Блоги 30 янв 2019 4590

​Сагаалган с Бадма-Хандой

Где бы ни была звезда бурятской эстрады, но в первый день Сагаалгана она обязательно приезжает в отчий дом и поздравляет родителей с традиционной церемонией золголго.

Новый год по восточному календарю в этнической Бурятии - это главный праздник. Зовут его Сагаалган или Праздник Белого месяца. В это время в дацанах возносятся молитвы за благополучие и развешиваются хии морины – разноцветные флажки удачи. Они колышутся на ветру, и божества воздуха читают отпечатанные на них мантры и подписанные от руки имена, например, «Баир», «Коля», «Дарима». Эти трое, как впрочем, и все обитатели близлежащей местности получат благословение на весь наступивший год. А Баир, Коля и Дарима придут домой и сядут за накрытый стол…

И так, как встречают Новый год в бурятской глубинке, в заснеженной степи, на отаре?

На отаре

Звезда бурятской эстрады Бадма-Ханда Аюшеева - примерная дочь. И выкроить время в плотном графике концертных выступлений для посещения родителей в дни Сагаалгана - дело святое для нее. Благо жили они тогда, а дело было в 2006 году, совсем недалеко – всего в двух часах езды от города, на отаре в Мухоршибирском районе. Отара Аюшеевых ничем не отличалась от других животноводческих стоянок республики: на пологом холме жилой дом и загоны с кошарами для овец. Внизу - белеет укрытая снегом Тугнуйская долина. Степь казалась безжизненной - трескучий мороз загнал все живое в дома и кошары. Над домами стоял свечкой дым, а над кошарами клубился пар от дыхания овец, привлекая внимание голодных волков и скотокрадов.

На дворе стоянки царило оживление, отец певицы ургой – длинным шестом с арканом гнал коз и коров, а братья мотопилой распиливали сухостой на дрова. «Сагаан hара-ар! Сагаалгана-ар!», - обнялись родичи и подгоняемые морозом, быстро занесли пакеты с гостинцами в дом.

А в доме жизнь бурлила, самое теплое место у печки занимали блеющие ягнята, вместе с ними в большом ящике с удовольствием барахталась кошка. Домашний алтарь украшали подношения божествам, горела лампада, а на печке из кастрюль и позницы безудержно рвался пар.

В доме

Звезда и дочь Уяна начали быстро переодеваться. Прочь сапоги на каблучках «Лаура Берти» - вместо них гутулы с загнутым носом, дэгэлы на овчине и остроконечные малахаи с кисточкой, отороченные мехом соболя и рыси. Переоделись в праздничную национальную одежду и домашние. Вот Бадма-Ханда одела серебряный с красными кораллами гарнитур и начинается церемония золголго….

Бабушка, отец и мать расселись, а дочь с внучкой выстраиваются в ряд перед ними. Гости кланяются, поздравляют и желают хозяевам долгих лет жизни, здоровья и счастья и преподносят им хадаки. Причем родители встают, а Бадма-Ханда поддерживает их за руки снизу, те, в свою очередь, кладут свои руки сверху. Вслед за благопожеланиями следуют подарки: женщинам платки, а отцу рубашка. Родители с благодарностью принимают дары.

А гостей уже манит стол, уставленный огромными кусками мяса в миске, непременными буузами, бовами, пенками и прочими яствами. Хозяин дома, отец певицы Дымбрыл-Даба, приглашает гостей: «Проходите, садитесь, отведайте наше угощение, попробуйте белую пищу!» Гости церемонно благодарят: «Спасибо! Спасибо! Какое богатое угощение!», а хозяйка предлагает взять с подноса водочку, разлитую в стопки. Отпив, гости возвращают стопки на поднос, бутылка при этом на стол не ставится. После чего все принимаются за обед.

В это время на экране телевизора по спутниковой антенне транслируется праздничный концерт – звучат монгольские, бурятские и калмыцкие песни. Клипы певцов не отличаются большим разнообразием – все степь да степь, стада и табуны, юрты да всадники. Только раз мелькнул клип с пионерами в красных галстуках и портретом Цыденбала. Но степные мелодии полны нежности и грусти, и почему-то вспоминается детство и сжимается грудь.

Ягнята и волки

Вместе с людьми приступили к обеду и ягнята. Бабушка, сняв праздничный наряд, стала поить их из коровьего рога с резиновой соской, прикрепленной на узкий конец. Ягнята тут же устраивают веселое столпотворение в борьбе за кормежку. Дымбрыл-Даба рассказывал - начался массовый окот овец, и ежедневно рождается от 10 до 40 ягнят, а морозы стоят жуткие, вот и приходится держать новорожденных дома. Тем не менее, овец продолжают пасти в низинах. Там, летом близко к поверхности подступает вода, и вырастает высокая трава, которую не придавливает снег. Чабаны смотрят за отарой неотступно, волки рядом – они уже унесли трех животных. Недавно Даши-Бимба, брат певицы, подстерег одного хищника и погнался за ним, но серый ушел в степь. Да и ночью надо держать ухо востро – скотокрады не дремлют. Как-то ночью Дымбрыл-Даба с сыновьями отбились от четверых воров, так те не отступились, украли десяток овец на соседней отаре у одинокого старика.

Гастроли

В свою очередь, Бадма-Ханда рассказывала родителям о своих новостях, о том, что недавно побывала в Германии, а в планах - Нью-Йорк, где «Галерея Ханхалаева» открывала новую выставку. В этом же году ей предстоял тур по Европе и Америке в рамках презентации диска, записанного с американским джазменом Родуэлом Раддом.

Время за разговором и буузами прошло быстро, а у звезды был вечерний концерт в филармонии, и гости засобирались домой. На этот раз наступил их черед получать подарки. Они сидят рядком, а хозяева поздравляют и одаривают их. Больше всех подаркам радуется маленькая Уяна, ей перепадает куча сладостей и купюр разного достоинства. Певица садится за руль «короны», и машина выезжает на трассу. А в противоположную сторону от отары скачет всадник с ургой наперевес. Вскоре фигурка превращается в точку, а затем и вовсе тает в степи - бескрайней, ослепительно сияющей и звонкой под зимним солнцем, словно песня Бадма-Ханды…   

Автор: Александр МАХАЧКЕЕВ