Общество 26 июл 2017 1546

​Юрий Сафьянов: Обязательства по сохранению Байкала взяла на себя Россия

Год особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и Год экологии в Бурятии отмечается 30 крупными мероприятиями различных уровней. Общий объём финансирования составит порядка 500 млн. рублей. Первоочередное внимание будет уделено экосистеме озера Байкал. В частности, до конца 2017 года в республике планируется создать Институт регионального оператора, который внедрит в Бурятии новую систему управления отходами. Будет запущена масштабная кампания по ликвидации свалок, строительству новых полигонов ТБО. Со стороны крупного бизнеса Бурятии инвестиции в природоохранную деятельность составят в этом году 600 млн. руб. Также запланировано экологическое просвещение граждан. Среди ближайших мероприятий – Международный форум «Байкал как участок всемирного природного наследия: 20 лет спустя», который пройдёт 26 - 30 июля. Подробнее на эти и другие темы читайте в газете «Бурятия» интервью с исполняющим обязанности министра природных ресурсов Бурятии Юрием Сафьяновым.

Бурятия-основа заповедной системы

- Юрий Павлович, из запланированных мероприятий что бы отметили, как наиболее значимое?

- На мой взгляд, Год особо охраняемых природных территории и Год экологии – это в целом, хороший и значимый повод привлечь внимание населения республики, российской и международной общественности к вопросам устойчивого развития Бурятии, как части Байкальской территории. Под устойчивым развитием мы понимаем равновесие между тремя тесно взаимосвязанными элементами системы: экономической, социальной сферой и окружающей средой.

Бурятия уникальна. И это не просто красивые слова. Вся система природоохранных территорий получила начало своего развития именно в Бурятии. Именно здесь 100 лет назад был сформирован первый государственный природный заповедник «Баргузинский».

В рамках празднования 100-летия заповедной системы России считаю значимым проведение Международного Байкальского форума «Природные резерваты - гарант будущего». Для нас это значимый повод, большая честь, но и большая ответственность.

- Тогда сразу об ответственности. На кого законодательно возлагается ответственность по уборке мусора на берегах Байкала?

Здесь как раз ответственность каждый раз перекладывается. Прежде всего, это коллизия федерального законодательства (№ 458-ФЗ «Об отходах производства и потребления», прим.ред.), в котором сказано, что полномочия по организации сбора отходов отнесены к субъекту РФ, а за муниципальными образованиями осталось слово «участие». Слово «участие» каждый понимают по-своему. Муниципальное образование считает и искренне себя в этом убедило, что это – обязанность субъекта, а субъект считает, что у него нет механизма и нет инструментов решать эту проблему. Поэтому сейчас внедряется новая система управления отходами и вводится Институт регионального оператора. Вместе с тем, мы понимаем, что проблему решать надо комплексно. Как говорят, чисто не там, где убирают, а там - где не мусорят. Поэтому вопросы экологического просвещения и воспитания населения и особенно подрастающего поколения, являются ключевыми всегда, не только в Год экологии.

Со своей стороны, мы стараемся плотно работать с муниципальными образованиями. В течение года будет проведено порядка 400 мероприятий в районах республики – это и уборка несанкционированных свалок, установка контейнерных площадок для сбора мусора и т.д. В этом году Правительством Бурятии выделило дополнительно 3,6 млн. рублей на уборку побережья Байкала. Это основные четыре прибрежных района – Кабанский, Прибайкальский, Баргузинский,Северобайкальский и город Северобайкальск, а также Селенгинский район.

Тарифы и мусор

- Институт регионального оператора - что это такое и как он будет решать мусорную проблему?

Это ответственное лицо, отдельная коммерческая структура, которая будет выбираться на конкурсной основе и затем координировать весь процесс по обращению с твердыми коммунальными отходами на вверенной ему территории – от сбора и транспортировки мусора до устранения свалок. Мы давно уже к этому идём, у нас вышло порядка 15 нормативно-правовых документов, которые регулируют отношения в этой сфере и принципиально меняют механизм обращения с ТБО. Совместно с коллегами из Санкт-Петербурга, подготовлена схема управления, прописана логистика, дорожная карта и теперь мы уже понимаем, сколько надо построить полигонов твёрдых коммунальных отходов, мусороперегрузочных станций и т.д. Самое главное, теперь мы понимаем, что и как надо делать, чтобы экономика регионального оператора заработала.

- А в чем принципиальное отличие старого механизма от нового?

- Во-первых, будет одно ответственное лицо, с которого будет спрашиваться. Во-вторых, упорядочивается взаимоотношения между всему участниками цепочки по работе с отходами, появляются чёткие правила игры. В-третьих, введение трёхсторонних договоров между отходообразователями, перевозчиками и объектами обработки и размещения, исключат возможность сброса отходов на незаконные свалки, поскольку деньги за свою услугу перевозчики получат не сразу, как это происходит сейчас, а только после того, как доставят отходы на конечный объект размещения. Тем самым мы ещё можем просчитывать полную загрузку современных мусороперерабатывающих комплексов, которые собираемся вводить. То есть появление региональных операторов позволят систематизировать как потоки движения отходов, так и финансовые потоки в данной сфере. Мы планировали в РБ до конца текущего года уже ввести Институт регионального оператора.

- Тарифы как-то изменятся для населения с введением нового оператора?

- К решению проблем мы как раз пытаемся идти, как говорят, «от рубля». Мы не хотим, чтобы тариф на сбор и утилизацию мусора в республике вырос в 4 или 5 раз, как это происходит сейчас в других субъектах РФ. Поэтому мы ввели экономически целесообразные сегменты, чтобы нагрузка на операторов была равномерной. К примеру, взять Улан-Удэ, где есть вся инфраструктура чтобы заниматься мусором, или взять отдалённые районы Бурятии, где есть большие инфраструктурные проблемы. И вот чтобы нивелировать тарифную политику, мы Бурятию разделили на 4 зоны не с точки зрения географии, а с точки зрения экономики, и предполагаем, что при таком подходе рост тарифов населения составит около 30%. Конечная цифра за операторами, которые будут определяться через конкурс. И выиграет как раз та компания, которая предложит наиболее оптимальный вариант решения проблемы, и главное, наиболее оптимальную тарифную политику.

- Что будут из себя представлять сами мусороперерабатывающие комплексы?

- Для примера, возьмём Улан-Удэ. Ежегодный объём отходов – 140 тыс. тонн в год. Скоро их негде будет складировать. Ни для кого не секрет, что полигон твердых коммунальных отходов переполнен, есть проблемы с землей. Сегодня законодательство вообще запрещает строить полигоны в границах населённых пунктов. Если даже найдем землю – утрирую, то придется вывозить мусор за 40-50 км от города, что вызовет рост тарифов. Поэтому я убеждён, что наиболее оптимальный способ переработки в Улан-Удэ - это сжигание.

Мы давно ведем работу с японскими коллегами, вышли на межправительственный уровень, подписали соглашение с инвестиционной компанией НЭДО по строительству завода по термическому обезвреживанию отходов. Это эколого-безопасная технология завтрашнего дня. При высоких температурах сжигаются не только твердые коммунальные отходы, но и вредные газы которые выделяются. Я сторонник таких решений.

Что касается небольших населенных пунктов, то будем организовывать площадки накопления отходов, мусор будем сортировать, вывозить, искать приемлемые решения. Но это будет сделано после того, как будет определен победитель конкурса на регионального оператора, который кстати и представит инвестиционную программу определённой зоны, с определёнными предложениями.

Стоки и границы

- Сброс сточных вод – ещё одна глобальная проблема для экосистемы оз. Байкал. Как она решается?

- Благодаря ФЦП «Охрана озера Байкал» мы потихонечку порядок наведем. Главный загрязнитель – это наши правобережные очистные сооружения г. Улан-Удэ. Идут проектные работы, на следующий год, надеюсь, приступим к реконструкции очистных сооружений.

В план этого года вошли такие мероприятия как ликвидация последствий отрицательного воздействия добычи угля на окружающую среду Хольбоджинского угольного разреза, мероприятия по ликвидации подпочвенного скопления продуктов, загрязняющих воды реки Селенги в районе п. Стеклозавод. Мы наконец начинаем работать на так называемых «горячих точках», а именно я говорю о реконструкции правобережных очистных сооружений г. Улан-Удэ. Вы знаете, что это одна из наших самых больных тем, связанная с недостаточно очищенными сточными водами, которые сбрасываются в Селенгу. Вторая «горячая точка» – это работа над очистными сооружениями г.Северобайкальск. В этом году будут выполняться проектные работы по реконструкции этих сооружений. Далее, Правительством республики в этом году планируется завершение строительства очистных сооружений в г.Кяхта – это тоже очень серьезный вопрос, поскольку сегодня река Кяхтинка является самым грязным водным объектом на водосборной площади озера Байкал.

- Известно, что на данный момент готовятся предложения, которые касаются регламентирования хозяйственной деятельности в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ). Ваш комментарий.

Научно обоснованное изменение ширины и границ водоохранной зоны озера Байкал, это шаг к решению одного из самых важных вопросов, который обсуждается последние два года. Население прибрежных районов, с утверждением в 2015 году водоохранной зоны озера Байкал шириной до 80 км столкнулось с рядом ограничений.

В водоохранной зоне запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, движение и стоянка транспортных средств по дорогам не имеющих твердое покрытие, размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств, разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых. Это очень серьезные ограничения, не подкрепленные финансовыми средствами для их реализации.

- В чём суть предложений?

Предлагаемые изменения позволят установить границы водоохранной зоны озера Байкал с учетом научно-обоснованного подхода к определению ширины водоохранной зоны озера Байкал, предложенного Институтом географии им. В.Б. Сочавы Сибирского отделения Российской академии наук, который предусматривает определение ширины водоохранной зоны с использованием ландшафтно-гидрологического метода и технологии ландшафтного планирования территории с исключением, касающимся установления ширины водоохранной зоны в черте прибрежных населенных пунктов равной ширине рыбоохранной зоны озера Байкал - 500 метров.

По мнению Института критерии позволяют, с одной стороны, включить в водоохранную зону территории, с которых все стоки дренируются непосредственно озером Байкал, что имеет важное значение для сохранения уникального природного объекта, с другой стороны, с целью возможного осуществления хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории минимизировать площадь территории.

Этим самым предполагается устранить излишние ограничения и снять социальное напряжение.

Поддерживаете ли вы общественное обсуждение этих предложений?

Общественные обсуждения — это хороший инструмент для принятия сбалансированных решений. Есть поручение Президента Владимира Путина, до 1 марта 2018 года завершить корректировку границ водоохранной зоны озера Байкал, в целях обеспечения жизнедеятельности населения в границах ЦЭЗ БПТ и развития туризма.

- Схожие проблемы, как известно, у жителей Тункинского района, границы которого практически совпадают с границами национального парка. Ваш комментарий.

- Это тоже один из серьёзных вопросов. Тункинский национальный парк – это особо охраняемая природная территория федерального значения. Люди не могут с некоторых пор регистрировать там право собственности на землю. Вот мы живём там 100 лет, и вдруг что-то меняется в законодательстве и нам говорят – теперь вы регистрировать право собственности не можете. Вопрос – почему? Почему через улицу стоят дома зарегистрированы, а мы дом построили, а зарегистрировать его не можем. А нам говорят – изменилось законодательство. Но люди же не виноваты, что законодательство каждый год меняется. И вот в такой ситуации мы пытаемся найти решение проблемы.

Какие решение могут быть? Есть предложение по изменению самой границы Тункинского нацпарка. То есть убрать из его границ населенные пункты, а добавить соседние территории Окинского и Закаменского районов. Таким образом мы сохраняем площадь нацпарка, которую нельзя менять, но при этом выводим из неё населенные пункты. Хорошее решение, но имеет свои последствия. Если взять за основу текущее законодательство, то люди смогут оформлять право собственности на землю, но не смогут, во-первых, бесплатно посещать нацпарк. То есть столкнёмся с ситуацией, когда вы живёте в населенном пункте, через дорогу у вас стоит лес, но в него вы можете зайти только за 200 рублей в день. Смешно. Во-вторых, нацпарк сегодня предоставляет услуги по отводу лесных участков населению для заготовки дров. Т.е. сегодня все население грубо говоря покупает дрова у нацпарка. Если мы выводим населенные пункты за границы нацпарка, то у него не будет оснований предоставлять лесные участки для заготовки дров. Где мы их будем брать? Возможно в Окинском районе или в Иркутской области, тоже вопрос. Есть конечно и другие пути решения данного вопроса, мы их сейчас изучаем. Правительство Республики Бурятия дало поручение, и мы совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами устраиваем мозговые штурмы, думаем какой выход найти.

- Будет ли предусмотрена социальная поддержка людей после того, как будет введён запрет омуля?

- Поголовье омуля у нас сократилось на 40% - это тревожные цифры, серьезная проблема. Мы стоим перед выбором – либо потерять эндемика, либо предпринять шаги для его сохранения. Изначально мы выступали с такой позиции, что запретительные меры не самые лучшее. У нас есть рыборазводные заводы, которые должны работать. Мало того, на реконструкцию этих заводов есть деньги всё в той же ФЦП «Охрана озера Байкал», но в силу разных причин за 5 лет действия этой программы ничего не сделано. Поэтому мы говорим – давайте сначала заниматься разведением и популяцией, правильно и корректно. Нужно чтобы заводы работали.

- Почему рыборазводные заводы не работают?

- С самого начала, на мой взгляд, система была не очень правильно выстроена. Раньше эти заводы принадлежали АО, по сути коммерческой структуре, структура эта находилась в предбанкротном состоянии, выделять на нее федеральные деньги было рискованно. Мало того, компания не могла даже сделать проектную документацию, т.к. не было на это средств. И мы 3 года Росрыболовству (Федеральное агентство по рыболовству, прим.ред.) говорили, что заберите их себе, пусть это будут государственные заводы, и тогда государство смело сможет выделять деньги на их реконструкцию. Два года нас слушали, на третий сделали. Сейчас они в госсобственности, приступили к разработке проектной документации, надеюсь, что через год-два этим заводам станет полегче.

Что касается запретительных мер – в текущем году их нет. Но 90% говорит о том, что с 2018 года у нас будет полный запрет на промышленный лов омуля, но при этом не будет запрета на любительский лов, и также оставят возможность лова омуля для коренных малочисленных народов. В принципе наверно неплохое решении. Но повторюсь – одними запретительными мерами тут не обойтись. Здесь нужен комплекс решений.

Бизнес и государство

-Насколько бизнес сегодня готов вкладывать инвестиции в природоохранную деятельность?

- Отношение к экологии в последнее время со стороны бизнеса меняется. Бизнес стал занимать более активную позицию. В этом году мы стимулируем предприятия переходить на новые технологии, которые позволят снизить негативное воздействие на окружающую среду. Это сложный процесс, затратный на начальной стадии. Тем не менее бизнес идёт нам навстречу, и мы уже подписали соглашения с шестью крупными компаниями на сумму 600 млн. рублей. Эти инвестиции пойдут на внедрение лучших технологий, которые они внедрят у себя на предприятиях и тем самым снизят негативное воздействие от своей деятельности на окружающую среду.

Надо отметить, что бизнес в этом году очень активно поддержал акцию «Дети и экология», которую мы приурочили к Дню защиты детей и провели на площади Советов. Первый раз в ней приняли участие наши недропользователи и лесозаготовители, вместе с ними мы награждали наши лучшие детские учреждения и школы экологического просвещения. Они приготовили и вручили детям ценные и нужные подарки – компьютеры, плазменные панели, оргтехнику и т.д. Поэтому мы бизнесу очень благодарны за их открытость, поддержку и новые проекты, направленные на защиту природы.

И в целом, хотелось бы привлечь бизнес в «зелёную» экономику. На мой взгляд в Бурятии достаточно ниш, которые могли бы приносить доход и при этом способствовать сохранению и развития биоразнообразия Байкальского региона.

- Какое из намеченных мероприятий в рамках Года особо охраняемых природных территории и Года экологии пройдет в ближайшее время?

- Международный форум «Байкал как участок всемирного природного наследия: 20 лет спустя» приуроченный к 20-летию со дня признания озера Байкал Участком всемирного природного наследия, который будет проходить 26 - 30 июля с участием представителей Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, глав субъектов Российской Федерации, иностранных делегаций.Инициатором мероприятия выступил Байкальский институт природопользования СО РАН. Инициатива была поддержана Правительством Бурятии и сегодня мы совместно готовимся к приёму высоких гостей, в том числе из Монголии и Китая.

Акцент на форуме будет сделан на восточный вектор развития, интеграцию и сотрудничество со странами азиатско-тихоокеанского региона, включая вопросы развития Великого Шелкового и Чайного пути, экономические коридоры, бассейновые, трансграничные и интеграционные механизмы и т.д. И конечно будем обсуждать новые совместные проекты с нашими восточными партнёрами в сфере науки, бизнеса в целях достижения устойчивого развития Байкальского региона. Считаю, что это будет одним из самых значимых событий этого года с точки зрения привлечения внимания к решению вопросов сохранения уникальной экологической системы озера Байкал и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Байкальской природной территории на федеральном и международном уровне.

- Как продвигается приоритетный проект «Байкал великое озеро великой страны», разработанный Аналитическим центром при Правительстве РФ на основе местных инициатив и предложений?

Этой теме, кстати, планируется уделить особое внимание в рамках международного форума. На сегодня ситуация принципиально не изменилась – на рассмотрение Правительства РФ по сути выдано два варианта. Первый вариант первозданный, который у нас назывался «Байкал великое озеро великой страны», объемы финансировании более 500 миллиардов рублей на три субъекта (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край, прим.ред.), второй вариант – с названием «Уникальный Байкал» и объемом финансирования чуть меньше 100 миллиардов рублей, ограничен экологическими мероприятиями.

Какое будет принято решение – мы не знаем, но мы за наш первый вариант приоритетного проекта боремся. Вы знаете, что в Госдуме создали межфракционную депутатскую группу «Байкал». И в начале июля в Иркутске мы проводили большое совещание, где три субъекта выступили консолидировано, чтобы все наши пожелания были сохранены. Не потому что мы так хотим, а потому что помимо экологии мы думаем о людях, мы говорим о социально-экономическом развитии субъектов. Работа продолжается, сейчас готовимся к приезду В.В. Путина, этот вопрос будем выносить на обсуждение.

- В целом, на ваш взгляд, насколько сегодня критична экологическая ситуация на Байкале?

- Ситуация непростая. В первую очередь она связана с тем, что на нас лежит ответственность по сохранению озера Байкал. К сожалению, нам немного не везет. Есть факторы на которые мы можем повлиять, а есть факторы, на которые мы влиять не можем. Например, маловодный период. На территории республики он уже длится 22 года. Это говорит о том, что ежегодно Байкал не дополучает 30-40% нужного живительного притока. 05 июля 2017 года уровень реки Селенга, основного притока Байкала, составил минус 94 см от нормы. Наблюдения за Селенгой проводятся с 1939 года, такая отметка достигнута впервые. На сегодня уровень воды в Селенге составляет минус 71 см, однако по прогнозам Бурятского ЦГМС спад уровня воды опять продолжается. Самый низкий уровень на Селенге был зафиксирован на Селенге в 2000 году – минус 59 см. И вот мы бьем какие-то антирекорды каждый год.

Мало того, прогноз синоптиков говорит о том, что в 3 квартале текущего года выпадение осадков будет около 60% от нормы, то есть ситуация не улучшается, а усугубляется. А это понижение уровня воды в Байкале, это потепление воды Байкала, и это определенные изменения всей экосистемы Байкала.

- Есть мнение, что к решению проблем Байкала надо активнее привлекать международное сообщество, учитывая статус озера, как Участка всемирного природного наследия.

- Как мы говорили, предстоящий международный форум на это и направлен. На сегодня все обязательства по сохранению объекта взяла на себя Россия. Нормативно-правовое регулирование выполняет специальный Федеральный закон «Об охране озера Байкал». Миллиарды рублей на сохранение озера идут в рамках реализации этой программы. Но я нашим иностранным партнерам благодарен за то, что мы совместно регулируем вопросы международного сотрудничества. Например, строительство ГЭС на притоках Селенги на территории Монголии. Я благодарен Всемирному Банку, у которого правильная позиция. Мы весной этого года провели общественные слушания, узнали мнение экспертов и населения Бурятии, Иркутской области. По результатам слушаний монгольской стороне предложено более подробно проработать вопросы по использованию альтернативных источников энергоснабжения и отказаться от строительства ГЭС. Возможно, в некоторых вопросах надо привлекать международных партнёров активнее.

- Как министр природных ресурсов Бурятии вы решаете огромный круг вопросов. Насколько вам это сложно делать и с точки зрения профессионального роста, чему вы научились на этой должности?

- Терпению и выдержке. Недавно отметил свой 3-х летний период работы на этой должности. В Бурятию я приехал в 2006 году, сразу возглавил предприятие по добыче полезных ископаемых. Начинал практически с нуля. Был один, потом у меня появился главный геолог, главный инженер, и стали потихоньку расти. Через 5 лет в компании работало 500 человек, объем инвестиций превысил 1,7 миллиарда рублей, получили 5 лицензий на территории республики. Это была интересная и живая работа, которая позволила мне понять, как делать первые шаги для того чтобы управлять компанией. Мы выросли до серьезных размеров. У нас было самое передовое оборудование, самая технологичная фабрика, мы использовали самые новые технологии на производстве.

Когда я пришел в органы госвласти, все для меня изменилось. Если на предприятии ты знаешь, как решать проблему, и сможешь убедить совет директоров в её целесообразности, то ты всё решаешь очень быстро. Здесь же, даже понимая проблему и путь решения, ты вынужден тратить огромное количество времени чтобы убедить других людей, министерства, ведомства, потом дождаться бесконечных согласований, и это не ещё факт, что твое предложение реализуется.

Поэтому мне было сложно с точки зрения оперативности исполнения принятых решений. Казалось бы, знаешь правильный путь, и с тобой вроде все согласны, но есть определенная процедура, есть определенные люди которые вдруг хотят сделать по-другому, и ты не всегда находишь общий язык на федеральном уровне со всеми, постоянно натыкаешься на какие-то барьеры. В этом плане сложно, приходится менять свой менталитет – стараешься быть более выдержанным, ищешь более веские аргументы, и, наверное, это тоже определённое развитие и в личном и профессиональном плане.

- Как вам нравится Бурятия?

- Бурятию я люблю. Приехал я сюда один, здесь нашел жену, здесь родился сын, здесь я построил дом и посадил дерево. Поэтому к Бурятии я отношусь как к своему родному дому, и мне искренне хочется сделать его лучше.

Я очень благодарен коллективу. У нас прекрасный сложился коллектив единомышленников в министерстве. И бывает за них обидно, когда их ждут дома семьи, а мы сидим порой до 8-9 часов каждый день на работе, без выходных, и при этом в СМИ читаем про то, какие чиновники бездельники и получают огромные деньги. Не получают у меня в министерстве огромные деньги. Здесь не такая большая зарплата. В бизнесе получают в 2-3 раза больше.

Бывает обидно, когда мы не можем реализовать какие-то проекты из-за недобросовестных подрядчиков, или отсутствия финансирования федерального центра, из-за разных причин. Но эта возможность в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал» у нас есть до 2020 года, и наша задача сделать максимальное, чтобы жизнь в республике стала немножко лучше. Так что стараемся, работаем.

- Успехов вам и вашему коллективу во всех ваших начинаниях.

- Благодарю. 

Автор: Лариса БОЧАНОВА

Читайте также