История бурятского здравоохранения знает немало славных имён людей, внёсших значительный вклад в оздоровление народа. Среди них достойное место занимает и выдающийся советский врач-венеролог, учёный и организатор здравоохранения Вольф Броннер. Сегодня даже среди медицинских работников о нём мало кто знает, тогда как на заре социализма он сделал многое в борьбе с венерическими заболеваниями в Бурятии.
Один из немногих людей, если не единственный в республике, кто занимается исследованием биографии Вольфа Моисеевича – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Всеволод Башкуев. На протяжении многих лет он собирает данные, касающиеся выдающегося учёного. Большую помощь в этом ему оказывает правнучка Вольфа Броннера - доцент РАНХиГС Мария Майофис, которая сегодня живёт в Москве. Результатом работ стал ряд публикаций в различных изданиях, научные монографии.
В поисках знаний
Родился Вольф Броннер 19 января 1876 года в Верхнеудинске в семье крестьянина Бичурской волости Верхнеудинского уезда Забайкальской области. Ещё во время учёбы в Томском университете он познакомился с будущим наркомом здравоохранения БМАССР Андреем Трубачеевым. За участие в студенческих беспорядках Броннер был исключён из университета. - Не имея возможности завершить образование в России, в 1899 году Вольф уехал из страны, - рассказывает Всеволод Башкуев. - В январе 1900-го он выдержал докторский экзамен в Берлинском университете, а в марте того же года защитил диссертацию и получил диплом доктора медицины. После этого Броннер вернулся в Россию, где осенью 1900 года выдержал государственный экзамен в Казанском университете и стал дипломированным врачом, работал городским врачом в Верхнеудинске.
Но пробыл в городе Броннер недолго. Спустя год, заболев туберкулезом, вынужден был уехать в Италию, оттуда в Берлин для занятий научной работой. Там он вошёл в группу сибирских социал-демократов - «искровцев», через которых проходила одна из нитей, связывавших «Искру» с Сибирью, в частности с Томском. Туда в 1902 году и возвратился Броннер со своей женой Еленой Фуксман. Отметим, что она училась вместе с ним в Берлине и начала революционную деятельность.
- В Томске у Броннера как специалиста по кожно-венерологическим болезням была обширная врачебная практика. Одновременно он продолжал участвовать в революционной деятельности, вошёл в состав Сибирского социал-демократического союза и Томского комитета РСДРП, - продолжает Всеволод Башкуев. - С началом революции 1905 года, после столкновений демонстрантов с полицией, ему пришлось перейти на нелегальное положение, а затем перебраться в Париж. Во Франции Броннер провёл несколько плодотворных в научном отношении лет. Он снова сдал экзамены специалиста, на сей раз в факультетской урологической клинике Неккера под руководством одного из основателей современной урологии Ф. Гюйона, позднее совершенствовался в области бактериологии и биохимии, работая в Пастеровском институте.
Добровольно в тюрьму
В 1913 году Вольф возвратился в Россию прекрасно подготовленным врачом и научным работником, обладавшим огромным опытом клинической, исследовательской и научно-организационной работы. За границей у него остались обширные научные связи, репутация известного исследователя и публикации в ведущих медицинских журналах. Для продолжения работы в России Броннеру было необходимо перейти на легальное положение. Препятствием этому было его привлечение к суду за участие в событиях 1905 года.
- Зная, что после амнистии 1913 года большой срок ему не грозит, Броннер добровольно явился в Томский окружной суд, и 13 февраля 1914 года был приговорён к полутора годам заключения в крепости, которое отбыл в одиночной камере Томской губернской тюрьмы, - отмечает Всеволод Башкуев.
После отбытия срока в конце марта 1915 года врач переехал в Москву, где на протяжении четырёх лет работал ассистентом в клинике кожных и венерических болезней Московского университета у известного венеролога Г.И. Мещерского. С весны 1917-го был главным врачом венерологического госпиталя. В этот период закладываются основы общественно-медицинской деятельности Вольфа Броннера. В 1917 году он избран секретарём ЦК Всероссийского союза по борьбе с венерическими болезнями и проституцией.
На борьбу с социальными болезнями
После Октябрьской революции борьба с венерическими болезнями стала важнейшей задачей государственных органов здравоохранения. В 1918 году в Наркомздраве РСФСР была выделена секция социальных болезней с подсекцией (позже – подотделом) по борьбе с венерическими болезнями. Возглавив его, Броннер положил начало новому направлению социально-гигиенических исследований - социальной венерологии. Постепенно он и его коллеги пришли к мысли о необходимости создания Государственного венерологического института, открытие которого состоялось в декабре 1921 года. Под крышей института были объединены клиническая, экспериментальная и социальная венерология, где, по замыслу Броннера, должна была проходить подготовка врачей-венерологов-общественников.
- Важнейшим звеном в комплексе мер по решению проблемы социальных болезней в Советской России было оздоровление национальных меньшинств. К 1920-м годам проблема социальных болезней среди нацменьшинств России приобрела такой масштаб, что советское правительство начало предпринимать централизованные меры по ликвидации этого опасного явления, - говорит Всеволод Броннер. - Отметим, что в Бурят-Монголии в 1924-25 годах сифилис составлял около четверти всех зарегистрированных случаев инфекционных заболеваний. На борьбу с венерическими болезнями в БМАССР советское правительство направило лучших специалистов. Таким образом, республика оказалась на переднем крае борьбы с социальными заболеваниями. Были организованы предварительная экспедиция летом 1926 года германских специалистов – нейропсихиатра К. Вильманнса и дерматолога А. Штюмера, а также получившая широкую известность советско-германская экспедиция 1928 года по изучению эндемического сифилиса.
Советско-германская экспедиция заложила прочную научную основу дальнейшей стратегии ликвидации сифилиса как социального явления в Бурят-Монголии. Для реализации модернизационных целей по улучшению условий и качества жизни местного населения посредством его санитарно-гигиенического просвещения, приобщения к достижениям европейской медицины, изменения сложившихся сексуальных обычаев и морали советское правительство прибегло к помощи ведущих мировых специалистов в сифилидологии, временно отбросив идеологические различия. Подобное прагматическое отношение повторилось позже во время сталинской индустриализации, когда на строительство объектов тяжёлой промышленности из-за границы массово привлекались инженеры и технические специалисты.
Стране нужны медицинские кадры
- Большое место в трудовой деятельности Вольфа Броннера занимала работа по реорганизации высшего медицинского образования в стране. В 1924 году он возглавил отдел высшего медицинского образования наркомата просвещения, которым руководил 8 лет. Под его руководством были разработаны специальные тезисы о реформе высшей медицинской школы. В учебный план медицинских вузов были введены профилактические дисциплины - социальная гигиена, гигиена труда, гигиена воспитания и так далее, – отмечает Всеволод Башкуев.
Отметим, что по инициативе Броннера в 1924 году начал издаваться журнал «Венерология и дерматология». С самого основания Большой медицинской энциклопедии он входил в её редколлегию и вёл раздел венерологии. В журнале «Социальная гигиена» Вольф Моисеевич руководил отделом «Социальные болезни». Броннер был одним из организаторов и руководителей первых четырёх съездов по борьбе с кожно-венерическими заболеваниями и всероссийских совещаний по борьбе с проституцией. С 1922 года он представлял медицинскую науку в Государственном учёном совете, а в 1926 году стал членом его президиума и председателем медицинской секции.
- Многие годы Вольф Броннер был членом Учёного медицинского совета Наркомздрава. Помимо биохимии и фармакологии, он занимался проблемами девиантологии, стремясь понять психологические механизмы проституции, половых извращений и других проблем. За свою деятельность Броннер был удостоен многих наград и званий, одним из первых ему присуждено звание Героя медикосанитарного труда. В 1926 году Государственный венерологический институт получил имя В.М. Броннера. В мае 1928 года БурЦИК по ходатайству Наркомздрава БМАССР присвоил Верхнеудинскому венерологическому диспансеру имя профессора Броннера. Таким образом, он стал легендой советского здравоохранения ещё при жизни, - добавляет Всеволод Башкуев.
Попал под репрессии
К сожалению, политические процессы начала 1930-х годов оказали влияние и на жизнь Броннера. Под давлением критики он был вынужден пересмотреть свои гуманистические взгляды 1920-х годов на социальную венерологию и публично признать их ошибочность. 23 октября 1937 года Вольф Броннер был арестован.
- Учёный попал в список «руководящего состава контрреволюционной правотроцкистской, заговорщицкой и шпионской организации» в составе 469 человек, представленный Берией и Вышинским 14 февраля 1939 года для получения санкции на расстрел. Эта санкция была оформлена как решение Политбюро от 16 февраля за подписью Сталина. 7 марта 1939-го Броннер был расстрелян. Его прах захоронен на территории Донского монастыря в Москве. Реабилитирован 28 апреля 1956 года, – поясняет Всеволод Башкуев.
В течение долгого времени имя и судьба нашего земляка находились в относительном забвении. В сжатом виде информация о нём появлялась в специализированных медицинских периодических изданиях, но глубокого научного исследования жизни и деятельности этого неординарного человека нет до сих пор. Попав под каток сталинской репрессивной машины, Броннер потерял не только жизнь, но и большую часть памяти о себе, на долгие годы «выпав» из общественного дискурса.
Всеволод Башкуев считает, что необходимо вернуть республике имя Вольфа Моисеевича Броннера, который своей яркой, но незаслуженно забытой биографией сделал многое для бурятского народа в сложный период становления его государственности, увековечить его память в родном городе Улан-Удэ.