Общество 27 мар 2019 1608

​​Как малоснежная зима скажется на урожае дикоросов и уровне Байкала?

Для Бурятии свойственен резко-кон­тинентальный климат и достаточно ма­лоснежные зимы. Так, среднее количество осадков колеблется от 150 до 350 мм и убывает с севера на юг. В этом году снега было ещё меньше, поэтому и начало пожароопас­ного периода объявили уже с 15 марта, сообщает газета «Бурятия».

Пожароопасный сезон в Бурятии обыч­но длится с начала апреля до середины октября. Первые лесные пожары зареги­стрированы в Окинском, Бичурском, Тарба­гатайском, Заиграевском и Кижингинском районах. Несмотря на то, что среди основных причин возгорания - поджоги сухой травы и несоблюдение правил пожарной безопас­ности, климатические особенности также играют свою роль.

Согласно данным Бурятского гидромет­центра, в большинстве районов снежный по­кров практически полностью сойдёт к концу марта. По предварительным прогнозам, на большей части республики в конце апреля ожидается высокий класс пожарной опас­ности, который к середине мая станет чрез­вычайно высоким. Правительство Бурятии к этим неприятностям готово.

Разработаны и утверждены 37 планов тушения лесных пожаров на территории всех лесничеств. Кроме того, с начала пожароо­пасного сезона будут проводиться наблю­дения и контроль за пожарной опасностью в лесах. В системе видеонаблюдения увеличат количество камер, и таким образом общая площадь круглосуточного мониторинга со­ставит более миллиона гектаров. Значитель­ный упор сделают на отдалённые районы республики, там повысят кратность облётов патрульными воздушными судами земель лесного фонда. В рамках федерального проекта «Сохранение лесов» в этом году выделят финансирование на новую лесопо­жарную технику общей стоимостью более 130 млн рублей. На охрану лесов от пожаров запланировано финансирование в 386 млн рублей.

Сельское хозяйство: не аномально

Предполагается, что недостаточность влаги в почве из-за небольшого снега зимой сильно ударит по росту и вегетации сель­скохозяйственных культур. Но в этом случае не всё так очевидно, как кажется на первый взгляд. В целом, власти в этом плане относи­тельно спокойны.

Как отметил первый замминистра сель­ского хозяйства республики Пётр Брыков, нынешнюю зиму в Бурятии, строго говоря, нельзя назвать аномально малоснежной, потому что для наших условий это типичная картина. Конечно, в зависимости от района она варьируется. Например, в Баргузинском зимой выпадает больше снега, а в Кяхтин­ском он практически не наблюдается.

«Снег в наших условиях, прежде всего, влияет на полноводность рек, которые текут по этим территориям, а в плане влияния на урожайность он большой роли не играет. По­чему? Это особенность нашего климата: снег ложится на промёрзшую землю, и, когда начинается солнечная инсоляция, на боль­шинстве открытых посевных он из твёрдого состояния быстро переходит в газообразное. Таким образом, влага из снега в землю почти не попадает, - отметил Брыков. - В 80-е годы учёные даже пытались проводить меропри­ятия по снегозадержанию в сельском хозяй­стве, но они не показали эффективности».

Из этого следует, что снег, который вы­пал на днях, принесёт даже больше пользы, так как быстро растает и уйдёт в почву. В целом, отметил чиновник, министерство при расчёте урожайности больше ориентируется на весенние осадки. Кроме того, сами тех­нологии выращивания культур, например, посев зерновых на парах (вспаханных полях, оставляемых на одно лето незасеянными) специально заточены под наш специфиче­ский климат и особенности земледелия.

«В любом случае, те плановые пока­затели, которые в прошлом году мы по­ставили, нынче в силе, - подчеркнул Пётр Брыков. - Надо учесть и то, что в последние годы полевое растениеводство ушло из су­хостепной зоны, а остальные районы, ко­торые находятся в лесостепной, соблюдают зональные, ресурсосберегающие техноло­гии, закрытие влаги. Поэтому в Тарбагатай­ском, Мухоршибирском, Бичурском районах даже в условиях засухи получают гаранти­рованный урожай».

В целом, по его словам, обеспеченность семенами по зерновым культурам состав­ляет 100%, в одних хозяйствах есть излиш­ки, в других случаях требуется закупка се­мян.

«Мы компенсируем часть расходов, определяем политику, даём рекомендации предприятиям. Но, естественно, они этот вопрос решают сами, в том числе за счёт господдержки, которую мы им оказываем, - отметил первый замминистра. - В этом году она выросла до 25 %, в том числе и тем сельхозпредприятиям, которые в про­шлом году застраховали свои посевы. Есть небольшой дефицит по кормовым куль­турам, это традиционно мелкосемянные культуры, такие как суданская трава, рапс, редька. Они у нас закупаются за пределами региона».

Что касается прогноза на урожайность в этом году, то он зависит от накопления за­пасов влаги в почве.

«Прошлой осенью было дождливо, по­чва накопила влагу, хоть и не в самых боль­ших объёмах, но для перенесения засухи её должно хватить, - говорит Пётр Брыков. - Многое будет зависеть от весенне-летних осадков. Вообще, согласно климатическим условиям, у нас осадков много не бывает. В хорошие годы - это 350 мм. А все высокие урожаи зерновых и кормовых, если посмотреть статистику, связаны с теми годами, когда были наводнения».

В чём малоснежная зима сказалась положительно, так это на зимовке скота. Низкие температуры установились немно­го позже, что позволило животноводам отодвинуть период расхода кормов. Всего же было заготовлено 448,1 тысячи кормо­вых единиц, что на 14% больше, чем в про­шлом году. Малоснежная зима способство­вала тому, что в большинстве районов скот пасся на зимних пастбищах, не закрытых плотным снегом. Падежа от бескормицы в эту зиму удалось благополучно избежать.

Холод опаснее засухи

Как будут обстоять дела с ростом и уро­жайностью дикоросов? Ветеран бурятской журналистики и краевед Даржана Цело­вальникова из Бабушкина отлично знает ситуацию на примере родного Кабанского района.

«У нас малоснежными зимы нельзя на­звать. Это в Улан-Удэ, ближе к югу, Джида, Кяхта - там может не быть снега. У нас снег всё равно есть, - отметила Даржана Заха­ровна. - В плане вегетации дикоросов осад­ки важны не только зимние, но и в течение всего года. Опять же в виде дождя».

Важно, по её словам, чтобы в момент цветения, например, черники, не было резких понижений температур в период цветения. Лёгкое похолодание, даже дли­тельностью в одну ночь, для ягоды неблаго­приятно: завязей уже будет мало, даже не­смотря на гипотетическое обилие осадков.

«Что касается грибов – они у нас как были, так и есть. Чтобы грибница засохла, нужно чтобы осадков не было вообще, - по­делилась опытом Даржана Захаровна. - У нас много снега выпало в декабре, потом долгое время не было, но снежный покров всё равно был средний. 18 марта навалило, но даже то, что он выпал сейчас, всё равно отразится на влажности почвы. У нас северный склон Хамар-Дабана, осадки задержи­ваются хорошо. Даже если будет жаркая погода, почва влагу удержит. Я живу здесь 21 год, засушливое лето бывает, как и недо­бор по дикоросам, но всё равно - преды­дущие накопления влаги, даже с прошлого года, не дадут почве слишком иссушиться. Прогноз, в целом, положительный».

Надежда на дожди

Зимний сезон в бассейне Байкала вы­дался бесснежным. На днях выпавший не­значительный снег не в счёт – его уже нет, и никакой роли в формировании речного стока не сыграет, считает директор Бай­кальского института природопользования СО РАН Ендон Гармаев.

«Отсутствие снега на водосборной территории Байкала за зимний период оз­начает, что при вскрытии рек высокого весеннего половодья не следует ожидать. Следовательно, и поступление воды в при­ёмный водоём, в данном случае Байкал, будет незначительным. Это отразится на уровне воды в Байкале», - отметил он.

По словам учёного, ситуацию могут исправить только дожди в летне-осенний период. Так, в прошлом году приточность водной массы в Байкал увеличилась ис­ключительно за счёт дождей, прошедших на монгольской части водосбора Селенги в августе-сентябре. Тем самым уровень воды в Байкале поднимался вплоть до конца ок­тября. В итоге за сезон поднялся на 123 см, в абсолютных высотах достигнув отметки 456,95 м по тихоокеанской системе высот.

«На сегодня уровень воды в Байкале составляет 456,38 м, и сброс воды через Иркутскую ГЭС продолжается в объёме 1700-1800 м3/с. Это, считаю, большой объём воды в сложившихся природных условиях, так как необходимо приберечь её запас в Байкале на случай, если предстоящий тё­плый сезон выдастся сухим», - отметил Ен­дон Жамьянович.

По мнению директора Байкальского института природопользования, в связи с этим уже сегодня надо переходить на эко­номный режим водопользования и расхо­ды воды через плотину уменьшить до 1300 м3/с. Такая экономия позволит обезопасить Байкал от чрезмерного падения уровня воды в озере. Последствия последнего падения всем знакомы по ситуации, кото­рая складывалась в прошлые маловодные годы – это, прежде всего, отступление уреза воды на пологих берегах восточного побе­режья озера, обмеление заливов и соров, оголение дельты Селенги.

«А будут дожди или нет летом-осенью этого года, пока никто не может точно пред­сказать, такой методики нет в принципе. Судя по многолетним закономерностям, а в природе имеет место цикличность различ­ных процессов, в данном случае маловодные периоды чередуются многоводными. С боль­шой вероятностью можем ожидать дожди в бассейне Байкала», - подчеркнул учёный.

Фото Аркадия Батомункуева 

Автор: Антон ИРШУТОВ

Читайте также