Культура 10 авг 2017 875

​​Приношение легендарному музыканту

Имя –  Мстислав Леопольдович Ростропович известно всему миру. Виолончелист, пианист, педагог, дирижёр, общественный деятель – гениальный музыкант, прославивший Россию на всех континентах, почётный гражданин мировых столиц, близкий друг королевских домов Европы. Такой прижизненной славы не имел ни один музыкант нашего времени.

Многие в Бурятии помнят, как в 1972 году знаменитый музыкант вместе со своей женой - блистательной певицей Галиной Вишневской приезжали на гастроли в Улан-Удэ и дали несколько концертов в оперном театре. Все помнят этот триумфальный приезд гениального музыканта и оперной дивы. Известно, в Бурятии есть хороший друг знаменитой четы наш талантливый бурятский виолончелист и дирижер Михаил Лазаревич Балдаев. Он очень хорошо общался с М. Ростроповичем и Г. Вишневской, приняв радушно их в своем доме. И в ответ Мстислав Леопольдович тепло и радушно принимал Михаила Лазаревича у себя на даче под Москвой.

Уже десять лет как нет с нами гениального маэстро. Но весь мир помнит его. Международныйфестиваль«НеделяРостроповичавМоскве», впервые состоявшийсявМосквев 2010 году, и был учрежден в память величайшего музыканта. Очередной VIII фестиваль, посвященный 90 - летию легендарного музыканта, прошел вМоскве с 27 марта - (день рождения маэстро), по 4 апреля.

Программа фестиваля была, как всегда, интересна и насыщена. Старшая дочь маэстро Ольга Ростропович, основатель и Художественный руководитель Фестиваля пригласила лучшие музыкальные коллективы и солистов с мировыми именами из четырех стран – России, США, Франции и Японии, которые имели особое значение в жизни и творческой биографии Мстислава Ростроповича.

В Москве прошли пять концертов фестиваля в Большом зале консерватории.И в этом году Фестиваль вышел за пределы Москвы: один из концертов состоялся в Большом зале Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Д.Д.Шостаковича.

Первый концерт фестиваля состоялся 27 марта, в день рождения маэстро. Ольга Ростропович в этот вечер передала в дар консерватории от лица фонда своего отца бюст Ростроповича работы знаменитого скульптора, народного художника России Александра Рукавишникова. «Я благодарна моему другу, удивительному художнику Александру Рукавишникову за то, что он создал ни на что не похожий скульптурный образ папы. Это не физический облик фотографической схожести, а артистический подход», — отметила Ростропович.
На открытии фестиваля присутствовали вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец, руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский и ректор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Александр Соколов. «Фестиваль стал знаком памяти и уважения великого маэстро. Ольга Ростропович достойно продолжает дело своих родителей, потому что фестиваль Ростроповича — это уникальный вклад в развитие современной музыкальной культуры», — сказала Голодец, приветствуя зрителей.
Открыл фестиваль в честь Ростроповича фильм-посвящение маэстро, в который вошли документальные кадры и интервью российских и зарубежных деятелей культуры о Ростроповиче — музыканте, человеке и гражданине. Затем состоялся концерт легендарного

Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. Прозвучали Симфония № 2 Я. Сибелиуса, сюита «Моя матушка-гусыня» и «Вальс» М. Равеля. Концерт прошел в торжественной обстановке и маститый маэстро дирижер Юрий Темирканов вполне традиционно исполнил сочинения Сибелиуса и Равеля, порадовав слушателей первоклассным фирменным звучанием и совершенством исполнения. В завершение концерта маститому дирижеру Юрию Темирканову ректор Московской консерватории Александр Соколов вручил диплом и мантию почетного профессора учебного заведения. «Московская консерватория отметила свой 150-летний юбилей, а Юрий Хатуевич в свое время выступил со студенческим оркестром Московской консерватории, и это осталось в памяти каждого студента, который находился перед ним», — подчеркнул Соколов.

Следующие два вечера 29 и 30 марта на сцене БЗК выступал долгожданный Вашингтонский Национальный симфонический оркестр, который приехал в Россию впервые после долгого перерыва с 1993 года. Мстислав Ростропович руководил этим коллективом более 17 лет. С именем музыканта связан период небывалого расцвета этого оркестра и роста его мирового признания. В 1993 году маэстро вернулся в Россию с концертами, вошедшими в историю Вашингтонского оркестра на Красной площади и в Большом зале консерватории. На фестивале оркестр выступил под управлением своего музыкального руководителя Кристофа Эшенбаха: 29 и 30 марта в Москве, 31 марта – в Санкт-Петербургской филармонии. NSO исполнил Симфонию № 9 Ф. Шуберта (29 марта) и Симфонию № 8 Д. Шостаковича (30, 31 марта). Солировала виолончелистка Алиса Вайлерштайн: 29 марта в исполнении блистательной молодой солистки прозвучал Концерт № 1 Д.Шостаковича, посвященный Мстиславу Ростроповичу, а 30 марта в Москве и 31 марта в Cанкт-Петербурге – виолончельный концерт Э. Элгара.

Исполнение симфонии Шуберта №9 было вполне традиционным, но высокий профессионализм и качественное, плотное, красивое звучание оркестра всех убедило в высоком классе оркестра. Солистка Алиса Вайлерштайн продемонстрировала хорошую школу, сильный наполненный одухотворенный звук, пронзительную кантилену и виртуозную технику.

Совершенно рафинированный концерт 2 апреля подарил слушателям уникальный скрипач Максим Венгеров – обладатель многочисленных престижных международных наград, в том числе премии Grammy. В сопровождении пианистки Полины Осетинской в его исполнении прозвучали все скрипичные сонаты И. Брамса. Исполнение было просто эталонным! Венгеров как всегда поразил слушателей изумительно красивым звуком, блистательной техникойи безупречностью формы исполняемых сонат Брамса. Этот камерный концерт пришла слушать особая публика - настоящие меломаны. В зале была идеальная тишина, только музыка царила, и в перерывах между частями сонат Брамса - ни одного хлопка! Чудо! И шквал аплодисментов в конце концерта! Замечательный подарок всем слушателям подарил фестиваль. В завершение концерта Максим Венгеров и Полина Осетинская исполнили знаменитый «Вокализ» С.Рахманинова, посвятив его Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу.

Торжественное закрытие VIII Международного фестиваля Мстислава Ростроповича состоялось4 апреля. На сцене БЗК объединились музыкальные коллективы России и Японии: впервые приехавшие в нашу страну оркестр «Йокогама симфониетта» и Филармонический хор Токио, а также Государственный академический симфонический оркестр им. Е.Ф. Светланова и Государственная академическая хоровая капелла России им. А.А. Юрлова. Дирижировал объединенным оркестром и хором «Россия – Япония» Казуки Ямада, преемник великого Сейджи Озавы. Перед началом концерта весь встал в минуте молчания, отдав дань жертвам чудовищного теракта в С-Петербурге, совершенным накануне. Программа была посвящена французской музыке: в первом отделении концерта прозвучали «Маленькая сюита» К.Дебюсси, и скорбная музыка «Реквиема» Г. Форе как нельзя точно выразила чувства людей после жуткой трагедии. Музыканты оркестра и солисты: сопрано Женни Давье и баритон Родион Погосов, партию органа исполнила Мотоко Муроцуми, необычайно проникновенно и пронзительно прозвучали в зале БЗК. Поразила необыкновенно чистая интонация исполнения и хора и оркестра, тщательно выверенная и пропетая. Во втором отделении – две сюиты из балета «Дафнис и Хлоя» М. Равеля. И какое потрясающе эффектным было исполнение в конце программы знаменитого «Болеро» М.Равеля. Это стало блистательным завершением концерта, и одновременно блестящим заключительным аккордом Фестиваля. 

Автор: Роза БУЛЫТОВА собкор газеты «Бурятия» в Москве