Общество 10 окт 2018 2383

​БАМ «Комсомольца Бурятии»

Те, кто жил, рос и трудился в советскую эпоху, хоро­шо знают, что такое комсомольские ударные стройки. Тысячи молодых добровольцев на протяжении всей истории Советского Союза были готовы по комсомоль­скому призыву влиться в ряды строителей коммуниз­ма, продолжая подвиги старших поколений и открывая новые страницы в истории комсомола.

Комсомольские удар­ные стройки стали на­стоящей «визиткой» про­шедшей советской эпохи. Сколько же было целин­ных земель, сколько горо­дов и объектов построено, благодаря энтузиазму и самоотверженному труду молодых сердец! Дальний Восток, Сибирь, Южная и Центральная части тер­ритории Советского Сою­за… Страна развивалась, застраивала, осваивала новые места и восстанав­ливалась после Великой Отечественной войны. Бо­лее трёх миллионов юно­шей и девушек направил комсомол на важнейшие стройки – Донбасс, Днепро­ГЭС, Волжская, Каховская, Куйбышевская, Братская, Днепродзержинская ги­дроэлектростанции, Казах­станская Магнитка, желез­ная дорога Абакан-Тайшет, нефтепровод «Дружба», Байкало-Амурская маги­страль... Шефство комсомо­ла над ударными стройка­ми страны приносило свои плоды: удавалось доби­ваться более высоких по­казателей. Вовлечённая в преобразования молодёжь стала символом подъёма страны.

Среди всесоюзных комсомольских ударных строек три пришлись на Бурятию. Молодые стро­ители со всего СССР, в том числе и нашей республики, внесли огромный вклад в возведение таких градообразующих предприятий, как Селенгинский цел­люлозно-картонный ком­бинат, Гусиноозёрская ГРЭС, а также в строительство Байкальско-Амурской ма­гистрали.

Отметим, что Бурят­ский участок магистрали по протяжённости занима­ет одну шестую часть всей трассы, а по затратам на её долю пришлась треть затрат строительства всей магистрали.

О БАМе, а точнее исто­рии отряда «Комсомолец Бурятии», который на про­тяжении многих лет достойно трудился на Бурят­ском участке магистрали, мы поговорили с Сергеем Будажаповым. Об отряде, впрочем, как и в целом о комсомоле республики, наш собеседник знает не понаслышке. Этой орга­низации он отдал многие годы жизни, а с 1979 по 1982 год, как раз в период соз­дания отряда, Сергей Пур­буевич возглавлял комсо­мол Бурятии, был первым секретарём обкома ВЛКСМ Бурятской АССР.

ОТРЯД СОЗДАВАТЬ НЕ РАЗРЕШАЛИ

Напомним, что строи­тельство БАМа было заду­мано ещё до Великой Оте­чественной войны. Первые проектно-изыскательские работы будущей железно­дорожной магистрали на­чались в 1939 году, но из-за начавшейся войны работы были приостановлены. И лишь в апреле 1974 года БАМ был объявлен Все­союзной ударной комсо­мольской стройкой. На XVII съезде ВЛКСМ принимается решение о создании штаба строительства магистрали.

- Сегодня трудно пред­ставить себе, что молодые ребята, по сути, прямо со съезда, из Кремлёвского дворца высадились в тай­гу на мысе Курла, где сей­час расположился город Северобайкальск. По пояс в снегу готовили площад­ку для временного жилья, начинали разворачивать производственные и быто­вые объекты, чтобы потом приступить к реализации главной задачи. Люди еха­ли на самом деле, как по­ётся в песне, «за туманом и за запахом тайги». Энтузи­азм был огромный, моло­дёжь показывала образцы самоотверженного труда, - рассказывает Сергей Бу­дажапов.

Не могли оставаться в стороне и комсомольцы Бурятии. Они забрасыва­ли райкомы комсомо­ла запросами, чтобы их направили на БАМ, тре­бовали комсомольские путёвки. Многие самостоятельно добирались до места и устраивались в различные строитель­но-монтажные предприя­тия. К тому же уже гремели на всю страну ленинград­ский, эстонский комсо­мольские отряды, которые строили Северобайкальск и Кичеру. Поэтому вопрос создания собственного комсомольского отряда, как говорится, назревал давно, и в августе 1980 года он был создан. Хотя, как считает Сергей Буда­жапов, «Комсомолец Буря­тии» должен был появить­ся раньше:

- Дело в том, что, к со­жалению, областной ко­митет партии почти шесть лет не поддерживал идею создания своего отряда и направления его на БАМ.

Обком партии аргумен­тировал своё решение тем, что БАМ строит вся страна, тогда как в республике до­статочно своих нерешён­ных вопросов – бурятский комсомол, прежде всего, должен заниматься живот­новодством, сельскохозяй­ственным производством.

- В то время, дей­ствительно, было такое движение, когда на селе оставались целые классы выпускников. К примеру, в Ноёхоне Селенгинского района, в Джидинском рай­оне было много молодых чабанов. Первыми лауре­атами премии Ленинского комсомола стали чабан Цырендоржи Шандаков из совхоза «Селенгинский», дояр совхоза «Саянский» Тункинского района Доржо Хапхаранов. Тогда действи­тельно уделялось большое внимание развитию жи­вотноводства и в целом сельского хозяйства. Селу нужны были люди, и зада­ча партийных органов на тот момент была - макси­мально мобилизовать в эту отрасль людей, особенно молодых, - рассказывает Сергей Будажапов.

Требовались рабочие силы и для Улан-Удэнского домостроительного ком­бината, подбором кадров также занималась республиканская комсомольская организация.

- И лишь когда мы вы­полнили задачу по форми­рованию комсомольского отряда на ДСК, я вновь поднял перед первым се­кретарём обкома партии Андреем Урупхеевичем Модогоевым вопрос о ком­сомольском отряде на БАМ. И он дал добро, - рассказы­вает Сергей Пурбуевич.

В августе 1980 года от­ряд «Комсомолец Бурятии» высадился в Таксимо.

ПОЧЕМУ ТАКСИМО?

Выбор места для отря­да «Комсомолец Бурятии» был определён не сразу. Первый секретарь Севе­робайкальского райкома партии Николай Крючков настоятельно просил, что­бы он работал на полустан­ке Янчукан, что в переводе с эвенкийского означает «гиблое место». Были и другие варианты. Но в ито­ге, по настоянию обкома комсомола Бурятии, всё же решили высаживать отряд в Таксимо.

- Нас тогда сильно под­держали секретарь обкома партии Александр Бадиев и первый секретарь Баун­товского райкома партии (Муйского района тогда ещё не было. – авт.). Вместе с Бадиевым мы облетели вдоль будущей трассы и остановились на Таксимо. На наш взгляд, в то вре­мя это был наиболее пер­спективный вариант, и ,как покажет время, мы были правы, - считает Сергей Будажапов.

ОТБОР В ОТРЯД БЫЛ ЖЁСТКИМ

В отряд «Комсомолец Бурятии» набирали моло­дёжь со всей республики. Отбор был жёстким, даже строже, чем в строитель­ные отряды и в загранич­ные поездки в соцстраны. Рассматривались мораль­ные качества кандидата, его работоспособность, ак­тивная жизненная позиция, обладание строительными специальностями. Комис­саром отряда был назначен Михаил Кокорин, командиром - Лев Бороев.

Комсомольцы отряда проявили на БАМе лучшие свои качества, в срок и ка­чественно сдавали объек­ты. Отряд по праву считался одним из лучших не только на Бурятском участке ма­гистрали, но и на всей трас­се БАМа. Больше половины отряда были награждены за свой самоотверженный труд высокими государ­ственными наградами, не говоря о ведомственных.

А фронт работы был самый разнообразный. По­мимо выполнения своей основной задачи – строительство железнодорож­ных путей, необходимо было строить и другие сопутствующие объекты – школы, жилые дома, ма­газины, больницы, детские сады и многое другое. Большую помощь оказы­вал в те годы начальник строительно-монтажного поезда №670 Александр Мезенцев. Молодой по воз­расту и близкий по духу, он всегда шёл навстречу, и в том, что отряд успешно работал, есть и его заслуга.

Благодаря «Комсомоль­цу Бурятии» небольшая де­ревушка Таксимо сегодня превратилась в большой населённый пункт, район­ный центр, где всё пропи­тано духом отряда.

- Это не пафосные сло­ва, это было действительно так, - говорит Сергей Буда­жапов.

Многие из тех, кто на­чинал строить посёлок, остались в нём. Здесь жи­вёт уже третье поколение строителей Таксимо.

- О строительстве Бу­рятского участка БАМа, отряде «Комсомолец Бу­рятии» хорошо написано в книге бывшего начальника штаба ЦК ВЛКСМ, который координировал работу комитетов комсомола на магистрали, на Бурятском участке БАМа, Баира Бал­барова «Магистраль моей молодости», - отмечает Сергей Будажапов.

ЗА ТУМАНОМ И ЗА ЗАПАХОМ ТАЙГИ

- Конечно, на БАМе ра­ботали не только за идею, не скрываю, что ребята по­лучали хорошо, было хоро­шее снабжение. Достойный труд достойно оплачивал­ся. Но всё же главной была идея! Государство оказы­вало большое внимание строителям БАМа, сюда по­стоянно приезжали известные артисты, композиторы, спортсмены, космонавты. К примеру, над Бурятским участком БАМа шефствова­ла сборная СССР по вольной борьбе. Частыми гостями по линии ЦК комсомола на БАМе были олимпийские чемпионы, братья Сергей и Анатолий Белоглазовы, Леван Тедиашвили, Юрий Шахмурадов. Они проводи­ли мастер-классы, встречи, привозили в подарок спортинвентарь, - отмечает Сер­гей Будажапов.

Одним из примеров бес­корыстия комсомольцев Бурятии на БАМе является увековечивание подвига советских лётчиков и гео­логов, проводивших здесь в 1939 году изыскательские работы. В нерабочее вре­мя ребята подняли со дна Баранчеевского озера раз­бившийся гидросамолёт.

- Они нашли его, до­стали со дна, далось это непросто. Хотя озеро неглу­бокое, но толстый илистый грунт затруднял работы. Поднимали самолёт со дна водолазы-любители тех­нологического института. А поднимать без специ­альной техники было не просто, но ребята проявили смекалку. Останки самолё­та сегодня находятся в Му­зее военно-воздушных сил в подмосковном Монино. Но полная копия самолёта, сделанного на авиазаводе, сегодня украшает желез­нодорожный вокзал Такси­мо, - рассказывает Сергей Будажапов.

Кроме того, ребята на­шли семьи всех погибших лётчиков и геологов. Они тогда съездили в Москву, в этой работе активное участие принимал Виктор Измайлов, в то время воз­главлявший молодёжную редакцию Бурятского теле­видения и радио. И в том, что имена этих отважных людей тогда были восста­новлены и память о под­виге изыскателей живёт и поныне, заслуга наших комсомольцев.

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также