Те, кто жил, рос и трудился в советскую эпоху, хорошо знают, что такое комсомольские ударные стройки. Тысячи молодых добровольцев на протяжении всей истории Советского Союза были готовы по комсомольскому призыву влиться в ряды строителей коммунизма, продолжая подвиги старших поколений и открывая новые страницы в истории комсомола.
Комсомольские ударные стройки стали настоящей «визиткой» прошедшей советской эпохи. Сколько же было целинных земель, сколько городов и объектов построено, благодаря энтузиазму и самоотверженному труду молодых сердец! Дальний Восток, Сибирь, Южная и Центральная части территории Советского Союза… Страна развивалась, застраивала, осваивала новые места и восстанавливалась после Великой Отечественной войны. Более трёх миллионов юношей и девушек направил комсомол на важнейшие стройки – Донбасс, ДнепроГЭС, Волжская, Каховская, Куйбышевская, Братская, Днепродзержинская гидроэлектростанции, Казахстанская Магнитка, железная дорога Абакан-Тайшет, нефтепровод «Дружба», Байкало-Амурская магистраль... Шефство комсомола над ударными стройками страны приносило свои плоды: удавалось добиваться более высоких показателей. Вовлечённая в преобразования молодёжь стала символом подъёма страны.
Среди всесоюзных комсомольских ударных строек три пришлись на Бурятию. Молодые строители со всего СССР, в том числе и нашей республики, внесли огромный вклад в возведение таких градообразующих предприятий, как Селенгинский целлюлозно-картонный комбинат, Гусиноозёрская ГРЭС, а также в строительство Байкальско-Амурской магистрали.
Отметим, что Бурятский участок магистрали по протяжённости занимает одну шестую часть всей трассы, а по затратам на её долю пришлась треть затрат строительства всей магистрали.
О БАМе, а точнее истории отряда «Комсомолец Бурятии», который на протяжении многих лет достойно трудился на Бурятском участке магистрали, мы поговорили с Сергеем Будажаповым. Об отряде, впрочем, как и в целом о комсомоле республики, наш собеседник знает не понаслышке. Этой организации он отдал многие годы жизни, а с 1979 по 1982 год, как раз в период создания отряда, Сергей Пурбуевич возглавлял комсомол Бурятии, был первым секретарём обкома ВЛКСМ Бурятской АССР.
ОТРЯД СОЗДАВАТЬ НЕ РАЗРЕШАЛИ
Напомним, что строительство БАМа было задумано ещё до Великой Отечественной войны. Первые проектно-изыскательские работы будущей железнодорожной магистрали начались в 1939 году, но из-за начавшейся войны работы были приостановлены. И лишь в апреле 1974 года БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. На XVII съезде ВЛКСМ принимается решение о создании штаба строительства магистрали.
- Сегодня трудно представить себе, что молодые ребята, по сути, прямо со съезда, из Кремлёвского дворца высадились в тайгу на мысе Курла, где сейчас расположился город Северобайкальск. По пояс в снегу готовили площадку для временного жилья, начинали разворачивать производственные и бытовые объекты, чтобы потом приступить к реализации главной задачи. Люди ехали на самом деле, как поётся в песне, «за туманом и за запахом тайги». Энтузиазм был огромный, молодёжь показывала образцы самоотверженного труда, - рассказывает Сергей Будажапов.
Не могли оставаться в стороне и комсомольцы Бурятии. Они забрасывали райкомы комсомола запросами, чтобы их направили на БАМ, требовали комсомольские путёвки. Многие самостоятельно добирались до места и устраивались в различные строительно-монтажные предприятия. К тому же уже гремели на всю страну ленинградский, эстонский комсомольские отряды, которые строили Северобайкальск и Кичеру. Поэтому вопрос создания собственного комсомольского отряда, как говорится, назревал давно, и в августе 1980 года он был создан. Хотя, как считает Сергей Будажапов, «Комсомолец Бурятии» должен был появиться раньше:
- Дело в том, что, к сожалению, областной комитет партии почти шесть лет не поддерживал идею создания своего отряда и направления его на БАМ.
Обком партии аргументировал своё решение тем, что БАМ строит вся страна, тогда как в республике достаточно своих нерешённых вопросов – бурятский комсомол, прежде всего, должен заниматься животноводством, сельскохозяйственным производством.
- В то время, действительно, было такое движение, когда на селе оставались целые классы выпускников. К примеру, в Ноёхоне Селенгинского района, в Джидинском районе было много молодых чабанов. Первыми лауреатами премии Ленинского комсомола стали чабан Цырендоржи Шандаков из совхоза «Селенгинский», дояр совхоза «Саянский» Тункинского района Доржо Хапхаранов. Тогда действительно уделялось большое внимание развитию животноводства и в целом сельского хозяйства. Селу нужны были люди, и задача партийных органов на тот момент была - максимально мобилизовать в эту отрасль людей, особенно молодых, - рассказывает Сергей Будажапов.
Требовались рабочие силы и для Улан-Удэнского домостроительного комбината, подбором кадров также занималась республиканская комсомольская организация.
- И лишь когда мы выполнили задачу по формированию комсомольского отряда на ДСК, я вновь поднял перед первым секретарём обкома партии Андреем Урупхеевичем Модогоевым вопрос о комсомольском отряде на БАМ. И он дал добро, - рассказывает Сергей Пурбуевич.
В августе 1980 года отряд «Комсомолец Бурятии» высадился в Таксимо.
ПОЧЕМУ ТАКСИМО?
Выбор места для отряда «Комсомолец Бурятии» был определён не сразу. Первый секретарь Северобайкальского райкома партии Николай Крючков настоятельно просил, чтобы он работал на полустанке Янчукан, что в переводе с эвенкийского означает «гиблое место». Были и другие варианты. Но в итоге, по настоянию обкома комсомола Бурятии, всё же решили высаживать отряд в Таксимо.
- Нас тогда сильно поддержали секретарь обкома партии Александр Бадиев и первый секретарь Баунтовского райкома партии (Муйского района тогда ещё не было. – авт.). Вместе с Бадиевым мы облетели вдоль будущей трассы и остановились на Таксимо. На наш взгляд, в то время это был наиболее перспективный вариант, и ,как покажет время, мы были правы, - считает Сергей Будажапов.
ОТБОР В ОТРЯД БЫЛ ЖЁСТКИМ
В отряд «Комсомолец Бурятии» набирали молодёжь со всей республики. Отбор был жёстким, даже строже, чем в строительные отряды и в заграничные поездки в соцстраны. Рассматривались моральные качества кандидата, его работоспособность, активная жизненная позиция, обладание строительными специальностями. Комиссаром отряда был назначен Михаил Кокорин, командиром - Лев Бороев.
Комсомольцы отряда проявили на БАМе лучшие свои качества, в срок и качественно сдавали объекты. Отряд по праву считался одним из лучших не только на Бурятском участке магистрали, но и на всей трассе БАМа. Больше половины отряда были награждены за свой самоотверженный труд высокими государственными наградами, не говоря о ведомственных.
А фронт работы был самый разнообразный. Помимо выполнения своей основной задачи – строительство железнодорожных путей, необходимо было строить и другие сопутствующие объекты – школы, жилые дома, магазины, больницы, детские сады и многое другое. Большую помощь оказывал в те годы начальник строительно-монтажного поезда №670 Александр Мезенцев. Молодой по возрасту и близкий по духу, он всегда шёл навстречу, и в том, что отряд успешно работал, есть и его заслуга.
Благодаря «Комсомольцу Бурятии» небольшая деревушка Таксимо сегодня превратилась в большой населённый пункт, районный центр, где всё пропитано духом отряда.
- Это не пафосные слова, это было действительно так, - говорит Сергей Будажапов.
Многие из тех, кто начинал строить посёлок, остались в нём. Здесь живёт уже третье поколение строителей Таксимо.
- О строительстве Бурятского участка БАМа, отряде «Комсомолец Бурятии» хорошо написано в книге бывшего начальника штаба ЦК ВЛКСМ, который координировал работу комитетов комсомола на магистрали, на Бурятском участке БАМа, Баира Балбарова «Магистраль моей молодости», - отмечает Сергей Будажапов.
ЗА ТУМАНОМ И ЗА ЗАПАХОМ ТАЙГИ
- Конечно, на БАМе работали не только за идею, не скрываю, что ребята получали хорошо, было хорошее снабжение. Достойный труд достойно оплачивался. Но всё же главной была идея! Государство оказывало большое внимание строителям БАМа, сюда постоянно приезжали известные артисты, композиторы, спортсмены, космонавты. К примеру, над Бурятским участком БАМа шефствовала сборная СССР по вольной борьбе. Частыми гостями по линии ЦК комсомола на БАМе были олимпийские чемпионы, братья Сергей и Анатолий Белоглазовы, Леван Тедиашвили, Юрий Шахмурадов. Они проводили мастер-классы, встречи, привозили в подарок спортинвентарь, - отмечает Сергей Будажапов.
Одним из примеров бескорыстия комсомольцев Бурятии на БАМе является увековечивание подвига советских лётчиков и геологов, проводивших здесь в 1939 году изыскательские работы. В нерабочее время ребята подняли со дна Баранчеевского озера разбившийся гидросамолёт.
- Они нашли его, достали со дна, далось это непросто. Хотя озеро неглубокое, но толстый илистый грунт затруднял работы. Поднимали самолёт со дна водолазы-любители технологического института. А поднимать без специальной техники было не просто, но ребята проявили смекалку. Останки самолёта сегодня находятся в Музее военно-воздушных сил в подмосковном Монино. Но полная копия самолёта, сделанного на авиазаводе, сегодня украшает железнодорожный вокзал Таксимо, - рассказывает Сергей Будажапов.
Кроме того, ребята нашли семьи всех погибших лётчиков и геологов. Они тогда съездили в Москву, в этой работе активное участие принимал Виктор Измайлов, в то время возглавлявший молодёжную редакцию Бурятского телевидения и радио. И в том, что имена этих отважных людей тогда были восстановлены и память о подвиге изыскателей живёт и поныне, заслуга наших комсомольцев.