Общество 13 сен 2017 2734

​​Кабанский район Бурятии: от «бронзы» до промышленности

Фото Анны Огородник

Один из самых больших районов Бурятии - Кабан­ский, готовится справить 90-летний юбилей. Его об­щая площадь составляет 13 470 кв. км. Проходя путь от Байкала до отрогов хребта Хамар-Дабан, можно в те­чение одного дня побы­вать на прибайкальских равнинах, в горно-лесном поясе, на альпийских лугах и в тундре. Район является одной из самых значимых туристи­ческих территорий респу­блики. На его границе также расположен Байкальский биосферный заповедник, уникальный в своём роде. 4 августа 2017 года президент России Владимир Путин на­звал его образцом заповед­ной системы страны.

На территории района рас­положен Селенгинский ЦКК, Тимлюйский цементный и шиферный заводы - в своё время были флагманами советской промышленности. Лихие 90-е оставили на них свой отпечаток, однако в по­следнее время оба предпри­ятия пытаются наверстать былую славу. По всему рай­ону проходят федеральная автомобильная дорога Мо­сква – Владивосток и Вос­точно-Сибирская железно­дорожная магистраль.

И всё же основным богат­ством края является озеро Байкал – Участок Всемирного природного наследия чело­вечества. 218 байкальских ки­лометров протянулись вдоль всей территории района.

У Кабанского района бо­гатое культурное, духовное, историческое и природное наследие. Об истории уди­вительного края мы расска­жем на страницах газеты «Бурятия».

От «бронзы» до промышленности

Низовье реки Селенги люди освоили ещё в глубо­кой древности. Подтверж­дением этого являются многочисленные археоло­гические памятники и на­ходки — следы пребывания доисторического человека.

Одним из самых извест­ных памятников, вобрав­ших в себя историю эпохи неолита, бронзы и железа, является Фофоновский акрополь, исследования­ми которого занимались в своё время ученые Алексей Окладников и Михаил Гера­симов.

Памятники археологии различных эпох палеолита и неолита, находящиеся в Фофоново, Степном Дворце, Байкало-Кударе и Посоль­ске, свидетельствуют о том, что места по берегу Байка­ла были обитаемы издавна.

Кабанский край, как часть азиатского региона в XI-XIV веках, хранит следы вели­ких переселений народов. Для низовья Селенги они были характерны прежде всего перемещением мон­голоязычных племён. Имен­но в этот период произошло формирование бурятской народности.

Когда первые русские служилые люди и казаки в середине 17 века высади­лись в устье реки Селенги, в донесениях появились сведения о мунгальских и братских людях. При этом о них говорилось как о ко­чевниках, живущих мало­численными группами, в основном по рекам Харауз и Булан.

Царский посланник Ни­колай Спафарий в 1675 году проездом в Китай пишет заметки о крае, в которых сообщает о постоянных ме­ждоусобных войнах, буше­вавших на просторах Селен­ги, и бурятах, кочевавших близ устья Селенги. Одни населённые пункты, такие как Кабанск, возникли как сторожевые посты на пути продвижения русских на Амур; другие строились на монастырских землях близ острогов, под их надёжной защитой; большинство по­селений правобережной стороны сохранило бурят­ские названия.

Именно в это время начинается земле­дельческое освоение Забайкалья, и возникли первые пашни вблизи Кабанского острога. Проезжая через Забайкалье в 1716 году, пу­тешественник Лоренц Ланг называет Кабанский острог в числе пяти «больших на­селённых пунктов», лежа­щих на большом пути, то есть на Московском тракте. Западное Забайкалье вхо­дило в состав Иркутской гу­бернии, а наш край Кабан­ский у Байкала относился к Ильинской волости.

Основное население Ильинской волости про­живало в Кабанском, Ку­даринском и Посольском обществах, бедные ильин­ские крестьяне не мог­ли содержать волостное правление и «пристанище для приезжих». Поэтому в июне 1807 года волост­ной центр был перенесён из Ильинской слободы в Кабанскую. Кабанск стал столицей волости (тогда в его 73 дворах проживали 486 человек), утратив ха­рактер военной крепости, но надолго сохранив за собой официальное назва­ние — «ворота в Забайка­лье», центр распростране­ния земледелия на Амур.

С 1884 года Кабанск стано­вится центром Кабанской волости, которая в 1920 году была переименована в Селенгинский уезд. К этому времени прои­зошли большие перемены. В результате заселения всех наиболее удобных для земледелия мест в низовье реки Селенги население уезда превысило 20 тысяч человек.

Несмотря на серьёзные успехи в земледелии, уже в конце 19 века из-за го­сподства залежно-паровой системы население в урожайные годы не могло пропитаться, прибегая с весны к покупному хлебу. Несколько иным был уклад жизни кударинских бурят, большинство из которых и на рубеже 20 века вело пре­имущественно кочевой об­раз жизни. Очень медленно они втягивались в хлебопа­шество, промыслы, где ос­новным занятием оставался извоз.

В 18 веке возникают пер­вые промышленные пред­приятия — кожевенные, пимокатные, войлочные и мыловаренные заводы, скотобойни в Кабанске, Кударе, Корсакове и Мы­совске. Так как через район пролегал транзитный путь «государственных преступ­ников», судьба многих из них позже была связана с историей края: Кабанск - с именем декабриста М.Н. Глебова, Посольск — с кратковременным пребыванием многих других декабристов, станция Мишиха — с восста­нием польских ссыльных на Кругобайкальском тракте, станция Мысовая — с рас­стрелом соратника ЛенинаИ.В. Бабушкина.

Бунтарский дух и всесоюзные стройки

В начале 20 века в Ка­банске открылся Народный дом. На духовную жизнь его бунтарский дух и просве­щение народа не могли не оказать влияния полити­ческие и государственные преступники, такие как не­истовый протопоп Аввакум, гетман Демьян Многогреш­ный, стрельцы, декабри­сты и польские повстанцы, народники и герои первой русской революции. Среди участников восстания слу­жилых людей к 17 в., брав­ших приступом Иркутск, немало было селенгинских казаков Кабанского острога. Здесь на вечном поселении жил декабрист Михаил Гле­бов. На станции Мишиха в братской могиле похороне­ны польские ссыльные, под­нявшие мятеж в 1866 году, а на станции Мысовая 31 ян­варя 1906 года был расстре­лян герой первой русской революции Иван Бабушкин. В 1912 году в крае прожива­ло около 100 политических ссыльных.

В 1840 году открыли пер­вые школы в Кабанске и Творогово, а затем — при Посольском монастыре и в Байкало-Кударе. В начале 20 века появилось первое учреждение культуры — На­родный дом, в те годы куль­тура и просвещение делали фактически первые шаги.

Строительство Кругобай­кальской железной дороги в 1895-1900 годах оказало влияние на развитие эко­номики края, дальнейший рост пролетариата и его самосознание. Станция Мы­совая и Танхой становятся опорными пунктами рево­люционного движения в годы первой русской рево­люции.

Народные массы с воо­душевлением восприняли известие об Октябрьской революции, и в течение че­тырех месяцев в сёлах и улусах Кабанского уезда с помощью солдат-фронто­виков, без вооруженного сопротивления контррево­люции и местных властей была установлена Совет­ская власть, которой при­шлось выдержать испыта­ния на прочность в борьбе с колчаковцами, белочехами, каппелевцами и японскими интервентами.

В марте 1920 года Кабанск стал центром Селенгинско­го уезда. С организацией Дальневосточной республи­ки большая часть района оставалась в ведении Си­бирского края Иркутского округа. На территории рай­она происходили ожесто­ченные бои за утверждение Советской власти, а затем и мощное партизанское дви­жение против интервентов и белогвардейцев.

Окончательное оформле­ние района в составе Бурят­ской республики произошло по постановлению Прези диума ВЦИКа от 20 декабря 1926 года, принятие которо­го учитывало результаты опроса русского населения этого района, считавшего целесообразным присоеди­нение к республике.

26 сентября 1927 года стало Днём образования Кабанского района. В этот день были приняты дирек­тивные акты по утверж­дению нового деления на районы (аймаки) республи­ки, и Кабанский район был определён в числе 16-ти в составе БМАССР.

На год создания района его хозяйство было пред­ставлено 22 крестьянскими комитетами взаимопомо­щи, 13 машинными, тремя животноводческими и че­тырьмя рыболовецкими артелями.

Сегодня район славится своей промышленностью, сельским хозяйством, уни­кальными заповедными землями и туризмом, раз­витием малого и среднего бизнеса и другими дости­жениями. И планов разви­тия в будущем у Кабанского района очень много.


Подготовила Елена МЕДВЕДЕВА по материалам Владимира ПОЛОМОШИНА

Читайте также