В разное время дня и в разные дни недели в банях Улан-Удэ складываются банные компании, которые у многих становятся главными центрами коммуникации. Особенно банные процедуры важны для пенсионеров, у которых априори сузился круг общения. Вместе парятся, вместе отдыхают. После бани распаренный народ ныряет в кафе, где друзья-приятели угощают друг друга и вместе отмечают праздники. И даже вне бани. Один из банщиков из нашей компании (бывший сотрудник УФСИН), на своём юбилее представлял своих гостей таким образом: «Родня!», «Тюрьма!», «Баня!».
Предбанник
Я влился в эту банную компанию лет десять назад. Тогда открылся банный комплекс «Сатори» и моя прежняя компания в полном составе переместилась туда. Я же остался верен бане на ПВЗ. Поначалу только парился и приглядывался к ним - громкоголосым и галдящим любителям экстремально сильного пара!
Пар обычно подбрасывает легендарный Лукич. Его классическая троечка – три полных ковша в самые раскалённые места. Бросает, коротко и резко опрокидывая ковшик. Это не «рассыпушечка», когда водичку веером разливается по всей каменке. Почему Лукич бросает три ковша? На этот счёт есть мнение, что Лукич умеет считать только до трёх! Шутка! У многих после его коронной подачи сворачиваются уши, и они спускаются вниз по полкам или же вовсе дезертируют вон из парилки.
После бани я встречался с ними уже в кафе. Они сидели шумной компанией рядом и Валерий Иванович Пинтаев, мой давнишний старший товарищ, частенько приглашал присоединиться к ним. Так я постепенно влился в их круг и стал в ней своим. Сегодня предоставляю слово моим друзьям, ветеранам компании. В чём смысл её существования? Какие традиции? Что они находят в общении друг с другом?
Сергей Васильевич Захаров
«В моём детстве в баню ходили все. Благоустроенные квартиры с канализацией, водопроводом и центральным отоплением, были наперечёт. Помоемся, попаримся с папой. А потом идём в буфет! На Смолина в Первой городской бане буфет был сбоку. Как хорошо было в детстве! Папа возьмёт себе кружку пенного напитка, которое накачивали под напором из бочек, а мне купит вкуснейший брусничный морс с пончиками или калачками!
С отцом я ходил в баню на Смолина с 1952 года. Она была единственная в округе. Когда он уходил в рейс, я, пока не подрос, ходил в женское отделение с мамой, иногда с соседями. Тогда женское и мужское отделения были на обоих этажах, а стёкла на первом этаже были замазаны краской. Конечно, в женском отделении стёкла были расцарапаны – мальчишки постарались, а у мужчин стёкла стояли целехонькие - никто не царапал.
Рождение команды (Захаров)
А наша банная команда сформировалась с 1975 года. Мы вместе парились, у каждого была своя излюбленная кабинка. Из ныне живущих это я, Володя Королёв и Коля Богданов. Так мы парились пока баня на Смолина не закрылась на реконструкцию, а это было в 1981 – 1982 гг. Раньше в парилку подавали готовый пар, а потом в каменку поставили электротены. Вместо одной большой парилки стало две маленькие, чтобы в одной грелись, а в другой парились. Но каменки в них были маленькие, они быстро заливались водой, остывали, и наша большая компания просто не вмещалась вся. И мы перешли в баню ПВЗ!
Если была очередь, то мы, конечно, заходили вместе, занимали кабинки в раздевалке, шайки и лавки в мойке. После бани мы ходили в буфет постоять с кружками. Ходили нашей банной компанией. Главным организатором у нас был Виктор Петрович Борисов, мы его звали старостой. Он был с 1940 г.р., строитель по жизни. А вот в первый раз официальный юбилей одного из нас отметили в ноябре 1998 года. Тогда нашему Владимиру Евгеньевичу Карепину стукнуло 50 лет! Отметили у него дома, тогда ещё не было особо кафе и ресторанов. Потом пошло – поехало, отмечали юбилеи у Олега Гершмана, Александра Дарханова, Коли Богданова и других».
Николай Лукич Богданов
«Я всю жизнь ходил в баню, раньше-то мы жили в неблагоустроенных домах. Ходил по воскресеньям, в будни работали. Привычка осталась, и она переросла в хобби. Сначала ходили на Смолина, а потом перешли на ПВЗ. Тогда люди были другие – советские, добрые и добродушные. Но напряжение скопившееся на работе нужно было снимать, расслабиться. После бани пили только пиво, кружечку, другую и всё. Водку не пили. Семья была довольна, жёнам это нравилось. Вместе с нами они ездили по ягоды, по грибы. Сейчас со мной ходит сын и ему это нравится».
Эдуард Викторович Кулибабин
«Меня привёл в компанию в начале 90-х Саша Антипов, рабочий с моторостроительного завода. В бане все равны, тот же Серёжа Захаров из рабочих, а Ильин был зампредом, Думнов – министром, Булдаев – хуральцем. В бане начальников и генералов нет. Демократия, дружба и коллективизм! Тогда у нас старостой был Витя Борисов, принципиальнейший человек! Так просто войти в компанию было невозможно. Витя наводил справки и бывало, отшивал достаточно известных в городе людей: «Он нам не годится!»
А желающих попасть к нам было много, в банных кругах мы были самая известная в городе команда из порядка 25 человек. У нас были филиалы в банях на Геологической и на Машзаводе. Тогда бойлеров, чтобы греть воду не было и когда летом горячую воду отключали, мы перемещались в другие бани. В бане на Геологической командовал Николай Васильевич Бутуханов, экс-министр МВД, и там нас очень хорошо принимали. На машзаводе была своя команда, правда, от неё, теперь, остался всего один человек. Мы заранее звонили им, забивали места, а когда у них баня закрывалась, они приезжали к нам.
Выборы президента (Кулибабин)
Когда наш староста Витя Борисов умер в 2001 году, мы его похоронили, а потом стали решать: «Кого вместо него?» Принцип был такой, чтобы староста ходил постоянно, всегда был на месте. А, например, Геннадий Тарасович Ильин в мае проставлялся и до сентября уезжал на дачу, некоторые уезжали в командировки, по делам и т.д. И мы выбрали Владимира Евгеньевича Карепина, слесаря локомотивного депо и бывшего народного депутата СССР. Он ходил постоянно, его выборную должность мы переименовали в духе времени - в президента нашей компании!
Тогда в 90-е всё было по старому, по-советски, общепит ещё не был развит и мы располагались с пивом и закусками прямо у кабинок. Это хорошо показано в сцене с баней в «Иронии судьбы или с лёгким паром!» Вот также и мы отмечали Новый год, а народ на нас косился: «Когда эти освободят наконец кабинки?!» Часто мы перемещались то к одному, то к другому домой. Наши жёны к нашим посиделкам относились спокойно. Мы все люди уважаемые, адекватные и самодостаточные. Лишнего не позволим. Больше сами переживали: «Сегодня Наташа меня убьёт!» Вот так уже сорок лет «убивают» и никак не могут довести дело до конца!»
Владимир Евгеньич Карепин (Президент компании с 2001 по 2023 гг. Переехал в Санкт-Петербург)
«Я присоединился к компании в 1975 году. После бани мы пили только пиво, только Думнову в заведении персонально приберегали чекушку. Это была кафешка на Элеваторе около Бурятэнерго, там работала барменша Марина. Потом она уехала в Краснодар, пивная закрылась и у нас началась череда скитаний по другим барам. Все были на машинах и проблем не было. Тогда нас собиралось человек 25 и это было в начале 2000-х.».
Валерий Иваныч Пинтаев
«Мы с моим другом и земляком Владимиром Романовичем Булдаевым ходили в баню на ПВЗ с 80-х. Я работал в Октябрьском РК КПСС и с тех пор знал Эдуарда Викторовича Кулибабина. Он тогда был замдиректора моторостроительного завода и всё время ходил с кожаной папочкой. Их компания в бане была заметной, только шум стоял. А после бани мы встречались в баре и постепенно, мы с Романычем, влились в коллектив. Вместе мы отмечали не только дни рождения, юбилеи и Новый год, но и дни рождения детей и внуков. Приглашали друг друга на свои праздники, и банная компания всегда выступала хором. А на Новый год и 8 Марта дарим подарки нашим девочкам – банщицам.
У меня были промежутки длительного отсутствия, когда я семь лет был мэром Байкальска, потом три года ездил на вахту на прииск в Хабаровском крае. Всё это время наша баня была всегда со мной. Специально приезжал на выходные из Байкальска, а когда уезжал или приезжал с прииска устраивал проводы и встречи. Для меня наша баня это всё! В 2025 году нашей банной компании на ПВЗ исполнится 50 лет! Сколько в ней перебывало людей. Ведь им свойственно болеть, стареть, умирать или уезжать. Но компашка остаётся жизнеспособной до сих пор! А всё потому, что обновляется. На место выбывшего бойца, заступает новый и жизнь продолжается!»
Посвящается друзьям – банщикам и любителям пива
В день воскресный поутру,
С вечера собравшись.
В баньку мы спешим к парку,
Всей командой нашей.
Перед тем, как взять билет,
Посудачим на морозе.
Кто покурит, кто вздохнёт
Есть ли пар, и крепок он ли.
Второпяв раздевшись,
С удивлением узнав,
Что Карепин и Петрович
Разомлели пар приняв.
Нас обида не берёт,
Лишь на лавке было б место.
Замочив быстрее веник,
Мы спешим в парилку вместе.
Кто поддаст, конечно, Коля,
Лукича тут не учи.
Если ковшичка Вам мало,
Так весь тазик получи.
Ничего, что уши трубкой
Хлещут с криком «Ну поддай!»
Массаж веником, веник юркий,
С благодатью принимай.
Раза три сходив в парилку,
И с блаженством приняв душ.
Разогревшись и обмывшись
Мы выходим отдохнуть
Сидя рядом на скамейке
Травят все. Во что горазд
И порою, как и в Думе
Внемлем лидера наказ
Лидер споров это Юра
С ним Карепин не сдаёт
Видно статус депутата
Силы Вове придаёт
Опыт давних споров мелких
За судьбу России, Нас!
Вдруг смешком заденут Юру
Тот Карепину поддаст
Два часа предбанник хладный
Горячит сей жаркий спор
Но приходит время мыться
Угасает разговор
Кончив споры и помывшись
Мы спешим к Марине в бар
Чтоб по кружечке, другой
Пивом банный сбросить жар.
Посудачив, попивая «стимул» - славное пивцо
Разомлевши, разъезжаясь в предвкушении того
Чтоб в воскресный день пораньше
Утром встретиться опять
И с парильщиками снова
Сладость бани принимать.
Виктор Думнов. 1998 г.