Общество 28 окт 2017 1261

​​Налоговики Бурятии: «Бизнес «кошмарит» сам себя»

Бизнес «кошмарит» сам себя. Такое мнение вы­сказала и.о. руководителя УФНС по Бурятии Марина Ли. Она отметила, что штрафных санкций к пред­принимателям и проверок можно избежать, если бы не низкая исполнитель­ская дисциплина и про­срочка сдачи отчетов, сообщает газета «Бурятия».

Исправить не следствие, но причину

Под председа­тельством Главы Бурятии Алексея Цыденова состоя­лось совещание по взаимодействию налоговых орга­нов с предпринимателями. Его участники высказыва­лись о своих проблемах, решения которым, увы, ещё не найдено. Во всяком слу­чае, так кажется на первый взгляд. Например, многие предприниматели, особен­но представители малого и среднего бизнеса, часто сообщают об «излишнем внимании» со стороны кон­тролирующих органов.

«Получается, что это не совещание, а разговор о том, как происходит взаи­модействие налоговиков, власти и бизнеса. Если есть какие-то предложения по взаимодействию с органами государственной власти, то мы с удовольствием бы их выслушали и определились, как работать», - резюмиро­вал Алексей Цыденов.

Глава республики отме­тил, что президент и прави­тельство России обращают внимание на поддержку малого и среднего бизне­са - в первую очередь, на формирование рабочих отношений. По его словам, на федеральном уровне принимается нормативный акт, направленный на облегчение взаимодействия предпринимателей и всех госструктур.

«Большая часть сервисов переводится в электронный формат, чтобы сократить затраты временные и фи­нансовые. Очень многое уже делается и сделано. Хоте­лось бы сейчас проговорить о вопросах и проблемах, на которые нужно обратить внимание, поскольку они пока не нашли своего реше­ния», - подчеркнул Алексей Цыденов.

Одна из извечных тем – работа налоговых органов в районах республики. Точнее, претензии к ней представи­телей бизнеса.

«В Кабанске произошла ситуация, связанная со штрафными санкциями за несвоевременное предо­ставление отчётности. Для составления акта субъекту предложили поехать в Гу­синоозёрск. Отмечу, что это неординарная, неправиль­ная ситуация, и она выпра­вится. Но со своей стороны мы хотим предложить ис­правлять не следствие, а саму причину», - отметила и.о. руководителя Управле­ния ФНС по РБ Марина Ли.

По её мнению, возникно­вение этой ситуации кро­ется в недостаточной ис­полнительской дисциплине самих налогоплательщиков. Необходимо побороть при­чину - другими словами прекратить несвоевременно сдавать отчётность.

«Дружить» через интернет

Налоговая служба про­вела анализ данных за пять лет и выявила закономер­ность: из года в год порядка 6-9 тысяч налогоплатель­щиков срывают сроки сдачи отчётности. Это запускает рабочую цепочку: сначала принимается 6-9 тысяч ре­шений по закрытию счетов, потом по открытию новых, затем проводятся каме­ральные проверки, готовит­ся акт и выносятся штраф­ные санкции.

«Это всё создаёт види­мость некоего «закошма­ривания» бизнеса. По сути дела, налоговый орган вы­полняет свои функции. А из-за того, что какой-то кон­кретный бухгалтер сдаёт отчётность несвоевременно – происходит такая ситуа­ция. По сути дела – проис­ходит «закошмаривание» самих себя. Мы бы хотели в протокол совещания вклю­чить такое предложение: рекомендовать налогопла­тельщикам всё-таки повы­сить свою дисциплину по сдаче отчётности, оплате налогов и в целом по вы­полнению требований нало­говых органов. У нас с вами (предпринимателями – ред.) есть перспектива вообще друг друга не видеть. Разве что по хорошим поводам», - заметила Марина Ли.

Кроме того, главный на­логовик республики рас­сказала о том, что «правила игры» установились ещё в 2007 году, когда ФНС анон­сировала рискоориенти­рованный подход. С этого момента проверки приходят лишь к тем, в чьей деятель­ности имеются налоговые риски.

«Инструменты налого­вого контроля, которые мы получаем, практиче­ски каждый год позволяют автоматически выявлять тех, на кого стоит обратить пристальное внимание. Как результат, мы делаем менее трёх выездных проверок на тысячу налогоплательщи­ков», - сообщила она.

Учитывая увлеченность современных людей интер­нетом и гаджетами, у нало­говой службы нет другого пути, кроме как брать на вооружение высокие техно­логии. В будущем при реа­лизации всех намеченных программ необходимость сдавать отчетность у пред­принимателей отпадёт вовсе. Всё будет рассчитывать­ся автоматически по данным о прибыли, содержащимся в онлайн-кассах и платёжных интернет-ресурсах.

Уже на данном этапе на сайте ФНС есть разделы для каждой операции, прово­димой налоговой службой. Кроме того, появился пилот­ный проект сотрудничества с многофункциональными центрами в Бурятии. Так, во всех районах республики МФЦ оказывает 15 налого­вых услуг. Предпринимате­ли могут не только получать информацию через центры, но и передавать её. Кстати, это один из вариантов выхо­да из наболевшей ситуации – отсутствия повсеместной интернет-связи в районах.

Представитель МФЦ за­верил: в самих центрах с интернетом проблем нет. Ростелеком постепенно подключает населённые пункты в районах к оптово­локну по программе устра­нения цифрового неравен­ства. И те, к кому связь пока не пришла, могут отбросить «дедовский» способ отправ­ления отчётов на бумажном носителе через почту, от­правившись в МФЦ.

Алексей Цыденов также предложил организовать точки Wi-Fi при районных фондах поддержки пред­принимателей или в адми­нистрациях. Чтобы бизнес­мены имели возможность прийти туда, подключиться к точке доступа и всё своев­ременно отправить налого­викам.