О проблемах формирования национальной политики в России и в Бурятии с корреспондентом газеты «Бурятия» поделился Борис Базаров депутат Народного Хурала Республики Бурятия, директор ИМБТ СО РАН, научный руководитель Президиума БНЦ СО РАН, доктор исторических наук, профессор, академик РАН.
- Борис Ванданович, на каких принципах строится у нас в стране национальная политика?
- Необходимо понять, что российское государство, несмотря на провозглашаемую преемственность с многовековой историей, ещё очень молодое государство, форматы которого определялись на наших глазах. Поэтому многие стороны функционирования системных связей страны, включая межнациональные отношения, ещё только проходят настройку. Национальная политика в нашей стране в основном зиждется на завоеваниях прошлых десятилетий, ушедшей советской эпохи. Именно она заложила высокий запас толерантных отношений между национальностями, выровняла уровни их развития, погрузила в однородную социально-экономическую среду, учила солидарности и братству людей.
Эти незатухающие очаги и являются основой современного межнационального уважения, которая и является целью современного государства. Но пока в стране непонятно почему возобладала популярная точка зрения, что национальным вопросом лучше не заниматься и проблем не будет. Отчасти это связано с тем, что страна взяла перерыв в нелегком диалоге, считая необходимым укрепить прежде всего фундаментальные позиции центра по сравнению с регионами. Государство в настоящее время резко снизило уровни диалога по межнациональным отношениям, предпочитая решать все вопросы на уровне регионов, а постановочные вопросы - по мере их поступления. К счастью, осознание того, что страна многонациональная и представлена небывало буйным соцветием разных культур, сохранилось.
И в последние годы наметились существенные шаги к обретению новых форм межнационального мира и согласия в рамках государственного диалога. Но мы в начале большого пути. Только начинаем разговаривать по-новому, формируем понятийный аппарат. Становится понятно, что интернационализм и дружба народов звучат сильнее, чем толерантность и согласие. А патриотизм не только национальная идея, а движущая сила государства и нации. Тот же национализм - это не ответ на государственный шовинизм, а путь к реализации национальных интересов государства. То, что раньше называлось буржуазным национализмом, теперь ксенофобия или расизм. И таких видоизменений, подмен понятий, новых интонаций, формул и теоретических построений великое множество. Теория наций как единая идеологическая платформа не существует. Есть только научные споры, как в случае с конструктивистами и примордиалистами.
Что-то подсказывает, что советская модель ещё не совсем ушла в прошлое, жизнь заставляет нас вновь обратиться к этому опыту. Дискуссия в обществе в условиях современной информатизации усилилась, а на этой основе взаимопроникновение культур превысило все возможные представления. Обнаружилось, ч то весь мир, так или иначе, пытается понять друг друга, в то числе и вернувшись к позабытым формулам интернационального общения. Стало понятно, что утрата этничности колоссальный минус и ничего не добавляет стране. Теряется духовность представителей народов, общая культура обедняется. Появляются претензии на какое-то более высокое духовное совершенство, но в уже совершенно другом, более агрессивном контексте. Человек, потерявший свою этничность, теряет якорь, его несёт по волнам жизни, а прибивает к берегам порой как пену или отработанный материал. А это уже другая реальность.
Этнос и нация, как таковые, не умирают. К примеру, эвенкийское сообщество должно было давно разрушиться. Но эвенки есть, и они останутся эвенками. Это не только в России, но и в Китае, где есть эвенкийские хошуны. А эвенкийские национально-культурные автономии существуют по всему миру. Этносы сами не умирают и не уходят в никуда. Это и является фундаментальной основой нашей жизни и саморазвития. Альтернативы этому нет. Сейчас многое решается по принципу отложенного конфликта, но необходимость её разрешения рано или поздно возникнет.
Возвращение к языку, его р енессанс у же е сть, и это реальный факт. Но для того, чтобы это свершилось в полной мере, нужно появление духовных элит. Не только религиозной. Нам нужны свои писатели, композиторы, художники, которые бы показали красоту слова, музыки, стихосложения и так далее. И эта инфраструктура будет постепенно воссоздаваться. Если не возникнет, то образуется необразованная масса, которая создаст большие проблемы д аже в р айоне Садового кольца в Москве….
Это касается не только бурят, но и старообрядцев, казаков и старожильческих русских. Аккультурация и бездуховность - общая угроза.
- Нынче летом был на обоо в Ара-Харлуне в Бичуре, на которое ежегодно вместе ходят буряты и семейские.
- Ну, это же тоже наше бурятское своеобразие - с утра пойдёт в церковь, в обед в дацан, а вечером к шаману. Тесно переплетаются празднования разных красных дат календаря, Сагалгаан и Масленица, Сурхарбан и Пасха стали какими-то общими. В чём то это показатель одной общей судьбы народов.
- Есть мнение, что монголы КНР более образованы и хорошо интегрируются в китайское общество. Это помогает эффективнее защищать свои национальные интересы. Но вместе с тем, они быстрее ассимилируются. Уйгуры, напротив, окуклились в себе и поэтому слаборазвиты, но лучше сохраняют свою идентичность. Конечно, во многом они опираются на ислам. Какой вариант предпочтительнее: уйгурский или монгольский?
- Наши наблюдения - это всё же взгляд со стороны. А реалии этой страны таковы, что они взяли на вооружение ленинско-сталинский план национальной политики. И осуществляют его в более развитом виде, сильнее, чем сами родоначальники. Я встречался и разговаривал с представителями национальностей на разных уровнях и на разных широтах - в Циндао, Лхасе, Шанхае, Куньмине, Пекине и Хух-Хото.
Китайские политики очень хорошо понимают, что будущее за очень уважительным отношением к этносам, стараются их выдвигать на самые разные уровни и не следят за мнимыми пропорциями большинства. В этом многообразии видится спасение будущности самого Китая. Чем сильнее развиты культуры его народов, тем сильнее движение самой страны. Потому что нации уже не сидят на шее государства, они развиваются сами. Они обращают внимание на то, что самыми конкурентоспособными являются те нации и государства, которые сумели не переплавить, а вобрать в себя многообразие культурно-этнической картины.
- Без деления на большие и маленькие?
- Я был в одном из удаленных районов, где живёт народность мяо. Очень маленький народ, но у них создан такой колоссальный этнокультурный центр с показателями своего традиционного хозяйственного уклада, эстрадой, спектаклями! Все высшие руководители страны, начиная с Мао Цзе Дуна, посетили мяо, и каждый делал свой демонстративный вклад. Я спросил, п очему т ак? У слышал - самый маленький народ! Первые люди Поднебесной появляются, чтобы выразить им почтение и помочь в их жизни. Конечно, не всё идеально. Этническая упругость в Китае очень большая. Но всего в стране зафиксировано 55 народов, и на них очень сильно распространяются преференции, которые позволяют им выйти на один уровень с пекинскими и шанхайскими сообществами. Вот это то, чего нужно добиваться и нашей стране.
Сила государства в единстве этих сообществ, а единство соблюдается только на основе взаимного уважения. Поэтому я с удовольствием вошёл в комиссию президента России по формированию национальной политики. Сейчас у нас в стране много мониторинговых исследований. Работа идёт.
- Борис Ванданович, многие европейские лидеры признали ошибочной политику мультикультурализма…
- Мультикультурализм не ошибочен, а излишне форсирован. Как опыт и явление его нельзя отрицать. И он будет существовать. Как тогда русско-бурятское двуязычие? Как отрицать единую культурную основу народов Бурятии? Нельзя забывать, что мы сами ещё не отошли от прежних формул взаимодействия и взаимовлияния культур. Форсированный мультикультурализм исходит из того, что человеческая единость может быть достигнута быстро ценой крупных вкладов и самопожертвования крупных наций, быстрого преодоления этнокультурных различий. Но жизнь многое расставляет по-другому.
Как такой животворный диалог совпадает с вооружённым разгромом Ближнего Востока и Северной Африки? Что можно поощрять, когда переселяются в страну ненавидящие вас эти же этнокультурные группы? Они превращаются в замкнутые этнические анклавы, которые уже диктуют свою волю государству. Розовые очки по поводу расово-этнических отношений просто падают.
Мы же и сходим из того, что межнациональные отношения - сфера тонкой настройки, нельзя заигрывать с национальным вопросом, а видеть реальность такой, какая она есть на самом деле. Не преклоняться, а уважать. Главная цель - развитие, а не консервация. Это наш мультикультурализм. Он другой.
- Недавно вы были в Хух-Хото, столице Внутренней Монголии в Китае.
- Что касается опыта Хух-Хото, то нам уже далеко до Внутренней Монголии. Этот регион занимает первое место в Китае по темпам экономического роста. Нас очень трудно сравнивать, мы находимся в стадии стагнационного кризиса и распада экономической целостности. Преодолеем и это. Нам всем нужно новое хорошее качество жизни, и мы его добьемся, всей страной. Кстати, это обстоятельство накладывает огромное влияние на культуру, которая л учше р азвивается в благоприятных экономических условиях.
В Хух-Хото магазины просто забиты литературой на старомонгольской графике письма. У нас же и своего сейчас нет. Ни русской, ни бурятской классики. Как сравнить это с музеем литературы Внутренней Монголии, я был потрясён. Пятиэтажное здание, и там представлена литература всех народов: монгольской, китайской, уйгурской и других. Экспозиция по всем писателям и поэтам - ни одно имя не пропущено, даже оппозиционное. Эта же картина и в художественных музеях. Так они создают интеллектуальное полотно, которое поднимает человека, тянет его ввысь.
- На мой взгляд, причина распада СССР и нынешнего отставания России кроется в бездумном преклонении перед Западом. Китай же, с его пятью тысячами лет непрерывной истории, идёт собственным путём.
- Я дополню. В Китае действует несколько институтов, которые изучают печальный опыт распада СССР и социалистической системы, их главная задача не повторить эту катастрофу, извлечь урок. У них есть все современные научные труды российских учёных по нашей истории. Они подчёркивают значение социализма с китайской спецификой. Везде стараются достигнуть результата, при его достижении не успокаиваются, а дальше пытаются развивать, понимая, что нельзя останавливаться на достигнутом. Большая разница. Хотя бы отношение к рыночной экономике и её регулированию.
Мы все базовые отрасли передали в частные руки, а они оставили в руках государства и по мере необходимости шаг за шагом передают в частные руки. Оптовая и розничная торговля, производство товаров широкого потребления, сельское хозяйство и так далее. Всё плавно под контролем государства, но к одной цели - разгосударствлению экономики под контролем общей стратегии.
Реформы проводятся очень осторожно, широко используется опыт пилотных проектов. Сначала в одном районе, потом в двух-трёх провинциях, а потом и по всей стране. Землю передавали в аренду сначала на один год, потом на два, сейчас в ряде случаев и до 99 лет. Если земля не обрабатывается, её отдают другому, более эффективному арендатору. Т ак о ни раскрыли потенциал всего населения. А потом уже производители сельхозпродукции стали объединяться и развиваться дальше.
Это очень сильно отличается от нас, когда село просто бросили на произвол судьбы, и теперь значительная часть сельчан переехала в город.
У них также есть большая миграция, урбанизация вообще колоссальная. К примеру, индустриализация и интенсификация сельского хозяйства вызвали сложные процессы в хозяйственном комплексе Внутренней Монголии. Пыльные бури накрыли Пекин. Против этого были приняты эффективные меры. В течение короткого времени, всего 10 лет , - и засушливый Ордос, его барханная пустыня были засеяны сосновым лесом и кустарником. Пустыня Гоби отступила на сотни километров. Наш институт в течение 10 лет работал на этих территориях, мы свидетельствуем. Это только призывает нас развивать сотрудничество с великим соседом.