В Бурятии с сентября снизились цены на электроэнергию для предпринимателей на 25%. Физические лица стали платить меньше на 8%. Для республики это долгожданное решение. Однако коммунальные платежи для тысяч жителей Бурятии складываются не только из оплаты за свет. Львиная доля «коммуналки» приходится на горячую воду и отопление. И если с горячей водой всё более-менее понятно, то счета за отопление приводят собственников квартир в ярость, сообщает газета «Бурятия».
В кабале до февраля
Особенно это касается владельцев квартир в новостройках, которых с каждым годом в Бурятии становится больше. Стоит отметить, что средняя квадратура помещения в новом доме намного больше его советских аналогов.
Многие, приобретая новостройку, рассчитывают на то, что не станут переплачивать за тепло, ведь в квартирах установлены индивидуальные счётчики. Однако в большинстве случаев они жестоко ошибаются.
Так, жители дома по Ключевской 54 «в» несколько лет пытаются добиться справедливого расчёта от ТГК-14, но продолжают платить по нормативу. При этом у всех жильцов не только установлены, но и введены в эксплуатацию индивидуальные приборы учёта. Стоит и общедомовый счётчик. Но в августе 2016- го он вышел из строя.
«В начале августа 2016 года работники ТГК-14 сняли у нас общедомовый прибор учёта и обещали отремонтировать к отопительному сезону и обратно установить. Прибор установили в декабре 2016 года, и только в феврале 2017-го по нему подписан акт о приёме в эксплуатацию. А с января 2017 года всем собственникам стали начислять максимальные нормативы по теплу из-за отсутствия ОДПУ и сообщили, что, несмотря на подписанные акты, эти максимальные нормативы будут начисляться по февраль 2018 года для расчёта каких-то коэффициентов», - возмущается собственница квартиры Клавдия Цыренова.
По словам женщины, пока счётчика не было, она оплачивала в среднем около 1400 рублей в месяц. Сейчас женщина платит порядка 1800 рублей. Хотя по индивидуальному счётчику у неё выходит не более 600.
«Я писала письмо Главе Бурятии, там дали поручение разобраться республиканскому Госстройжилнадзору, а те - городскому. Пока никакого ответа мне не приходило. А эта сумма будет нам начисляться до февраля 2018 года», - негодует Клавдия Цыренова.
Некоторые из владельцев квартир подозревают, что возможно дело в том, что в нежилых помещениях счётчики не установлены. Но добиться правды не может никто.
«У нас в чём загвоздка? Все квартиры опломбированы, все счётчики введены в эксплуатацию. Но, возможно, в блоке «д», где находятся нежилые помещения, счётчиков нет. Но он к нам и не относится. Ответа, почему и как, мы получить не можем. Главный инженер так и не смог добиться ответов от ТГК, потому что обращаться должны собственники помещений», - рассказывают жители.
К слову, они вообще не уверены в том, что после февраля 2018 года они перестанут переплачивать за тепло. Дело в том, что приближаются сроки, когда общедомовый счётчик нужно будет отправлять на поверку. Значит, прибор снова придётся снимать, отправлять специалистам, устанавливать и ждать подписания акта о вводе в эксплуатацию. И никто не может гарантировать им, что после того, как не будут ещё два года платить «сверху» из-за расчёта коэффициентов.
Федеральные «отмашки»
Проблема ЖКХ стала одной из самых объёмных и для Общественной палаты Бурятии. Участники группы общественного контроля каждую неделю принимают у себя тех, кто не добился правды ни в одном государственном и негосударственном ведомстве. К ним идут десятками.
«И каждый несёт просто горы документов. Эти люди прошли везде, все ведомства, суды, но остались ни с чем. Идут к нам», - рассказывает член Общественной палаты, экс-министр экономики Бурятии Татьяна Думнова.
Отметим, что такое положение дел подтолкнуло общественников на проведение отдельного совещания «Состояние и перспективы развития ЖКХ в Бурятии». Оно состоялось в рамках Гражданского форума РБ – 2017, который открылся сегодня, 26 октября.
Так, жительница новостройки по Сахьяновой Римма Ботоева рассказала, что прошла все инстанции. И все, «отмахиваясь» федеральным законом, утверждают - пока не опломбированы все счётчики, платить вы будете по максимуму.
«В нашем доме с 2004 года стоит ОДПУ, опломбирован и введён. Кроме того, ИДПУ имеется во всех квартирах, но не во всех опломбирован. С 1 сентября 2016 года ТГК-14 взыскивает с нас за тепловую энергию по нормативам. Хотя моя квартира опломбирована. У нас не введено в эксплуатацию только 10% квартир», - рассказывает она.
Представитель Госстройжилнадзора объяснила, что им выставляют счета, скорее всего, опираясь на средние показания предыдущего периода по общедомовому счётчику. Однако владельцы квартир не считают это справедливым.
«Вот у меня квартира порядка 90 кв. метров. По нормативам, которые ТГК-14 выставляют мне, я должен в год заплатить около 30 тысяч рублей. Но реально у меня выходит не больше десяти! Меня ТГК- 14 призывает соблюдать постановление правительства России №354. Рассказывают, что не все счётчики введены в эксплуатацию. Но почему я должен переплачивать за кого-то? Я как законопослушный гражданин сделал всё, что от меня требует закон. Почему я должен отвечать за кого-то?» - справедливо возмущается житель дома по Сахьяновой.
Однако Госстройжилнадзор «обрадовал» жильцов, объяснив, что даже если они введут в эксплуатацию все счётчики, то всё равно будут переплачивать.
«Вы всё равно заплатите ту же сумму, что платите сейчас. Вне зависимости от наличия или отсутствия индивидуального счётчика. Потому что формула, которая действует с сентября 2016 года, предусматривает корректировку. И расчёт делается просто - показатели общедомового счётчика «раскидываются» на всех жильцов сверх их оплаты. То есть, по сути, кто потребил меньше тепла, в итоге заплатит больше. Формула такая», - с грустью констатируют в Госстройжилнадзоре.
В свою очередь, собственники считают, что не обязаны переплачивать такие суммы за тепло, которое где-то теряется и которое, как выяснилось, никто не контролирует. Члены Общественной палаты объяснили, что не введён норматив оплаты для жильцов за общедомовые нужды на тепло. Если за электричество и горячую воду они заплатят не выше потолка, а всё, что сверху, отдаст управляющая компания, то за теплопотери никто не отвечает.
«Это потому что не введён норматив отопления за общедомовые нужды. В этом случае вам никто не мог бы выставить счёт выше «потолка». И управляющая компания занималась бы энергоэффективностью», - соглашаются в Общественной палате Бурятии.
«Осталось только сжечь себя»
Вообще, общественники рассказывают пугающие вещи. Так, в Общественной палате рассказали, как к ним пришла бабушка, у которой по решению суда с пенсии сняли 4 тысячи рублей. А ее ежемесячный пенсионный доход составляет 8,5 тысячи. Женщина, всю жизнь проработавшая чабаном в деревне, вынуждена была это терпеть.
«Один мужчина сказал: «Мне только сжечь на площади себя остаётся. Больше выхода нет». Так ведь быть не должно, кто-то должен за это ответить», - уверены общественники.
Пока отвечать некому. Работа с ресурсоснабжающими организациями входит в обязанности зампреда правительства по инфраструктуре. Но пока его просто нет в республике. Между тем, по официальным данным, процент износа коммунальной инфраструктуры превысил 60%. В Северомуйске - за 100%.
Ситуация, конечно, может измениться. Но для этого придётся поднять тариф. Об этом во время прямой линии на канале ГТРК «Бурятия» сообщил Глава республики Алексей Цыденов.
«Да, к сожалению, придётся поднять тариф. В первую очередь по теплу. Есть решение суда. Есть решение ФАС. Антимонопольная служба в рамках досудебного урегулирования приняла решение о том, что ТГК-14 за предыдущие годы недособирала 200 млн рублей из-за занижения тарифа, и им недоиндексировали. Мы вынуждены принять решение, которое позволит эту сумму собрать. С одной стороны, рост тарифов - это плохо. Вместе с тем износ инфраструктуры, сетей требует ремонта и содержания. И здесь нужно выбирать между плохим и ужасным», - объяснил Алексей Цыденов.
То, что инфраструктуру могут привести в порядок, безусловно, радует. Но, возможно, ресурсоснабжающей организации стоит задуматься о том, что, заставляя людей переплачивать десятки тысяч рублей в год, вряд ли можно добиться стабильных платежей. И не «отмахиваться» от людей федеральными законами, а попытаться решить ситуацию и найти выход, который устроит всех.