале за последние годы (сколько лодок утонуло, сколько машин ушло под лёд!), то цифра получится весьма внушительной. Правда, такой статистики никто не вёл. И, наверное, стоило бы направить свои усилия и энтузиазм искателям кладов на поиск и подъём затонувших кораблей и судов.