Общество 27 фев 2019 3890

​​Остров Даманский: забытые герои

2-3 марта в городах Дальнереченск и Лучегорск При­морского края состоятся торжественные мероприятия, посвящённые 50-летию вооружённому конфликту на известном сегодня всему миру острове Даманский. В них примут участие делегации из многих регионов России. Ход подготовки к ним взял под личный контроль врио губернатора края Олег Кожемяка.

Отмечать юбилей будем достойно

Своё отношение к со­бытиям на Даманском Ко­жемяка чётко озвучил на первой встрече с главными редакторами приморских СМИ, прошедшей вскоре после вступления в долж­ность, когда ему задали прямой вопрос: будет ли Приморье отмечать 50-ле­тие исторических событий? Такой вопрос был задан не случайно, учитывая полити­ку, которая сегодня склады­вается в стране, то, что в ус­ловиях санкций со стороны Запада Китай рассматрива­ется как главный стратеги­ческий партнёр России, у ко­торого, понятно, свой взгляд на события на Даманском. Ответ был предельно чёт­ким и понятным - отмечать будем, как положено, до­стойно настоящих героев. И это не случайно. С конца 80-х не было ни одной мар­товской годовщины, когда бы Олег Кожемяка не при­езжал бы в Дальнереченск или, как минимум, не при­сылал бы цветы, которые по его просьбе возлагались к памятнику воинам-погра­ничникам. Именно он ини­циировал строительство, да фактически и построил часовню в память о бойцах и офицерах, погибших на Даманском и красном от крови льду Уссури.

И своё слово он сдер­жал. Несмотря на чрезмер­но плотный график, губер­натор успел побывать на мероприятиях, посвящён­ных открытию обновлён­ных мемориалов памяти героев Даманского, сейчас идут последние усиленные организационные работы. К памятной дате составле­на обширная программа. В Дальнереченске (быв­ший город Иман) 3 марта состоятся торжественное открытие Аллеи Героев, ми­тинг-реквием «Святая честь быть часовым границы», возложение цветов к ме­мориальной доске Героя Со­ветского Союза Демократа Леонова и возложение вен­ков, отдание воинских поче­стей на месте захоронения пограничников, погибших на Даманском. Не менее торжественно пройдут ме­роприятия и в Лучегорске, где планируется посещение местной заставы ветерана­ми тех событий.

Примет участие в тор­жественных мероприятиях и наш земляк, воин-погра­ничник Валерий Кононов, который участвовал в вооружённом конфликте 2 марта 1969 года. К сожале­нию, он будет единствен­ным из Бурятии, тогда как на двух заставах, приняв­ших бой 2 и 15 марта, слу­жили в то время не один десяток призывников из республики. Но, увы, время берёт своё, одни уже поки­нули этот мир, другие по со­стоянию здоровья не могут выехать в Приморье, ведь большинству из них сегодня под 70 лет. Кто-то просто не знает о предстоящих юби­лейных торжествах, особен­но в районах республики. Тем не менее, Валерий Ко­нонов твёрдо намерен побывать в местах боевой мо­лодости, где 50 лет назад он принял свой единственный (к счастью) бой. Наш земляк присоединится к большой делегации иркутян, кото­рые также охраняли рубе­жи нашей Родины полвека назад.

Даманский – спорный остров

Сегодня сложно го­ворить, можно ли было избежать вооружённого конфликта. Наверное, да и руководство СССР не раз предлагало китайской сто­роне отдать им этот остров. В 1964 году была проведена консультация по вопросам границы, но закончилась безрезультатно. Причи­на тому - идеологические разногласия, которые воз­никли между странами вследствие культурной революции в Китае и после Пражской весны 1968 года, власти КНР прямо заявили, что СССР встал на путь «со­циалистического империа­лизма». «Островной вопрос» же стал следствием обо­стрения отношений.

Сегодня из разных источников известно, что вооружённый конфликт был тщательно спланиро­ван властями КНР. В этом прямо или косвенно при­знаются сами китайские историки. К примеру, профессор Пекинского универ­ситета Ли Даньхуэй писал, что в 1968-1969 годах ответ на «советские провокации» ограничивали директивы ЦК КПК, и лишь 25 января 1969 года было разрешено спланировать «ответные военные действия» у остро­ва Даманский силами трёх рот. 19 февраля на это дали согласие Генеральный штаб и МИД КНР. Существует вер­сия и том, что руководство СССР заранее знало о гото­вящейся крупномасштаб­ной провокации. Так, в разведывательном бюллетене Госдепа США от 13 июля 1969 года говорится, что «ки­тайская пропаганда дела­ла упор на необходимость внутреннего единства и побуждала население готовиться к войне. Можно счесть, что инциденты были подстроены исключительно для укрепления внутренней политики». А бывший рези­дент КГБ в Китае Юрий Дроз­дов утверждал, что развед­ка своевременно (ещё при Хрущёве) и весьма полно предупреждала советское руководство о готовящейся вооружённой провокации в районе Даманского.

Обстановка накалялась с каждым днём

Остров Даманский, вхо­дивший в состав Пожар­ского района Приморского края, относительно неболь­шой: с севера на юг это по­рядка 1,5-2 км, с запада на восток - 600-700 м. В период паводков остров полностью скрывается под водой, а за­ливные луга являются цен­ным природным ресурсом. С начала 1960-х годов об­становка в районе острова накалялась. Всё чаще ста­ли возникать конфликтные ситуации, когда китайцы стали систематически нару­шать пограничный режим. Причём таких случаев про­вокаций с каждым разом становилось всё больше и больше. Если в 1960 году их было 100, то в 1962 уже бо­лее 5000. Стали совершать­ся нападения хунвейбинов на пограничные патрули, в каждой из провокаций уча­ствовало с китайской сторо­ны до несколько сотен чело­век. Но до поры до времени столкновения советских пограничников и китайцев проходили без применения оружия. До этого выяснение отношений больше прохо­дило за счёт кулачных боёв, с применением прикладов и дубинок, чаще всего ото­бранных у самих китайцев. Пока не грянул гром…

Пограничников из Бурятии было много

Валерий Кононов родил­ся в селе Шолоты Заиграев­ского района, но фактически вырос в Улан-Удэ. В город он переехал, когда был совсем маленьким. Учился сначала в 20-й школе, а заканчивал 48-ю. Затем судьба на вре­мя забросила в Западную Украину, семья переехала в Луцк. Но жизнь в Незалеж­ной ему не понравилась.

«Уже в те годы отноше­ние к «москалям» у мест­ных украинцев было, мягко говоря, не очень-то друже­любное. Вот и вернулся на родину».

До призыва в армию успел поработать в геофи­зическом отряде, потом, как и отец, на ЛВРЗ слесарем в кузнечном цехе. Попал в пограничные войска. Навер­ное, неслучайно. По край­ней мере, физически он был развит, выполнил к тому времени первый взрослый разряд по вольной борь­бе, а пограничники как раз набирали спортсменов-раз­рядников. К тому же один из близких родственников Валерия Кононова работал в системе КГБ, это тоже, возможно, повлияло.

В числе других но­вобранцев из Бурятии и Иркутской области Валерия направили в сержантскую школу в город Иман (ныне Дальнереченск). Здесь он познакомился с ребятами, с которыми довелось не только прослужить вместе два года в сапогах, но и принять бой в том, теперь всемирно известном кон­фликте. За давностью лет имена многих земляков он подзабыл, но некоторых за­помнил. Это, конечно, Нико­лай Петров, чьи предсмерт­ные снимки стали немыми доказательствами агрессии китайцев и облетели весь мир. Среди сослуживцев и Виктор Гаврилов, незаслу­женно забытый сегодня в Бурятии, и уроженец села Улей Осинского района Вла­димир Бильдушников. Оба, к сожалению, также сложи­ли головы на Даманском: Виктор - 2 марта, а Влади­мир – 15 марта.

«В городе сейчас живёт Саша Забанов, с которым также вместе служил», - рас­сказывает Валерий Михай­лович.

Александр Забанов ро­дом из Алари Иркутской области, откуда и призы­вался в 1969 году в армию. По состоянию здоровья он не сможет поехать на юби­лейные торжества. Да и воспоминания о событиях на Даманском по-преж­нему тяжелы для него, о них он особо никому не рассказывает. В тот тра­гичный день 2 марта 1969 года, получив донесение о стрельбе на острове Даман­ском, начальник 1-й заставы «Кулебякины сопки», рас­положенной по соседству с заставой «Нижне-Михай­ловка» 57-го Иманского пограничного отряда тогда ещё Тихоокеанского погра­ничного округа, старший лейтенант Виталий Бубе­нин (ныне генерал-майор в запасе, Герой Советского Союза, основатель и первый командир спецподразделе­ния «Альфа» - прим. авт.) выехал на БТР-60ПБ (№ 01) и ГАЗ-69 с 23 бойцами, в числе которых был и Алек­сандр Забанов, на помощь. По прибытии на место по­граничники сразу же всту­пили в бой….

К сожалению, неиз­вестны пока имена других наших земляков, которые также участвовали в вооружённых конфликтах 2 и 15 марта. Но они были, и их немало, поскольку, как вспоминает Валерий Коно­нов, из Бурятии тогда в по­граничные отряды попало много ребят. Многие из них и поныне живут в районах республики. Но по разным причинам они не дают о себе знать. Быть может, по­тому, что многие годы о Да­манском, в том числе о них, никто особо не хотел вспоминать. А может, пора? В своё время государство, по существу, предало их. При­ми в 1964 году тогдашний руководитель страны Ни­кита Хрущёв решение о пе­редаче острова китайской стороне, пойди на уступки китайцам (де-юре это про­изошло годами позднее), не было бы погибших ребят, насмерть стоявших на за­щите рубежей Советского Союза.

Сегодня участники со­бытий на Даманском 1969 года приравнены к ветера­нам Великой Отечественной войны, соответственно име­ют все права на такие же льготы. Но только ли в этом дело? Мы должны знать и помнить их всех – поимен­но.

P.S. На этом мой рассказ о воинах-пограничниках не прекращается. В планах поездка в Лучегорск и Даль­нереченск, одна из целей ко­мандировки – найти имена наших земляков, служивших в тот памятный год на за­ставах «Кулебякины сопки» и «Нижне-Михайловка».

Автор: Герман НАМЖИЛОВ

Читайте также